January 31, 2020

Банки в Норвегии

Первое чувство, которое вызывают норвежские банки, называется болью. После российского Альфа-Банка и банка Тинькофф местные банки напомнили мне недавнее прошлое Сбербанка с крылатой фразой вот где карту открывали, туда и идите. Со временем привыкаешь и начинаешь видеть не только плохое.

Минусы

Apple Pay? Не слышали. Push-уведомления о транзакциях? Можно же зайти в приложение и посмотреть. Удобное приложение? Вы еще скажите user experience.

Apple Pay

Официально некоторые норвежские банки поддерживают Apple Pay с 2018 года, но люди особо не спешат этим удобством пользоваться. Некоторые норвежцы постарше сильно удивляются, когда видят, что кто-то платит телефоном, а оплата часами их вообще шокирует. Ну и не все платежные терминалы поддерживают бесконтактную оплату.

Уведомления

Особенно мне не нравится, что банк не присылает уведомления о поступлении денег или об оплате картой. Что может быть приятнее, чем уведомление о зарплате? Но нет, мучайся в неведении. Уведомления — часть системы безопасности для держателя карты: если кто-то украл карту и расплатился ей, я бы это сразу увидел и заблокировал карту.

Был один месяц, когда зарплата не прилетела в 6:45 утра как обычно. К 9:00 утра корпоративный чатик кипел от возмущений норвежцев. Они звонили и писали в бухгалтерию. Это я к тому, что и без уведомлений все лезут в банковское приложение проверять баланс.

Банковские приложения

У меня есть приложения двух банков (SpareBank 1 и Danske Bank), и одно хуже другого. Нет, Danske Bank всё же хуже. Ощущение, что эти приложения разрабатывали в 2009 году. При этом они часто обновляются, но я не замечаю, что становится лучше. Да, у SpareBank 1 появилась темная тема для iOS 13, но лучше б проанализировали количество тапов, которые человеку приходиться сделать, чтобы выполнить популярные действия.

Может, кто-то видел другие приложение? Как ощущения?

Плюсы

Безопасность

Когда платишь банковской картой в интернете, нужно подтверждать транзакцию с помощью двухфакторной аутентификации так называемым BankID. Вводишь данные карты, потом в специальном приложении подтверждаешь, что это на самом деле ты (оно спрашивает PIN, отпечаток пальца или лицо на телефонах с FaceID), а потом еще и вводишь персональный пароль от учетной записи BankID. Этот же BankID аутентифицирует людей на всех государственных сайтах. Без него в Норвегии долго не прожить.

Автоматическая оплата

Для каждой компании, которой я плачу регулярно, можно настраивать автоматическую оплату с определенными лимитами на транзакции. Доверенные компании выставляют счета, и если они соответствуют лимитам (например, счет за электричество не превышает 300 крон), оплата произойдет автоматически. Или, например, коммуна выставляет мне счет за детский сад — я ничего не делаю, потому что уже занес коммуну в список доверенных получателей. Все мои счета оплачиваются без моего участия.

Депозитные счета и страховка

Норвежские банки участвуют в отношениях арендатора и арендодателя. Во-первых, банки поддерживают специальный тип счета, куда арендатор переводит депозит за аренду квартиры. Доступ к счету есть у обоих сторон, но ни одна не может использовать деньги без согласия другой. Во-вторых, банки дают возможность заменить депозит, который обычно составляет три месячных оплаты, на невозвратную страховку. Многих такой вариант спасает.

Общие счета

Банковским счетом можно поделиться с другим человеком. Например, у моей жены есть полный доступ к моему счету. Уровни доступа бывают разные: полный, посмотреть транзакции или только общую сумму. Обычно можно добавлять счета из других банков.

А теперь посмотрите, какие красивые в Норвегии банкноты. Только пользоваться ими приходится не часто, потому что везде можно заплатить картой. Если нет карты, можно использовать местную платежную систему Vipps.

Лицевая и оборотная сторона