April 3, 2021

Сколько можно заработать на своей книге

Сегодня издать свою книгу может практически каждый — были бы деньги и история.

Далее от лица автора:

Как я решила написать книгу

После 10 лет работы в IT я неожиданно выпустила книгу лайфхаков для родителей.

С рождением дочки я решила освежить знания и сама с головой ушла в чтение книг для молодых родителей. Было много познавательного, интересного, но я постоянно чувствовала некий отрыв от реальности, и ни одна из книг не уберегла меня от болезненных ошибок. В тот момент меня бы здорово выручили врачи, чьё мнение основывается именно на принципах доказательной медицины, и более опытная подруга (лучше несколько).

Именно этот подход я решила реализовать в книге: объединить научные факты, рекомендации докторов и проверенные родительские советы по уходу за младенцем и собой. Я была подписана на нескольких известных блогеров в Инстаграме, чей подход к вопросам материнства мне импонировал. Я связалась с ними и предложила стать приглашёнными экспертами в книге, практически все они согласились.

Книга писалась почти два с половиной года в перерывах между основной работой и уходом за ребёнком. Мне хотелось полной творческой свободы, а также сохранения за собой авторских прав, поэтому от сотрудничества с издательствами я сразу отказалась. И решила самостоятельно выпустить книгу.

Самые большие расходы

Несмотря на то, что я всю жизнь работаю с текстами (в моем багаже — опыт в журналистике, маркетинге и пиаре), для выпуска качественной книги нужна помощь профессионального корректора и редактора, кто сможет посмотреть на твою работу свежим взглядом. Знакомые порекомендовали такого человека. Я отправила тестовый фрагмент, и мы быстро договорились: работа оплачивалась по ставке 110 ₽ за 1000 знаков, в итоге получилось 22 146 ₽.

Следующий этап — дизайн обложки. Изначально у меня была очень высокая планка, хотелось выделиться на фоне похожих обложек с изображением младенца или счастливых родителей. Я нашла в Фейсбуке дизайнера, проработавшего много лет в студии Артемия Лебедева.

Работа была разделена на две части: подготовка трёх эскизов и непосредственно отрисовка обложки. За финальный дизайн-макет я заплатила 20 тысяч ₽.

Итак, текст и обложка готовы, но до полноценной книги оставалось ещё несколько шагов.

Предпечатная подготовка

Долгое время я была подписана на рассылку издательского сервиса Ridero, поэтому выбрала для публикации именно эту платформу. Здесь, как в супермаркете, можно заказать любую услугу по превращению текста в полноценную книгу.

Резюмируя, денежные вложения в публикацию книги составили порядка 60 тысяч ₽.

Выход книги

Сотрудничество с издательством Ridero избавило меня от индивидуальных переговоров с каждым книжным магазином. Без дополнительной платы моя книга буквально в один день появилась на всех популярных площадках.

В первые месяцы после релиза произошёл всплеск покупок — благодаря социальным сетям и попаданию книги в раздел «Новинки». Но через пару месяцев продажи резко упали, и я стала искать причины. Оказалось, что вместо категории «Родителям» на ЛитРесе книга попала в раздел «Прикладная литература», на Bookmate — в «ЗОЖ», а ещё на одном сайте — в раздел «Ужасы» рядом с произведениями Стивена Кинга.

Мне пришлось договариваться с Ridero и писать напрямую в магазины, но после размещения в правильной категории продажи снова стали расти.

Пожалуй, самый важный момент — это стоимость книги. У меня не было иллюзий на счёт того, что автору достаётся лишь небольшая часть. При этом на Ridero за автором сохраняется возможность установить цену на своё усмотрение. Я изначально выставила 400 ₽, что несколько выше рынка. Самое любопытное, что спустя полгода в качестве эксперимента снизила цену, но продажи выросли максимум на 7–10%. Вероятно, если у читателя высокая мотивация купить именно эту книгу, то разница в 30–40 ₽ для него не играет большой роли.

Мои авторские вознаграждения составляют около 6% от стоимости книги (24 ₽) за прочтение на Bookmate, 25% (100 ₽) — за покупку на ЛитРес и от 2 копеек от партнёров ЛитРес (подписной сервис MyBook и другие). Вырученные средства за вычетом налогов я могу в любой удобный момент вывести со счёта на банковскую карту.

Что касается продажи бумажных экземпляров, то из-за высоких расходов на печать и доставку авторский гонорар обычно колеблется в диапазоне 20–30 ₽ за книгу. Магазин самостоятельно принимает решение о заказе книги. Пандемия замедлила мои планы по попаданию в книжные, но недавно мне поступили предложения от «Читай-города» и «Буквоеда». Для дистрибуции в каждый магазин требуется оплатить около 3 тысяч ₽, это комиссия Ridero и оплата стартового тиража. Если книги будут удачно распроданы, то поставка новых экземпляров будет проходить уже без моего участия.

Самостоятельные продажи

Вторая стратегия, которая позволяет получать существенно больше от финальной цены книги, — это самостоятельные продажи. Так как соавторами моей книги выступили известные, в том числе топовые блогеры-миллионники, я решила, что Инстаграм — идеальная среда для поиска читателя.

Я воспользовалась специальным сервисом Publicant и создала для покупателей платёжную ссылку через конструктор магазинов Digiseller.ru. Эту ссылку удобно отправить по почте или разместить в социальных сетях. Читатель выбирает удобный ему способ оплаты и после продажи автоматически получает файл с книгой.

В личном кабинете на Digiseller.ru есть несколько опций для партнёрских программ. В моём случае лучше подходит вариант, когда блогер предлагает подписчикам приобрести книгу со скидкой по индивидуальному промокоду. С блогером мы в индивидуальном порядке обсуждаем величину вознаграждения от каждой продажи.

Хотя я вижу в этом направлении самый большой потенциал, в отличие от продаж на ЛитРес, здесь требуется активное вовлечение: подбор блогеров, согласование постов, обсуждение условий. Надеюсь, в будущем я смогу найти больше времени, чтобы плотнее заняться продвижением книги в Инстаграм.

На текущий момент продано около 2 тысяч экземпляров книги. При этом я не вкладывала средства в маркетинговое продвижение (платные посты, контекстная реклама и т. д.). Если решу это сделать, то с учётом аудитории и потенциала книги, думаю, вполне реалистично увеличить показатели в 10–15 раз.

В целом, исходя из личного опыта, выпуск книги — это история не совсем про деньги. Можно «отбить» услуги подрядчиков, но условную стоимость всех потраченных часов я вряд ли верну и за несколько лет. Но во время декрета мне было важно поделиться своим опытом, полезными рекомендациями и уберечь других от ошибок, с которыми сама столкнулась. Я регулярно получаю сообщения с благодарностью и личными историями, как мои лайфхаки кому-то помогли.

Собственно, ради этого я и выпускала книгу.