Политика
September 22

Либерализм мертв  

Слегка переосмыслив старинную поговорку я бы хотел сказать следующее: "Встречают по политическим лозунгам, провожают по уровню дискуссии"

Все мы делаем выводы о других людях исходя из поверхностных заявлений того или иного собеседника. Это вполне нормально, особенно если мы имеем дело с собеседником в интернете.

Когда я узнаю к какой политической страте относит себя человек, я невольно делаю упреждающие выводы о его благоразумности, интеллекте, характере, моральных ценностях и других личных качествах. Все это происходит непроизвольно, спонтанно рисуя в моей голове образ человека по ту сторону экрана.

Когда я слышу "Я анархист": я понимаю, что это свободолюбивый человек, который хочет банальной вещи: чтобы от него отстали и не мешали жить. Конкретные детали могут уже отличаться.

Когда я слышу "Я коммунист, социалист": я понимаю, что человек хочет лучшего для обычных людей, пусть он и совершенно заблуждается в тех методах, которыми этого можно добиться.

Когда слышу "Я националист": я понимаю, что человеку дороги люди его крови, культуры, страны.

Когда я слышу "Я либертарианец": я понимаю, что встретился со своим отражением, с человеком желающим жить по своим законом и не мешать другим поступать также.

Но вот когда речь заходит о либералах, я понимаю лишь одно: что я совершенно ничего не могу сказать о человека основываясь лишь на утверждение "Я либерал"

Он может оказаться человеком защищающим частную собственность, демократию, права людей, а может оказаться приспособленцем, для кого шкурный интерес важнее его идеалов.

За века влияния других идеологий, за десятилетия использования этого термина не по назначения, за годы псевдолиберальной риторики, слово "либерализм" перестало значит хоть что либо. Оно стало ничем, пустым местом. Либералами себя называют и правые, и левые, и центристы, и либертарии, и автократы, и люди вообще без позиции, чей идеологический компас меняется чаще, чем флюгер на ветру.

Как умер Бог в 19 веке, так умер и либерализм в 21. Но адепты до сих пор цепляются за то, в чем большинство разочаровалось.

Либерализм опошлили популисты, использовали левые, а потом выкинули на амбразуру политических интриг недобросовестные номенклатурщики.

Какое будущее у либерализма? А какое будущее может быть у покойника? Некролог, пролитые слезы на могилу, может почетный памятник на площади, а потом забвение.

Либерализм настолько испортился, что в свое время появились "классические либералы", что взяли курс на возрождение идеологии.

Но цепляться за мертвую идеологию, значит примерять на себя роль Сизифа выполняющего бесполезную работу, толкать камень либеральных ценностей в гору, с которой его непременно скинут те, кто в очередной раз будет называть свои идеалы либеральными, те кто в очередной раз использует либерализм для закрепощения общества.

Либерализм годен в наше время лишь как фундамент, для строительства других политических идентичностей, годен лишь как отсылка на гигантов мысли, но как инструмент политического преобразования он уже совершенно не годен.

Хватит цепляться за мертвую идеологию! Становитесь либертарианцами!