February 14, 2019

Правила инвестирования. Ирина Кривошеева, CEO «Альфа Капитал»


Здравствуйте, Ирина Владимировна!

Добрый день!

Сегодня мы поговорим про правила инвестирования генерального директора УК “Альфа-Капитал”. Давайте начнём со старта - какими были ваши первые инвестиции?

Первые накопления у меня появились, когда я начала активно работать – в 1997 году. Тогда я работала в инвестиционном банке, начинала изучать варианты вложения средств. Уже в 2000 году мы загорелись идеей создания управляющей компании. Её поддержало руководство из Германии - управляющая компания крупного международного концерна Deutscher Investment Trust. Сейчас это уже Allianz Global Investors, по-прежнему одна из крупнейших управляющих компаний в мире. В то время наш рынок только зарождался. Первые мои инвестиции были в ПИФ, на тот момент это был Deutscher Investment Trust Фонд Сбалансированный.

Вы упомянули, что начали работать в 1997 году. Кризис 1997-1998 года на вас повлиял?

Конечно, повлиял на карьеру. Перед выходом на работу я училась и стажировалась в Германии. Руководство порекомендовало меня в российский, на тот момент только открывающийся офис. Когда я приходила, были громадные планы по экспансии, планировалось нанять, как мне запомнилось, минимум 500 человек. Однако кризис внёс свои коррективы. Закончилось всё буквально тремя сотрудниками. Я была одной из трёх, кого успели взять, пришла на должность ассистента трейдера по облигациям. После меня должны были прийти боссы, которых просто собеседовали дольше. Но случился кризис 1998 года, и я осталась одной из немногих в составе этой команды. Дальше, конечно, пошло переосмысление стратегии развития на рынке, сокращение позиций.

В нью-йоркском офисе покупали ОФЗ (Облигации федерального займа), на которые поставили ограничения, ими можно было торговать только внутри страны. Мне абсолютно неожиданно перешла в управление очень крупная для того момента позиция - порядка 10 миллионов долларов. Я начала следить за этой позицией, писать аналитику, коммуницировать с партнерами и клиентами, так как все функции просто сократили. И это был тот случай, когда кризис означал возможности.

Именно поэтому 1998 год запомнился новыми вызовами в работе, изменившимся в один миг ландшафтом рынка, где требовалось искать новые точки роста. Вопрос личных инвестиций тогда ещё не стоял на повестке дня. Как результат - в первый кризис я ничего не потеряла.

Но он наверняка наложился на ваше управление собственным портфелем в дальнейшем? Как глобально изменился ваш подход к инвестициям, если взять 2001 и 2019 год?

Я – убеждённый умеренно консервативный инвестор, была и остаюсь. Кризисы, которые мы переживали, только способствовали тому, что я укреплялась в осознанности своей позиции. Если изначально просто не хотела излишне рисковать, то потом поняла, что, возможно, так правильнее, подвела под это для себя личное теоретическое обоснование.

Какие самые доходные и самые убыточные инвестиции вы сделали за 20 лет?

Прибыльные операции были связаны с Газпромом, Лукойлом. В середине 2000-х у меня торжественно появился брокерский счёт, мне это было интересно, я прошла все этапы. Запоминаются всегда яркие цифры на каком-то краткосрочном горизонте, когда у тебя две недели - и плюс 20%. Убыточные тоже были, но их так не запоминаешь. Это вложения в акции, которые я не закрывала перед 2008 годом. Тогда остались самые яркие убыточные позиции, со всех сторон говорили, что кризис будет продолжаться, и я по низким ценам распродала позицию, потому что боялась уйти в ноль. Ещё один яркий убыточный пример – акции Юкоса, которые тоже были в портфеле. Не ожидала тогда, что акция может стоить ноль.

Вы считаете, было ошибкой продать акции после сильного падения?

Конечно. Это один из примеров наиболее частой ошибки при инвестировании. Эмоциональная, психологическая готовность не закрывать позицию, когда вокруг кричат, что всё будет плохо, а, наоборот, покупать в этот момент, приходит не сразу. Очень легко в книжке читать, что нужно покупать близко ко дну, а на практике это болезненное решение, негатив льётся со всех сторон. Важно не обращать на это чрезмерного внимания, уметь выстроить объективную картину происходящего и принимать логически взвешенные решения. Инвестирование – это рациональная категория, поэтому из каждой ошибки важно извлекать опыт для дальнейшего движения.

Сейчас вы можете сказать, что спокойно принимаете просадки и готовы покупать на дне?

Сейчас – скорее да, воспитываю в себе этот навык. Это показала практика 2011, 2014, 2018 года. Кстати, я сама расцениваю 2018 год как наиболее удачный. Это был третий кризис, когда я сдерживала себя, заставляла не смотреть на этапы падения каждый день в мобильном приложении, чтобы не видеть минусы. Это было уже больше похоже на осознанную волевую паузу.

Вы упомянули, что открыли брокерский счёт в 2005 году. Пришло осознание того, что брокерский счёт – это не долгосрочно, это не живёт? Как вы поняли, что должны в первую очередь обращаться к долгосрочным стратегиям и ориентироваться на доверительное управление?

Это связано с организацией жизни человека в целом: чем хочешь наполнять свой день, на чём фокусировать своё внимание, какое время отводить на разные сферы жизни, в каких областях хочешь сохранить максимальную вовлеченность. В какой-то момент я осознала, что у меня нет желания и времени по 2-3 часа в день собирать и анализировать точечную информацию, совершать трейды. Тем более, когда, к примеру, в работе стоят амбициозные задачи, требующие максимального внимания, открываются новые возможности, которые надо использовать здесь и сейчас. Мир ускоряется, чтобы сохранять эффективность, необходимо концентрироваться на значимом, а остальное делегировать профессионалам. Так от брокерской концепции я перешла в доверительное управление.  

Сколько продлилось управление брокерским счётом?

Три года активной каждодневной торговли с высоким уровнем погружения.

Если проанализировать три года вашего брокерского счёта и, допустим, три любых года с ПИФами и доверительным управлением, можно сказать, что результаты отличаются?

Я так не сравнивала. Времена меняются, раньше там были точечные, отдельные операции. Меняются и объёмы вложений, в том числе мои. Хорошо сейчас сказать, что, когда я сама торговала на 10 тысяч рублей, у меня была доходность 200%. Это очень условные сравнения, всё протекает во времени.

А в эмоциональном плане как? Сейчас легче, чем тогда?

Легче. Есть чёткое представление, как должен выглядеть мой базовый портфель, представление о диверсификации, понимание, что я - умеренно консервативный инвестор. Нет завышенных ожиданий. Я знаю, какие уровни просадок сама готова переварить и как хочу аллоцировать активы в портфеле.

В контексте доверительного управления важное значение имеет фактор инвестиционного консультанта, экспертизе которого ты можешь доверять. Ко мне, как к любому клиенту, нужно найти подход, учитывать историю инвестирования, цели, риск-профиль. Да и просто с консультантом должно быть очень комфортно работать. Ведь часто на встрече ты обсуждаешь не только инвестирование, а взгляды на различные события. Поэтому широта кругозора, ценности консультанта вносят в этот процесс существенный вклад. За эти годы в моем опыте были разные примеры. И сейчас я точно могу сказать, чего жду от своего инвестиционного консультанта.

Какой уровень доходности вы считаете нормальным? И какой портфель для вас идеален?

Пришла к тому, что у меня есть существенный перевес в валюте. Долгосрочные сбережения сейчас в какой-то степени сформировались, 70-80% - это долларовые вложения. Существенную долю держу в депозитах, потому что это регулярные накопления. В депозитах у меня не меньше 60% в каждый момент времени. Небольшая составляющая - скромная инвестиционная недвижимость, которую я изначально рассматривала как объект инвестирования, а не проживания, и примерно 30% - доверительное управление.

А с точки зрения уровня доходности?

Распределяю риски для себя. По депозитам есть понимание средних уровней ставок, надёжности банков – для меня это важно. По доверительному управлению хороший показатель - если есть уровень по долларам депозитной ставки плюс 30% к уровню ставки. Это означает, что в долларах при ставке 3-4% по депозиту мои ожидания 5-6%. Я не верю, не хочу разбираться в предложениях с двузначными значениями на долгосрочном горизонте, скептически отношусь, когда мне выдвигают такого рода варианты. Чётко ориентируюсь на доходность 30-40% к депозитной ставке и по рублям, что означает соответственно 12-14% при ставке 8-9.

А если коснуться распределения активов на классы?

Сейчас у меня в портфеле рекордно высокая доля акций, она доходит до 20-22%. Для меня это личный рекорд, потому что в базе я умеренно-консервативный инвестор и скорее инвестирую в облигации.

Почему так получилось? Это осознанное решение?

Конечно. Появляется много новых технологических компаний, развиваются новые сектора экономики. Ты понимаешь, что это интересно, и стратегически веришь в потенциал роста.

Планируете уменьшать долю в акциях?

Пока убеждена в комфортности структуры для меня, сейчас не планирую стратегических изменений. Страновая диверсификация – тоже важный фактор, к которому пришла со временем. По валютам, в моем случае, сейчас перевес в долларовых инвестициях. По страновой диверсификации, по акциям могу сказать, что сегодня 90% - акции международных эмитентов.

А что с облигационной частью в портфеле?

Да, а вот с облигациями в моём портфеле всё наоборот, 90% - облигации российских эмитентов. Мне понятно кредитное качество российских эмитентов, уровень их долговой нагрузки, если речь идёт о Газпроме, Роснефти, Новатэке и других. Поэтому в евробондах мне комфортно.

А зарубежные не берёте?

Так получилось, что сегодня акции – это американский рынок, а еврооблигации – прежде всего российских эмитентов.

Какую глобальную задачу решают у вас инвестиции в ценные бумаги?

Это повышение общей доходности по портфелю, те самые дополнительные проценты на долгосрочном горизонте.

Как часто делаете сделки?

На количество сделок внимания не обращаю. Мне кажется, оборачиваемость внутри портфеля - неподходящий критерий для оценки качества управления активами.

Как вы считаете, с какого возраста надо приучать детей к инвестированию и финансовому планированию?

О финансовых инструментах можно уже и в старших классах школы начинать рассказывать, чтобы дети понимали, что такое акции, облигации, депозиты, сбережения, накопления. Мне кажется, это действительно важно. По сравнению с западными странами у нас нет привычки, принципа регулярно откладывать деньги. Это связано и с нашими историческими особенностями: не привыкли принимать по наследству сбережения от наших родителей, бабушек, дедушек. Когда я в студенчестве общалась с моими швейцарскими знакомыми, многие мило делились, что от прадедушки остался счёт и акции или фонды, по которым поступают какие-то регулярные платежи. И уже в студенчестве знакомые тоже начинали откладывать пусть по 10 евро, а дальше по 50-100 евро в месяц. И, когда там рождается ребёнок, открывается специальный счёт на формирование фонда для последующего финансирования обучения.

Таков механизм регулярного формирования долгосрочных накоплений в действии. Дети в старших классах школы уже понимают, что у них будет накопительный счёт от родителей, что с ним нужно будет разбираться. У нас такой базы пока нет, поэтому мне искренне кажется правильным стараться доносить общий смысл, целесообразность поэтапного подхода формирования накоплений, активно развивать соответствующие продукты и технологии.


перейти на канал Alfa Wealth