October 27, 2020

Что такое платформа бренда?

Почти в любой нише очень высокая конкуренция. Все друг друга пытаются уделать, быть креативными, умными и прям лучшими из лучших. Но почему часто бывает так, что в одной нише есть компания, которая имеет всех, а есть компания, которую имеют все?

Причин много. Это и ресурсы, управленческие кадры, стратегическое мышление, клиентоориентированность и т.д., но все вот вещи должны на чем-то строиться, на каком-то фундаменте.

Этот фундамент какие-то люди когда-то назвали Платформа бренда.

Перед тем, как начать рассказывать про платформу бренда я сразу выскажу свою точку зрения. Если бизнес говно или решения в бизнесе принимают дебилы или продукт создавался только ради наживы, то платформа бренда не поможет.

Итак.

Платформа бренда - это, если прям упростить, упаковка вашего продукта, компании или чем вы там занимаетесь. Эта упаковка определяет вектор развития продукта или компании.

Что включает в себя платформа бренда? (очередности нет, считается, что все пздц важно)

  1. Миссия бренда. Куда же без нее.
  2. Цели и философия бренда.
  3. Уникальное торговое предложение. Эмоциональные и рациональные преимущества. Выгоды, характеристики, характерные только для этого бренда.
  4. Tone of Voice. Как вы общаетесь с клиентами. На ты, на вы или на иди в жопу? Сюда же характер бренда. Он агрессивный или он злой? Он надменный или скромный? Бренд друг или Бренд агрессор?
  5. Reasons to Believe. Почему клиент должен доверять бренду
  6. Ценности бренда. Что важно для самого бренда, каких принципов придерживается бренд? Мол, что допустимо, что нет. Что хорошо для бренда, а что плохо. Вот эти вот "Интервью с владельцем компании ООО Ашот Пашот о современном клиентском подходе на примере палатки с шаурмой"
  7. Целевая аудитория. Какая она. Чего она хочет, что у нее болит? Как бренд решает проблемы своей аудитории?
  8. Что-то еще наверное, я так не вспомню. В общем, все, что упаковывает бренд / компанию или продукт в одну целостную концепцию.

Говоря короче:

Кто вы такое, что вы делаете, почему то, что вы делаете - важно, почему то, что вы делаете - лучше, чем у остальных, почему я должен вам верить, в чем ваша фишка и как вы со мной разговариваете вообще?

Вот это платформа бренда.

Важно ли это? Ответим себе на несколько вопросов

Надо ли в современном мире отличаться от конкурентов? Надо.

Берут ли крутые компании наценку за бренд? Берут.

Может ли компания, которая не ценит своих клиентов рвать рынок? Нет.

Важно ли понимать свою целевую аудиторию? Конечно, бл-дь, важно!

Ну и так далее.

Великие продукты и компании всегда вырастали из хороших идей. Хорошая идея всегда решает какую-то проблему или улучшает жизнь людей. У хорошей идеи АВТОМАТИЧЕСКИ хорошая миссия, которая заключается в том, чтобы сделать мир лучше, чем он был до появления этой идеи (продукта).

Могут ли плохие люди создавать хорошие продукты? Могут, но у них другие цели, а я (это мое личное мнение) не верю в успешность хорошей идеи в руках гондона. Где-то он себя рано или поздно покажет. Так всегда было и так всегда будет.

Во что верю я?

В то, что если продукт приносит пользу миру, а ее делают хорошие люди (во всех смыслах), то платформа бренда - это лишь техническая часть. Уже понятно, какая миссия, уже понятно, какой характер и для кого продукт создается.

Надо ли все это отразить на бумаге? Надо. Я не буду изобретать велосипед, вот вам вложение от одного бренд-агентства, а взял я это с vc.ru

Я хз, кто такие, никогда с ними не работал, просто они сделали памятку, а я ее спер, чтобы не переписывать самостоятельно.

В чем подвох?

Говно в красивый фантик завернуть можно, но рано или поздно фантик придется выбросить, а говно останется. Больше работайте над продуктом, а не над его упаковкой. Хороший продукт всегда будет востребован, если он будет востребован, то у вас будет больше клиентов. Больше клиентов - больше денег - больше издержек - больше проблем. Чтобы решать проблемы и управлять издержками - надо инвестировать в развитие. Развитие - это не только реклама или новое оборудование или еще что-то. В первую очередь развитие - это люди.

Любой бизнес делают, чтобы получать деньги.

Любой бизнес на данный момент делают люди.

Не поможет вам брендинговое агентство, если вы сами не знаете, что делаете и зачем. Хотя бы простыми словами. Если мысль есть и она нравится другим, то вам может понадобиться помощь, чтобы эту мысль упаковать в красивый фантик. Главное, чтобы под красивым фантиком была конфетка, а не сами знаете что.

Что советую делать я

Тоже мне нашелся. 30% из вас даже никогда меня не видели, но это сейчас не важно. Буду местным авторитетом.

Платформа бренда важна. Правда важна.

Первая штаб-квартира Google.

Если у вас стартап. С этого хорошо бы начинать, но сильно в упрощенном виде, но надо. Не стоит сразу тратить бабки на фирменный стиль и вот это все. Это вторичная история. Во главе угла должен стоять продукт, который делаете. Но чтобы как-то примерно понимать бренд и его платформу, то начинать надо с ответов на эти вопросы:

  1. Для кого? Кто будет покупать и на каком языке с ними разговаривать?
  2. Где находятся те люди, которые будут у нас покупать? Где их искать? Что они любят? Как наш продукт пересекается с миром? Я продаю вилки, а где они покупают тарелки? Я продаю кухни, а где они покупают квартиры?
  3. В чем идея? Какие проблемы (боли) мы решаем?
  4. Почему мы лучше? Почему покупать у нас? Почему нам надо верить?
  5. В чем наш продукт объективно лучше других похожих продуктов (если они есть)
  6. В чем наш продукт объективно хуже других похожих продуктов?
  7. Что важно для нас самих кроме денег?
  8. С кем бьемся за место под солнцем? Кто наши конкуренты?

Хорошие и честные ответы на эти вопросы дадут множество поводов для подумать. Это и будет началом разработки платформы брендов.

Потом можно заняться более правильной маркетинговой аналитикой, но об это я попозже расскажу.

Штаб-квартира Google сегодня

Если не стартап. Вы уже знаете рынок, на котором работаете и знаете ВСЕ свои преимущества и недостатки. Это надо честно выписать на "бумагу" и посмотреть со стороны. Фишка в том, что ЛЮБАЯ компания АБСОЛЮТНО уникальна.

Например, у нас есть мощные конкуренты, но они специализируются на работе с дизайнерами интерьера, а мы работаем с розницей. Мы пытались работать на дизайнеров, но наша модель создана под розницу и на нашем рынке нам нет равных, при этом мы полное говно с дизайнерами, а конкуренты полное говно с розничными покупателями. Мы усиливаем то, в чем сильны, а не пытаемся усилить то, чего нет.

То есть, если вы лучшие в чем-то, стремитесь улучшать улучшения. Это дешевле стоит и приносит больше пользы для бренда.

Мы очень круто работаем с клиентами в самом начале и в каких-то моментах очень плохо работаем в части клиентского обслуживания. Получается, что мы пздц как круто умеем продавать и не очень хорошо (иногда) умеем клиента сопровождать, доводить до конца, быть на 100% крутыми. Это то, с чем нам надо работать, чтобы усилить то, что имеем сейчас.

Я из тех, кто верит в платформу бренда, но при определенных условиях, о которых я говорил выше.

Я из тех, кто считает, что упаковка очень важна, но она бесполезна, если нечего упаковывать.

Я из тех, кто верит в то, что в конечном итоге наличие сильного бренда многое прощает. Потому что он уже работает на тебя.

Я из тех, кто считает, что сильный бренд - это, прежде всего, эмоции, которые он приносит. Крутые эмоции, безусловно, приносит крутой продукт. Я правда верю, что во главе угла стоит продукт и люди, которые его делают. Со мной можно поспорить на примере одежды и я даже не буду спорить - соглашусь. Одежда вообще для меня какой-то не очень понятный мир. Я не понимаю, почему спортивный костюм Alexander Wang стоит под 30к рублей и чем он лучше, чем спортивный костюм Uniqlo за 4к. Когда-нибудь пойму, но это не точно. Объяснил бы кто, был бы счастлив.

В заключение про брендинговые агентства:

Стартап вы или нет. Есть люди, которые профессионально занимаются упаковкой. Правильная упаковка бренда позволяет увеличить прибыль. Так что это важная херня. Но есть момент.

Вы можете привлекать сторонние агентства, брендинговые, маркетинговые, любые, но помните одну вещь: любые маркетинговые агентства делятся на 4 категории:

  • Те, кто уже ох-ел в край и понятно почему (типа студии Лебедева)
  • Те, кто уже ох-ел, но непонятно почему
  • Те, кто еще не ох-ел, но скоро это сделает
  • Говно (их сразу видно, они сами себя упаковать не могут)

Выбирайте №3. Они более голодные, маленькие и хотят работать больше и лучше. Лидеров выбирать смысла не очень много. Артемий Лебедев говорит "Долго, дорого, ох-енно", но я не на 100% согласен. Долго и дорого - точно, а вот ох-енно или нет, СЕГОДНЯ - ЭТО ОЧЕНЬ СПОРНЫЙ ВОПРОС. Это как с врачами. Можно пойти в дорогую клинику К-31 и нарваться на дегенерата врача, можно пойти в поликлинику сильно дешевле и попасть к золотому человеку. Ваш бренд будет упаковывать не Тема Лебедев, а какой-то дизайнер или вообще ИИ, поэтому лучше идите к №3. Отвечаю. Ищите тех, кто поменьше. Им больше надо, они стараться будут. Это факт.

Этот факт в 1962 году доказала компания Avis со своим супер гениальным слоганом

Avis is only #2 in rent a cars, so why go with us? We try harder.

И кстати, они же являются анти-примером. Нихера они уже не Try Harder. То еще говно. Вот почему я говорю, что надо в первую очередь о продукте и людях, а потом об упаковке. Правда.

Короче, надеюсь, что вы поняли, что такое платформа бренда и что это достаточно важная история, если у вас все по-честному и серьезно.

Бай.