October 22, 2021

Леонид Крачук: центру всё равно, кто вышел из партии, а кто-из тюрьмы

Чтобы центру сохраниться, государства должны многое потерять. И снова независимость могла бы стать гуманной, как и раньше. И, конечно, если человек до конца защищает независимость со всеми ее атрибутами, то он Центр не устраивает. Центру все равно, кто вышел из партии, а кто — из тюрьмы. Главное — это принципиальная позиция, независимость. Я на этом стою не только сейчас, а стоял и раньше, я уже год говорю, что даже если и Союз, то только конфедеративный. То есть полная независимость государств, которые туда входят. К этому я пришел не сегодня. Разумеется, не 20 лет назад, но, когда начались демократические процессы, когда мы получили огромную информацию, которой раньше не имели, переварили ее, тогда я и нашел свою позицию. Мне удивительно и больно, что еще есть люди, которые не хотят украинской государственности», — заявил председатель ВС Украины, кандидат на пост президента республики Леонид Кравчук в интервью главному редактору киевской газеты «Молодь Украины».

Комментируя свое соперничество с кандидатом на пост президента от Народного Руха, председателем Львовского Совета Вячеславом Чорновилом, Кравчук заметил: «Мне бы не хотелось, чтобы Вячеслав Максимович в дальнейшем боролся не за себя, а против меня. Я никогда не втянусь в дискуссии, потому что считаю это делом бесперспективным. За Кравчуком стоят люди, и борьба против Кравчука — борьба против этих людей. Если этого не понять, то это будет означать, что эти люди будут выступать против тех людей, которые поддерживают Чорновила. И мы не только вдвоем поссоримся, но и приведем к тому, что поссорятся люди, которые стоят за нами, а Украина жаждет национального согласия».

Говоря о подписании экономического соглашения, в котором Украина не участвовала, Кравчук заметил, что он беседовал с Гансом-Дитрихом Геншером, который «указал, что сейчас все страны Европы идут на создание в 1992 году европейского сообщества. Это тоже принцип единого экономического пространства. Я его спросил: от того, что Германия вступает в сообщество, она не утрачивает своей независимости? Нет. Значит, и мы не хотим ее утратить. Это принципиально. Когда создается единое экономическое пространство государств и опять хотят оставить или обновить центральную, вертикальную государственную структуру, которая будет вмешиваться во внутренние экономические процессы, и если не будет механизма соглашений и консенсуса, такой документ нельзя подписывать. Это не какая-то наша сепаратистская позиция, «нет» — и все. Мы — «за», только на наших принципах».

Говоря о введении украинских денег, Кравчук сказал: «Мы можем купить станок или заказать где-то и напечатать гривны. Если эта гривна будет по своему авторитету равняться рублю, к ней никакого уважения не будет. Ведь деньги — это не простые бумаги. Через деньги государство обретает авторитет. Я хотел бы спросить: а есть ли у нас на Украине такие условия, чтобы сейчас ввести деньги, которые сразу станут конвертируемыми? Золота нет. Золотой фонд не поделен, валютный — тоже. Мы можем где-то взять 5 миллиардов долларов в кредит и обеспечить внутреннюю конвертируемость гривны. Но кто нам даст эти 5 миллиардов? Какая страна готова к этому? С чем мы выйдем в мир сегодня, какие у нас есть конкурентоспособные изделия? Пусть мне кто-то скажет, что, кроме самолета «Мрия», мы можем продать? Кравчук ничего не затягивает. Кравчук не хочет спешить, чтобы людей не насмешить. Я — председатель Верховного Совета. Мое отличие от других состоит еще в том, что я ответствен перед народом. А те, кто выступает со сладкими речами и заявлениями, обещает, критикует, — у них есть одно преимущество: они перед народом не отвечают».

Говоря о своей деятельности на посту президента, если он будет избран, Кравчук заявил: «На следующий же день я приступлю к изложению концепции внутренней и внешней политики независимой Украины. Но при одном условии: если референдум будет со знаком «плюс». Председатель ВС Украины вновь призвал к консолидации вокруг референдума о независимости республики: «Нужно отказаться от любых обвинений, от любого идеологического противостояния и сойтись сейчас на одном: есть земля, Украина, есть люди, есть народ, есть желание видеть эту землю государством. И все, кто может что-то сделать для этого, должны делать. Это не пожелание — святая обязанность».

Виталий Портников

«Независимая газета» 23.10.1991 г.