November 3, 2020

Данная песня — не вопль отчаянья. Это — следствие одичания.

Не так давно в ленте МордоКниги я прочел пост про некого Лёху. Стремноватый чувак - подумал я. С таким подходом можно быть экскурсоводом или массовиком-затейником, но не профессиональным горным гидом. Подумал и забыл.

Но через некоторое время на Риске я вижу пост о пропавшей на Эльбрусе питерской туристке, а потом и другие публикации. Фигурантом которых оказывается как ни удивительно тот же Лёха.

Я не хочу здесь кого-либо обвинять. В жизни может случиться всякое. Я хочу поговорить о профессии, которой в России пока что практически нет. О гиде (Мопассане).

Гид - это человек хорошо знающий (местные) горы. Безусловно.
Гид - это человек с большим опытом восхождений. Разумеется.
Гид - это человек в хорошей физической форме. А как же.

Но всего этого мало. Нужно образование, и образование довольно специфическое. Годы восхождений и даже золотой ледоруп не могут его заменить. Об этом (неочевидном) факте писал (уже много лет назад) Валерий Бабанов - один из первых профессиональных российских гидов:
я когда начинал в школе, мне часто говорили: "Ты ходишь, как amateur". Между гидом и сильным альпинистом - большое расстояние.

Гид, кроме всего прочего - специалист по управлению рисками. Он не потащит клиентов наверх в плохую погоду. Не будет надеяться, что пронесет, не протратит рацию и телефон, не останется без веревки там, где она бы пригодилась и т.п. Стать хорошим гидом очень тяжело. Практически нэвозможно. Отчасти поэтому гидов в России по-прежнему очень мало, хотя и прошло почти 20 лет с тех пор, как Бабанов закончил ENSA. Хотя экскурсоводов, проводников и просто хороших парней - полно.

Хотелось бы закончить на радостной ноте, но я пока не знаю, где её взять.