September 21, 2021

ШАНСЫ НА ДОГОВОР ЕСТЬ

Госсовет СССР обсудил проект Договора об экономическом союзе республик. Докладчиком выступал Григорий ЯВЛИНСКИЙ.

«МН»: Проект, который вы готовили вместе с коллегами, принят за основу. Значит ли это, что договор и затем сам экономический союз действительно становятся реальными?

Г. Я.: Как о реальности о союзе и даже просто о договоре говорить еще рано.

«МН»: Но когда это могло бы произойти? Или обсуждение было таким трудным, что возможны любые повороты?

Г. Я.: А вы полагаете, что оно могло быть легким? И повороты тоже возможны. Хотя я верю, что договор все-таки будет подписан, шансы есть… Когда? Если все пойдет нормально, сам договор мог бы быть подготовлен в течение месяца-полутора. Это в смысле текста срок более или менее реальный. Кроме того, к нему нужно подготовить пакет соглашений между членами союза, принять саму программу действий по выходу из кризиса и сформировать «команду» (органы управления), которая пользовалась бы доверием членов союза. Все вместе это заняло бы, наверное, три-четыре месяца.

«МН»: То есть к концу года? И мы снова будем ждать, а экономика будет идти вразнос?

Г. Я.: В той ситуации, которую мы имеем, и конец года был бы успехом.

«МН»: Успехом в заключении союза, но еще не в оздоровлении самой экономики. Какие сроки могут быть здесь?

Г. Я.: Если мы грамотно заложим принципы союза, — год-полтора. Сроки все те же. Я имею в виду определенное финансовое оздоровление, стабилизацию цен, хотя бы относительную. Собственно, стабилизационные программы такого рода всегда ориентированы на такие сроки… Если бы это удалось и мы хотя бы перестали падать в пропасть…

«МН»: Насколько известно, на заседании Госсовета и Горбачев, и Ельциц призывали к тому, чтобы быстрее договор подписать. А другие республики? Хотя бы крупнейшие: Казахстан, Украина?..

Г. Я.: Назарбаев настаивал на скорейшем подписании. А украинский премьер Фокин напомнил, что республики обсуждали, по сути; идею экономического союза еще год назад, основа была создана в «500 днях» и надо ее использовать, не нужно тянуть.

«МН»: И как теперь вы будете работать?

Г. Я.: Будут сформированы полномочные делегации республик для работы над договором, а вместо Комитета по оперативному управлению, видимо, будет создан межреспубликанский экономический комитет.

«МН»: Его также возглавит Силаев?

Г. Я.: Полагаю, да.

«МН»: Вы сказали, что шансы на благоприятный сценарий: подписание договора, создание союза и работа по совместной программе — есть. Но есть и другой сценарий: договор заключается, но не выполняется — меры предстоят очень болезненные. И как только это реально почувствуют, тут же все начнут отказываться.

Г. Я.: И это, увы, вполне возможный вариант.

«МН»: Но есть еще один: заключается неработоспособный союз. И еще: никакого союза, все сами по себе налаживают с кем могут связи, заключают бесчисленные соглашения и т. д.

Г. Я.: Это одно и то же: фиктивный союз или все врассыпную, кто как сможет. Значит, будем мучиться и пройдем через такие хозяйственные и социальные трудности, которых еще можно избежать… Ведь выход есть. Причем принципиально он остается тем же — что год назад, что сейчас. Только плата все выше. Раньше было очень трудно, теперь неимоверно сложно — вот и вся разница.

Беседу вел
Владимир ГУРЕВИЧ.

«Московские новости» 22.09.1991 г.