April 20, 2019

Дебаты или как прилично поругаться и выиграть.

8 класс

Начнём с того что дебатные турниры это возможно одно из самых лучших вещей,что случилось со мной.Всё начиналось в 8м классе,когда меня брали везде куда можно,и я соответсвенно соглашалась.В дебатный клуб меня взяли только потому что я знала английский(спасибо гимназии+адская программа лицея).Логика здесь кроется в том что наш лицей никогда не участвовал на дебатах.Соответсвенно лучше брать сырой материал,но готовый для обработки.Первый мой team состоял из олимпиадников по английскому.Причём одна из них была чалой чалой,настолько что я не понимала ни одного её слова(первый спикер).Как помню,была старше меня,но очень скромной.Да так что когда смеялась пряталась в шкаф вся красная(шучу,это не так было).А загнала её в шкаф мой третий спикер.Шустрая,весёлая,то что надо для полного состава.А и да всю свою жизнь я была 2м спикером(кроме турнира в финале кубка школьников,но об этом позже).Поехали мы в Алмату на дебатный турнир.Не помню какой,но вообщем суть такова есть 6 команд,чем больше выигрышей тем лучше.Там был полуфинал и финал.Тогда благодаря необычным резолюциям(в дебатах этот термин означает темы/топики) познакомилась с Марвел.С неохотой пришлось смотреть железного человека(резолюция была о нём).Сейчас с радостью пересмотрела бы.Итак возвращаясь обратно в Алмату.Перед распределением с соперниками,первый спикер(самая старшая из нас) поднимаясь по лестнице повредила коленку.Тогда я думала просто что она чуть не упала,проверится в медпункте и всё ок.Всё время что нам дали для подготовки(15 минут) мы потратили в медпункте.Пришли в кабинетик где будет идти игра.У нас нет спикера,нас двое вместо троих.Найс.Думаем что делать.Один из нас выступает за двоих.То есть как неудивительно,это я(я была старше,соответсвенно ответственность переходит на меня).Вообщем являясь 2м спикером,выступала за 1-го и 2-го.(выглядело забавно.первый спикер: «привет,я первый спикер», второй спикер «как уже говорил мой первый спикер,то есть я»).Как сейчас помню наших первых соперников,джентельмены или как.Вообщем с их разрешения и с разрешения жюри нам дали минут 5-10 для подготовки.Они были слишком хорошими соперниками для нас зелёных.Мы даже сделали супергеройскую форму с человеком пауком).Paramount minds так называлась наша команда.Я даже не знала что это значит в то время.Вообщем проиграли с треском.Зато локация(Galaxy international school) волшебная.Тогда ещё в финале один дебатер оскорбил африканцев(сказал что они не умеют читать,так что интернет не нужен,или что то вроде этого),да запомнилось на долго.Естественно судейский состав не молчал.Новые лица,experience,улыбка.Дебаты номер 2.Алмата.World Scholars’ Cup.Более опытные и уверенные в себе.С другим составом,только без травм.3й спикер-я думала она вечно всем не довольно,оказалось она критик субъективности(в итоге,это помогло),интересная и неординарная точка зрения.Многонедельная подготовка.Вообщем выиграли 2 игры из трёх.И это кстати не дебаты только.Было эссе,scholars’ bowl.Нам даже дали игрушечные альпаки(🦙).Будучи лучшим спикером мы сделали дебаты у всего зала(карл,у глазах всего зала).Ещё тот самый первый соперник(с первых дебат сказанных выше) был помощником жюри.Нас разделили на две команды по 4 спикера.Мы сами решали кто будет спикером и каким.И у меня не хватило духу спорить с девочкой с Южной Кореи на своё место второго спикера.И я была спикером анализирующим.Когда та самая девочка выступала что то непонятно пошло,и я вышла очень взволнованная тем не менее начала говорить используя все слова что знаю(с моего восьмиклассного запаса слов на английском).Наша команда проиграла,я стала вторым спикером в рейтинге.Я конечно была безмерно рада.Потому что проиграла я той кто участвовал в этом раунде(с теми же темами,естественно темы не должны быть раскрыты никому из участников) в Астане.К тому же она была в 9м,а это означает она должна была быть в другой возрастной категории.Звучит как будто я оправдываю свой проигрыш.Но на тот момент я злилась и одновременно была рада.Был прекрасный experience.С тех пор на английском я не участвовала.

9 класс

Я нашла свой дрим тим(команда мечты)!Лучшее что может быть с дебатёром.Айя лучший первый спикер,прекрасно вводила дефиницию(соответственно поле игры хорошее),хорошо продумывала аргументы,и вообще довольно дружелюбна и красноречива.Я-второй спикер(а какой же ещё).Аружан-лучший 3й спикер,на год младше,и имела опыт в дебатах прежде чем мы стали командой,анализ.Просто идеальный(ну мне так кажется) анализ игры и summarization аргументов.Язык дебатов русский,кстати.15 команд отбор в полуфинал(4 команды).Моя команда изначально не была для меня особенной,слишком мало опыта думала я.Но я ошибалась.Порой судьба так склонна нам помогать и так удачливо улыбается.Было прекрасное время.Каждый из нас тянул команду вперёд,с присущей ей гармонией.1я команда - Мурагер.2я команда достаточно грубая,с никакой игрой и с огромным запасом пафоса.У них ещё была команда поддержки,которая смеялась над нашими аргументами.Мы чувствовали себя ужасно,будто нас судят.Тем не менее 3й спикер остался толерантной и поблагодарил со всем уважением которого они не заслужили.Судья к нашему счастью был адекватным и отнял их спикерские баллы(за грубость,и зато что перешли на личность),и даже с суровым лицом сказал всё это.Обычно не говорят кто выиграл,а кто проиграл.,но нам было всё ясно.Третья команда(всё ещё отборочные на полуфинал) была команда одиннадцатиклассников,которая явна знала толк в этом деле.Статистика к которой невозможно придраться,аргументы и всё чтобы мы потеряли дар речи.Тем не менее мы собрались и сделали всё и соответственно горячо поблагодарили.Думаем точно проигрыш.Зато достойным соперникам.Объявляют полуфиналистов: «Дети свободы(отдельная история почему название нашей команды такое убогое) 3/3».Нас больше шокировало не то что мы прошли в полуфинал, а то что мы выиграли «Лидеров»(последняя команда).Естественно позже мы поняли почему.Вообщем вот полуфинал.Туда проходят четыре команды:наша,лидеры,и ещё какие то две команды.Наши соперники говорили «понятия не имею почему мы прошли в полуфинал»,так вот я тоже понятия не имела(звучит пафосно,но так оно и есть).Было ясно кто выиграет.Финал.Кто же нас соперник?Лидеры.Мы не сильно удивились,зато были взволнованны. «Выиграли один раз,выиграем и во второй» сказали мы и зашли.Мы были рады с ними дебатировать вновь.Был весь судейский состав(со всего турнира).Было давление,большое.Так как «Лидеры» не обладали той уверенностью и покоем как при первой встрече,они были готовы нас на месте растоптать.Перед игрой у меня пересохло горло,потому что вот уже час мы говорим(полуфинал),а вода закончилась.Хорошо жюри мне дала свою воду с лимончиком)Игра была напряженной,но мы выступали как обычно.Спокойно,как будто обычный talk.Меня успокоил дух наших спикеров.Я выступила пытаясь как можно больше отстаивать наш кейс,на выстроенном поле игры,контраргументом ответить на их ребатл.Меня также пугали перекрестные опросы.Итак,мы выиграли.Вы бы видели лица наших соперников.Их куратор просила переоценить жюри и хотела подать на апелляцию,начали говорить что мы нечестно выиграли.Но это было не важно.Те жюри-студенты(международного уровня дебатёры).Одна из них сказала «вы так скромно говорите,в вас нет настойчивости.они говорили нагло.вот и думают что выиграли.наглость второе счастье».Жизненный урок.Ещё другие жюри начали защищать и объяснять почему и как.Причём весь состав.А мы ничего не понимая вышли.Наш 3й спикер(самая младшая из нас) заплакала.Потому что до этого они в её глазах были кем то высоким,и она плакала от разочарования.Плюс ко всему нашего куратора не было.Помимо жюри кроме нас никто нас самих не смог бы защитить.В итоге,увидев что Аружан плачет куратор наших соперников очень нагрубила.Это было жестко.Она вытерла слёзы и успокоилась.Как бывает в фильмах под конец и под музыку-мы втроем в обнимку идём одни в коридоре.Все таки we did it.Малышня с 9го,а то и с 8го.

10 класс

Ну тут мы конечно офигели.Думали ну раз в прошлом взяли значит и в этом возьмём.Наша игра была не такая прекрасная чтобы о ней рассказывать.Айя встретила нескольких друзей с форума.В этом году догадались предоставить воду каждому ученику.Запомнились знакомые Айи,очень милые).Говорили что сделают нас.Это и пробуждало интерес.Так получилось что из 3 игр мы не встретились ни разу.Вообщем сидели,думали вот пошли,носом воротили точно проиграли,не на все сто выложились.Мы прошли.Было такое удивление.Тут то мы и решились вложится на все сто.Наши соперники-Караганда КТЛ номер 1(для мальчиков),ещё и 11 класс.Люди которые шарят во всем и всегда.Проснулся азарт их уделать.Вот он полуфинал.Игра идёт на равных.Но мне кажется ключевую роль сыграл перекрестный опрос.Теперь немного дебатов.Наша резолюция была «стоит запретить законом употреблять фаст фуд до 16».Они были за,мы против.Мы молодцы,сделали поле игры на том что стоит запретить,но только до 14.Вообщем их аргумент «дети в 16 не осознают что фаст фуд вреден».Тут на перекрестном опросе (закрытый,то есть отвечаешь да или нет) наш спикер говорит:«фаст фуд вреден?»,ну естественно у них нет другого выбора, потому что их спикеры твердили что он вреден.Их спикер: «да».Обычный вопрос скажете вы.Но как это использовал наш второй спикер «они полностью осознают вред фаст фуда,хотя им есть 16,а некоторым даже нет».Если поняли всю суть крутости этого момента то молодцы,если нет,то.Вообщем выигрыш.Нас переполняла гордость выиграть 11 классников(тогда мы были в 10м,один спикер с 9го),ещё и с ктла(ну мы тоже ктл,но всё равно).Вообщем была хорошая игра,полностью красные(от эмоций) и удовлетворенные.Финал.Надавила на мораль(резолюция ,вернее тип резолюции был морально-нравственный,то есть аргументы основынные на логике слабее аргументов морали).Выиграли хотя довольно агрессивные соперники.Но мы то привыкли).Кстати после этого нас пригласили в дебатный клуб КарГу.Как сейчас помню. «не бросайте дебаты,у вас это хорошо получается»

Следующие дебаты-тренировочные с НИШ.Про них вспоминать можно только с ухмылкой.Вообщем взяли мы с собой с нашего лицея команду.Наша команда с обычным название(Фемида),а наших новичков кто в дебатах 3 дня(Дети будущего-это закон такой в первый раз в дебатах иметь убогое название).Мы им рассказывали что да как.Прикол в том что они взяли 3е место,а мы даже в полуфинал не прошли.Хотя повторюсь они новички которые взяли опыт у нас,а мы старички и что то вроде «умелых дебатёров».Мы сражались с командой НИШ.Наш судья был учителем/тьютором наших соперников.Где объективность?И независимое судейство?Вторая команда так вообще нас оскроблять ни одного шанса не упустила.Я не выдержала и ответила на их грубость,нарушив правило дебатёра:эмоции и личные разборки оставляйте вне игры.У нас отобрали спикерские баллы.А они выиграли.Там кстати те жюри были которые с областных дебатов.Увидели их и нам сразу легче стало.Вообщем странные были эти дебаты.

Позже я узнала про формат британский парламент очень хотела бы сыграть.Но время дебатов в лицее подходит к концуъ

Вот так и заканчивается история дебатов.Хотя в университете оно найдёт своё начало снова,с другой командой и с новыми именами)

Хочу выразить огромную благодарность всем,потому что мы достигли этого не сами,и не без вашей помощи.Багжан апай,Гульжан апай,Секине апай,Акбота абла,Тогжан,Дильназ.И наконец моим dearest Айе и Аружан.Мой дрим тим 4ever.Я безмерно рада встретить таких прекрасных teammates как вы.Вы ребята сделали эти дебаты незабываемыми.

p.s. team-команда,we did it-мы сделали это,чала-тот кто много учиться,teammate-член команды.