March 18

Елена Азореш “Краски Африки: нарисовать себя заново”.  Фрагмент из главы 6.


Православные чудеса

Настоящие чудеса случаются, когда я загадываю желания в Африке. Не знаю, как это работает. Остаётся только удивляться и благодарить эти неожиданные сочетания обстоятельств.

Я помню чувство беспомощности и вины, когда начала получать просьбы о помощи от любимых православных храмов в Иринге и Дар-эс-Саламе. Им было нужно было почти все для богослужений: облачения для священников и диаконов, иконы, кресты, даже ладан. В Танзании церковную утварь не изготавливают, а покупка ее в России просто не по карману местным священникам.

Они обращались ко мне с просьбой о помощи. Что-то не клеилось у них с братской Греческой церковью (а принадлежали эти храмы именно ей), и они чувствовали себя брошенными на произвол судьбы. Служить извольте, а помощь предоставить не можем. Мне такая помощь тоже была не по карману: речь шла о серьезных суммах. А как все это доставлять в Танзанию? Объемы, килограммы, неизбежный перевес багажа…. Как решить этот вопрос системно? Знакомые только пожимали плечами, высылали ссылки на онлайн каталоги церковных облачений (стоимость которых повергала меня в шок), советовали пройтись по московским храмам и спросить, можно ли у них что-то купить подешевле.

Однажды мне приходит сообщение с незнакомого номера, начинающегося с +255. Ага, это Танзания. Похоже на спам, но на фотографии профиля вижу чернокожего батюшку в сиреневом православном облачении. «Елена, меня зовут отец Лаврентий. Я друг отца Амвросия из православного храма в Морогоро. Я слышал, вы скоро собираетесь в Танзанию? Мне очень нужна ваша помощь. Нужно передать кое-что для нас из Москвы в Танзанию. Вы сможете помочь? С вами свяжется сестра Ирина и расскажет детали».

Соглашаюсь.

— Елена, у нас посылка для танзанийского храма. Много брошюр, кресты, ладан, косынки для девочек. Пытались почтой отправить, но не принимают сейчас посылки из-за пандемии. Вы не сможете взять?

— А объём и вес какой?

— Очень большая сумка, 32 килограмма.

Я внутренне присвистнула.

— Понимаю, много. Знаете, мы уже год пытаемся им вещи отправить. Даже почтой пытались, но сейчас не принимают посылки в Танзанию. Очень надеюсь, что у вас получится. Мы вам оплатим перевес.

— А кто вы, хорошие люди? Я уже и не надеялась встретить кого-то, кто захочет помогать танзанийским церквям!

— Православный миссионерский центр помощи удаленным территориям.

— Как здорово. Как только куплю билет в Танзанию, дам знать.

Отец Лаврентий служил священником в Морогоро. Это город в глубинке Танзании примерно в семи часах езды от бизнес-столицы и порта Дар-эс-Салама. До Занзибара еще два часа на пароме, а потом столько же обратно. Он проделал этот путь для того, чтобы получить мою ценную полосатую посылку: других шансов получить эти брошюры, ладан и иконы не было. Мы сидели с ним на пафосных кожаных диванах в лобби отеля в центре Каменного Города. На мне были веселые цветные штаны (я же в Африку прилетела!), он же был одет в скромную чёрную сутану. Батюшка сидел, сложив ладони лодочкой, как будто продолжал молиться, а глаза его тепло улыбались.

— Как получилось, что вы стали православным батюшкой, отец Лаврентий?

— Друг моего отца был православным священником. Тогда я еще был мальчишкой и не понимал даже, что такое православие. Знал только, что он работает в большом городе, Дар-эс-Саламе. Однажды он предложил мне съездить с ним на службу и даже оплатил мне билет на автобус. Когда я попал в православный собор на литургию, меня поразило то, что я увидел, услышал и испытал. Мне стало очень тепло на сердце. Тогда я и понял, что обязательно стану православным священником.

Купить книгу можно тут:

https://ridero.ru/books/kraski_afriki_narisovat_sebya_zanovo/?fbclid=PAAabYtQNip2lsoO1Ktxe5Cy-78xGtaToeohJO8kygUC-28v6ISAKsAdEFVLU_aem_AWr9E2ZBcnMPymC74esZxZ053RHLplYhBF1uJO9T8fNLcpo5pk-Ct8EDaDR9uF8dYJ4