September 30, 2020

Третья жизнь безродной Scott-ины

Некоторые в курсе, что у меня есть велосипед - Scott Apache. Модель такая старая, что даже старожилы с трудом припоминают о её существовании. Велик этот я купил за большие (для себя) деньги в далеком 1997 году, для того чтобы кататься с Кандидом по Карельскому перешейку и конечно ездить к Аничке на Ржевку и обратно через переезд (это сейчас там не так страшно, а было у-у-у). Пока я жил в Питере велосипед служил мне верой и правдой. Мы искали новые скалы на Карельском, катались по Северному Приладожью (тогда как раз убрали драконовскую советскую погранзону, и к границе стало можно (формально) подьехать аж на 5 км.)
Вместе с Аничкой мы рассекали в районе Всеволожска и Колтушей, спасаясь от стай местных бродячих собак, в общем - все было весело.

Разумеется, я взял этот велик в Чехию. Для Праги с ее крутыми холмами он подходил как нельзя больше. Большое (по тем временам) количество передач позволяло легко вьезжать на тамошние подьемы. Потом Скотина поехала во Францию. Так началась его вторая жизнь. Практически во всех французских резиденциях есть специальные помещения для велосипедов, так что проблем с хранением велика не возникало. Я купил кресло для ребенка и катал маленького Рому по Лазурному берегу. Когда он вырос, и уже сам ездил на велике мы вместе гоняли в окрестностях Valle Verte. Иногда я ездил на велике на работу. Из Валориса в Sophia-Antipolis и обратно, потом из Грасса. Удобнее всего было, когда мы жили в Софии. Там до работы было всего 4 километра, и их можно было проехать по лесу.

Когда в Софии у нас из кладовки сперли новенький велосипед Ромы (потому, что туповатые соседи сняли замок) - Скотину никто не тронул. Думаю, по возрасту она была старше воров. Так что велик успешно пережил 7 переездов за 23 года. Никаких повреждений у велосипеда за эти годы не появилось. А что вы хотите - тяжеленная Cro-Mo рама, причем это даже не полу-подвес а полностью жосткий велик. Я менял только цепь, звезды и вело-компьютер. Этим летом у меня возникла мысль сделать из Скотины электро-велосипед. Настоящие e-Bike в магазине стоят запредельных денег (даже с мотор-колесом, я молчу про средне-моторные), а китайцы давно научились делать неплохие двигатели. Может не как Bosch или Yamaha, но приемлемого качества.

Превращать велосипед в мопед мне не хотелось. Я желал, чтобы мотор просто помогал мне при педалировании в горку. Дело в том, что Лазурный берег это тебе не Питер, где главный перепад рельефа создают мосты. Тут холмы практически везде. Куда бы ты не ехал, перепад в 150-200 метров набирается на раз, а то и все 400. Не то, чтобы мне было жалко, но приезжать на работу мокрым, или на тренировку уже подубитым желания не возникало. У меня уже был опыт катания из Вальбона домой, когда после двухчасовой тренировки ты еще должен темной ночью мучительно вкручивать в затяжную горку шарахаясь от попутных автомобилей и распугивая кабанов.

Электрический ассистент решал эту проблему. Он анализирует силу нажатия на педаль, и автоматически определяет, когда нужно помочь. Я остановился на классическом двигле Tongsheng TSDZ2 и среднемоторном расположении. Мотор этот поставляется с AliExpress прямо из Европы, даже не нужна растаможка. Делать все самому было лень, так что я решил поддержать локальную мастерскую, и сразу после карантина зашел к ребятам из b-Volt в Антибе. Они любезно (и не задорого) согласились присобачить мотор к Скотине а также продали мне батарею.

Понятно, что и батарею я мог тоже заказать и в Кетае, это вышло бы раза в полтора дешевле, но тут хоть есть гарантия по ампер-часам, и не насуют элементов 18650 с песочком. Батарею я взял самую легкую, на 11 ампер-часов, 36 вольт. По горам вверьх я особо не езжу, по ровному люблю крутить сам, так что более емкие батареи мне без надобности.

Парни все сделали довольно быстро и культурно. Да еще и французское правительство дает скидку за использование электро-транспорта, так что вся буатва вышла мне где-то в 700 евро. Ого-го! Скажете вы, да это же дороже неплохого горного велика с новья! Согласен, недешево. Но это в два-три раза дешевле, чем e-Bike приемлемого качества из магазина. Плюс, не бросать же любимую жывотину? Так что теперь Скотина обрела третью жизнь, и успешно используется для поездок по Лазурному берегу. Забавно, что поглядев на старую каретку педалей, которую вытащили из рамы, я не заметил никаких проблем, хотя, прямо скажем, не особо щадил Скотину, и редко её обслуживал.

Совсем недавно я для теста сгонял в Gourdon и обратно, посмотреть как лазают перцы из нашего клуба. Было воскресенье, и хотя на дворе стоял сентябрь, жара была изрядная. Утром термометр показывал 28 градусов в тени. Набрать же надо было 700 метров, а по расстоянию - 20 км. На обычном велике в такую погоду я бы просто не поехал - ну его нафиг, умирать на подьемах парясь на солнце. Но теперь у меня был помощник! Google Map показывал время 1:50, и это был еще оптимистично для обычного велика с учетом перепада. Сам я надеялся управиться за час, т.к. ассистент позволяет держать скорость в 20 км/ч практически в любых условиях.

Я выехал из дому часов в 12, и несмотря на жару около 13 часов был на месте. Кстати, вело-навигация Гугла оказалась полным отстоем. Она пыталась вести меня по каким-то задворкам, куда не то что машина, даже пешеход не полезет. Может какой-нибудь безумный MTB-шник мог бы просквозить там вниз, распугивая местных котов, но ни один уважающий себя шоссейник в эти гребеня не свернет. А на кого рассчитана навигация? Ну не на VTT же? Они вообще по асфальту не ездят. Короче, лучше ставить автомобильную - будет больше пользы, а уж срезать самому, по ощущениям.

Нельзя сказать, что я прям не устал за час педалирования. Но и не помирал. Вполне комфортно доехал, остановившись попить на подьеме всего один раз. Навстречу мне летели веселые перцы в памперсах и на карбоновых шоссейниках. Они-то, как умные выехали в 9 утра, и уже возвращались назад. Но я совешник, так что ранний подьем - не мой вариант. Батарея за всю поездку разрядилась примерно на треть, так что думаю, до полного разряда реально набрать и 2000 метров по асфальту, если бы мне захотелось например, перевалить в Италию.

Конечно, на елестричестве я пока проехал всего несколько сотен километров, и нужно больше времени, чтобы понять, насколько надежен мотор и батарея. Но пока все выглядит неплохо. Осталось перепрошить контроллер мотора open source прошивкой, и можно сказать, что все на полном фарше. Так что, всем любителям ненапряженного педалирования - рекомендую.