November 18, 2021

Туманность Мотры

Ковид пришел в нашу жизнь в 2019 году. Ворвался как Годзилла и начал разрушать все, что видит на своем пути. Планы, путешествия, рабочие места и жизни. Разрушения были видны и поначалу гораздо более пугающие чем сейчас. Я помню страшные кадры братских могил в Нью-Йорке, индийских полицейских, избивающих нарушителей карантина, запах антисептика, натертые от маски уши, бабушка в реанимации. Это отрывочные воспоминания, образы и эмоции связанные для меня с ковидом. Годзилла среди воспоминаний. Проблемы и разрушения были очевидны и абсолютно понятны. Потом прилетела Мотра.

Так уж получилось, что в горячечном бреду, после прививки, мне снилось, что я летаю на гигантском мотыльке. Вот таком грациозном монстре.

Прилетела она после второй части вакцины Cпутник V.

Я никогда не интересовался вселенной Годзиллы, да и вообще о японской популярной культуре имею весьма поверхностное представление, но пока читал на тему корпоративной истории Японии везде натыкался на отголоски региональных культурологических особенностей. Корпоративные и городские маскоты-персонажи, аниме в корпоративной пропаганде и коммерциализации искусства по модели дзайбацу. Однажды я наткнулся на изображение Мотры, в одном из рейтингов лучших дайкайдзю и образ меня впечатлил. Монстр-бабочка, возникший по вине человечества. Наверное поэтому этот образ и вспомнился воспаленному сознанию.

Мотра— вымышленный монстр-дайкайдзю, впоследствии ставший одним из чудовищ киновселенной с участием Годзиллы. Впервые, как персонаж, Мотра стала известной только благодаря выпущенному в 1961 году фильму «Мотра».

Имя Мотры является комбинацией moth («моль, бабочка») и японского суффикса «ра» слова «кит» , что также употребляется и в контексте описания больших размеров («большой как кит»). В первом поколении франшизы (поругайте Marvel и DC за развитие франшиз. Японцы уже 60 лет так делают) Сева, Мотра изображается как мистическое существо, которому поклоняются примитивные племена, обитающие на Острове Младенцев. Мотра вылупляется из яйца после того, как ее жрицы похищены капиталистом, из вымышленной страны Ролискии, надеющимся использовать их в своем ТВ шоу. Личинка Мотра плывет в Токио и окукливается вокруг Токийской башни. Достигнув своей взрослой формы, Мотра летит в столицу Ролисики и вызывает массовые разрушения, пока ей не вернут жрецов. Достаточно интересная история, если сравнивать с сюжетом марвеловских блокбастеров.

Помните Мицуи из "японских текстов"? Я увидел некоторую иронию, что основатель студии Toho, снявшей первое появление гигантского мотылька, открыл компанию после 14 летней карьеры в банке Мицуи, с кредитом на открытие и развитие, от родного банка.

Эту иронию я вижу только сейчас. После 3 дней полетов, с температурой в 38 градусов я не особо понимал, что происходит. Перед прививкой я прочитал о всех возможных последствиях, но к одному симптому я не был готов. Мотра донесла меня до "мозгового тумана". Я еще не знал, что приключения только начинаются.

Первые дни после снижения температуры, я испытывал весьма понятные симптомы. Усталость и некоторую "сумбурность" списывал на последствия трех дней горячечных воздушных путешествий.
Третьего ноября я писал, что чувствую себя "туманно". Как оказалось, что эпитет максимально неоригинален, но точен.

Термин "Эффект бабочки" возник в научной фантастике после публикации рассказа Брэдберри "И грянул гром" 1952 год. термин в естественных науках, обозначающий свойство некоторых хаотичных систем: незначительное влияние на систему может иметь большие и непредсказуемые последствия, в том числе в совершенно другом месте

Полное бессилие и апатия, а еще больше тотальное и беспросветное отчаяние от невозможности, понять что с тобой происходит. Представьте, что вы вам лет пять, и вы едете с родителями, далеко за город. Холодное осеннее утро. Вы уже заснули и прогрелись под шелест шин и теплый ветер автомобильной печки. Вдруг вас резко выкидывают из сна и машины на обочину проселочной дороги и леса и уезжают. Ошарашенный и беспомощный вы даже плакать не можете, так велик шок.

Первые дни я был настолько дезориентирован и были такие проблемы с кратковременной памятью, что я помню, в лучшем случае, отрывочно. Постоянная слабость и боль в суставах сопровождала тяжелый и будто ватный туман в голове. Концентрации хватало буквально на пару минут. Утреннее умывание и чистка зубов выбивали из сил на 3-4 часа беспомощного лежания на диване. Жесткой шуткой казалась реклама Яндекса с предложением "подиванить". Чтение стало совершенно недоступным времяпрепровождением. Буквы плясали в безумной пляске, а при попытке сфокусироваться затылок пронзала боль, вышибающая почву из под ног еще на час.

Осмысленные диалоги перестали быть возможными. На формулирование простейшей мысли уходили немыслимые силы, а звонок из доставки с предложением замены продуктов, оказался выматывающим наказанием. Трудности с датами и запоминанием, я думаю не стоит озвучивать?

Числа до 8 я еще пытался сопротивляться реальности и пытался вернуться в работу. Записывал каждый ключевой пункт диалога, ставил будильники и таймеры на действия, но и это оказалось тщетным. Причесавшись перед деловым видеозвонком, по пути до кабинета, я забыл цель своего прихода и пошел спать. Как же долго я извинялся перед клиентом. Туман немного отходил, но никогда не позволял о себе забыть.

В один из дней, я докладывал по проекту, но сам звонок, к которому я готовился весь прошлый день, проваливаясь в оцепенение, я помню обрывочно. Никогда прежде у меня не было мигреней, но наверное это была она. Простой звонок с коллегами, заставил меня несколько часов провести в гнезде из одеял, трясясь в холодном поту и с ужасом понимать, что через несколько минут у соседей, на несколько этажей выше, еле слышно снова пробьют напольные часы и голову снова зальет холодной болью.

Это оказалось последней каплей. Передав задачи и извинившись перед клиентами, я ушел на больничный. Дальше все казалось дешевым ремейком "Дня сурка". Несколько часов уходило на подъем с кровати. Полностью нарушенное восприятие времени, будило посреди ночи и укладывало спать в разгаре дня. Одним и тем же людям я звонил несколько раз в день с одинаковыми фразами, и испытывая невероятную неловкость и стыд, извинявшись бросал трубку. Клавиатура в кабинете покрывалась пылью, а я стремительно уходил в депрессию. Неловко блуждающий взгляд встречал меня в зеркале.

Поддержка друзей и коллег позволило собраться на поход к психиатру и позволила дойти до точки в которой я смог сформировать свою цель и пытаться держаться за нее, что бы не сваливаться все глубже в туман. Целью стало понять, что со мной происходит и как долго это продлится. Цель пришлось записать в блокноте, а то вспоминать, что я ищу за компьютером было сложно.

Цель

Поиски причин был недолог и прост, но сайт Мировой Организации Здравоохранения, например, только запутал тем, что выделяет такой список последствий ковида. Ни слова про прививки.

Другие менее распространенные симптомы: Раздражительность Путаница Снижение сознания Беспокойство Угнетенное сознание Тревожность Депрессия Нарушения сна Более тяжелые и редкие неврологические осложнения, такие как инсульт воспаление мозга, делирий.

С пассажем про менее распространенные симптомы мы скоро разберемся.

Дальше поиски завели на сайте британского министерства здравоохранения brain fog выделен в отдельный список долговременных последствий. Обильно процитирую симптомы

Сильная усталость (утомляемость)
Основным симптомом является крайняя физическая и умственная усталость (утомляемость), которая не проходит во время отдыха или сна. Это может затруднить выполнение повседневных задач и занятий.

Большинство людей описывают свою утомляемость как непосильную и совершенно иной тип усталости, чем то, что они испытывали раньше.

Физические упражнения обычно усугубляют симптомы. Иногда эффект откладывается, и вы чувствуете сильную усталость через несколько часов после тренировки или даже на следующий день.

Проблемы со сном
вы не чувствуете себя отдохнувшим после сна - как будто вы плохо выспались ночью
ты продолжаешь просыпаться во время сна
вы чувствуете скованность, усталость или симптомы гриппа при пробуждении
вы чувствуете себя очень усталым и сонным в течение дня
Проблемы с мышлением, памятью и концентрацией
проблемы с запоминанием определенных слов, имен или чисел
трудности с концентрацией внимания или трудности с сосредоточением более чем на одной вещи одновременно
проблемы с запоминанием того, что произошло недавно
медлительность в разговоре или реакции на вещи
Эти проблемы иногда называют «мозговым туманом».

До этого я ничего не знал о данном состоянии и обвинить в когнитивных искажениях не получится, но абсолютно все симптомы были в острой форме. Типичность состояния подтвердили и в скорой помощи, а также двое врачей, которых я посетил. Мотра донесла меня до очень неприятных и пугающих мест.
После того как я освоился тумане и написал пост, поделившись своими наблюдениями и состоянием, многие друзья и коллеги рассказали, что встречались с данным состоянием, а некоторые и переживают в данный момент.

Поиски "brain fog" привели на сайт Гарвардской медицинской школы. Звучит конечно солидно, но это пока не читаешь советы которые опубликовали. Статья должна рассказывать о том как избавиться от тумана. Советы хорошие, но я ожидал чуть больше данных о состоянии и как часто люди с ним сталкиваются и когда он пройдет.

Выполняйте аэробные упражнения. Возможно, вам придется начать медленно, возможно, всего по две-три минуты несколько раз в день. Хотя не существует установленной «дозы» упражнений для улучшения здоровья мозга, обычно рекомендуется работать по 30 минут в день пять дней в неделю.
Ешьте блюда средиземноморской кухни. Доказано, что здоровая диета, включающая оливковое масло, фрукты и овощи, орехи и бобы и цельнозерновые, улучшает мышление и память. и здоровье мозга.
Избегайте алкоголя и наркотиков. Дайте своему мозгу лучший шанс на выздоровление, избегая веществ, которые могут отрицательно повлиять на него.
Хорошо спите. Сон - это время, когда мозг и тело могут выводить токсины и работать над исцелением. Убедитесь, что вы даете своему телу столько сна, сколько ему нужно.
Участвуйте в общественной деятельности. Мы социальные животные. Социальная деятельность не только улучшает наше настроение, но также помогает нашему мышлению и памяти.
Заниматься другой полезной деятельностью, в том числе новыми, стимулирующими познавательную деятельность; слушая музыку; практика внимательности; и сохраняя позитивный психологический настрой.

Мне это и правда помогло, а особенно музыка. Как оказалось, под музыку, продолжительность концентрации увеличилась до 1.5-2 часов в день, на десятый день день после прививки. После этого было очень легко избегать алкоголя и наркотиков, так как пытаешься не уснуть и справиться с заказом еды.

Поверхностное изучение темы не давало результатов. Я узнал, что есть такое состояние, но я до конца не понимал, что меня ожидает от полноценного ковида, а не от прививки, так как я явно попал в статистику с "менее распространенными" симптомами.

Это не совсем обычный график. Он служит для обозначения динамики. Числа обозначают уровень интереса к теме по отношению к наиболее высокому показателю. 100 баллов означают наивысший уровень популярности запроса, 50 – уровень популярности запроса, вдвое меньший по сравнению с первым случаем. Для сравнения, результаты запросов по "covid cases".

Сложные научные исследования я смог читать лишь на вторую неделю после прививки. Приходилось подготавливать себя к чтению часами. Рабочую задачу, с написанием 8 строчек текста, я выполнял неделю. Проваливаясь в самоуничижение и искаженное восприятие реальности. Я абсолютно адекватно понимал, что испытываю серьезные проблемы с когнитивными способностями и мне не стоит ожидать от себя быстрых успехов и прогресс с поиском пути из тумана наметился, но депрессия это все таки болезнь, а не выбор. Я думаю, что это абсолютное совпадение, что Метилфенидат, он же риталин, находится топе связанных запросов у людей искавших brain fog. Это серьезный психостимулятор, из-за стимулирующего эффекта противопоказан при психозах, выраженной тревоге, психическом напряжении, возбуждении.

Золотой жилой оказалось исследование опубликованное в Lancet "6-месячные неврологические и психиатрические исследования у 236 379 лиц, переживших COVID-19: ретроспективное когортное исследование с использованием электронных медицинских карт". Оно очень компактно и если вы захотите получить более полное представление о масштабе тумана, опускающегося на Землю, то рекомендую ознакомиться. Если максимально упростить статистику из исследования, то треть всех переболевших ковидом испытывало проблемы с симптомами, причем в случае госпитализации с ИВЛ, процент рос до 46%.
Выводы этого исследования подтверждает свежее исследование из Великобритании, оно посвящено теме уже исключительно когнитивным способностям, и пугает еще сильнее.

Наш анализ предоставляет сходные доказательства в поддержку гипотезы о том, что инфекция COVID-19 связана с когнитивными нарушениями, которые сохраняются в фазе выздоровления. Наблюдаемые дефициты варьировались по масштабу в зависимости от тяжести респираторных симптомов, относились к положительному биологическому подтверждению наличия вируса даже среди легких случаев, не могли быть объяснены различиями в возрасте, образовании или других демографических и социально-экономических переменных, оставались у тех, у кого не было других остаточные симптомы и были более масштабными, чем обычные ранее существовавшие состояния, которые связаны с восприимчивостью к вирусу и когнитивными проблемами.

Масштабы наблюдаемого дефицита не были незначительными; снижение глобального сводного балла на 0,47 SD для подгруппы госпитализированных с аппаратом ИВЛ было больше, чем среднее 10-летнее снижение глобальной производительности в возрасте от 20 до 70 лет в этом наборе данных. Это было больше, чем средний дефицит у 480 человек, которые указали, что они ранее перенесли инсульт (-0,24SDs), и у 998 человек, которые сообщили о нарушениях обучаемости (-0,38SDs). Для сравнения, в классическом тесте интеллекта 0,47 SD соответствует 7-балльной разнице в IQ.


Действие прописанных врачами антидепрессантов, противотревожных, уколов и таблеток дает свои результаты. Данный текст, до того как Мотра привезла меня к туманному будущему, занял бы пару дней, но сейчас уже десятый, как я пытаюсь сформулировать свои мысли и изложить их. Радует, что прогресс очевиден и туман становиться все прозрачнее, и я все таки могу дописать этот текст, но это было морально и интеллектуально одной из самых тяжелых задач в моей жизни.

Менее распространенные симптомы? Вы же помните, что это редко встречается? У трети, как минимум.

Пока мы боялись потери вкуса, аппаратов ИВЛ и прочих ужасающих вещей, самое разрушающее было невидно. Апатичное, безвольное, еле соображающее общество, с непонятными перспективами на реабилитацию и будущее скрывается тумане. По мере выздоровления, я буду пытаться разобраться в результатах исследования и пытаться подумать о том какое будущее ожидает человечество.

Частным случаем эффекта бабочки является Теория хаоса Анри Пуанкаре в исследовании к задаче о движении трёх тел. Задача трёх тел в астрономии — одна из задач небесной механики, состоящая в определении относительного движения трёх тел. В отличие от задачи двух тел, в общем случае задача не имеет решения в виде конечных аналитических выражений. Известны лишь отдельные точные решения для специальных начальных скоростей и координат объектов. Задача без решения. Гигантские тела носятся по небу, но все также сводится к бабочке и хаотичным системам.


Sh1-89 Туманность Мотылька


Это не текст с концом, а начало истории, к которой мы вернемся, а я надеюсь, что я больше не буду вас покидать на такое большое время, тем более по таким причинам.

Здоровья.