unix
January 15, 2023

Удивительный мир UNIX

Так получилось, что я познакомился с Unix очень давно, еще в начале 2000х. Ниже расскажу как это происходило и чем закончилось.

FreeBSD

Моей самой первой «Unix-like operating system» была FreeBSD, версии 3.2. На дворе был 2003 год.

Да, в те времена были задержки с получением релиза. Выпуск 99го я получил только в 2003м.

Времена были дикие, игрушки железные:

Установочные образы тогда покупались на носителе, на той самой Горбушке, а не скачивались из интернета. Коробка с CD (CD да, не DVD) была сразу на 4 диска, со всем возможным софтом.

Даже современная FreeBSD система — мягко говоря не проста для новичков нормальных людей, в те далекие времена все было сильно жесче.

Спасло только наличие уже тогда приличного опыта в линуксе, сетях и железе. И конечно упертость.

Все получилось, исполнилась мечта сисодмина конца 90х и у меня под столом завелся личный сервер на FreeBSD.

Squid, Apache, почта, файрвол и NAT с IP-forwarding — джентельменский набор сисадмина

И все это я тогда настраивал сам. На тот момент мне было 18 лет, так что получился неплохой такой тест на совершеннолетие.

Собственно с тех времен FreeBSD — одна из моих основных рабочих ОС. Даже этот текст я пишу из-под нее:

Аптайм на самом деле в районе двух месяцев, просто это ноутбук и каждое засыпание останавливает счетчик.

Solaris

Следующей эпичной победой вехой в развитии стал Солярис, тогда еще Sun Solaris.

Шел 2005й год, я только что получил свой красный железный диплом и покинул стены родного ВУЗа. Это была моя первая официальная работа и первая запись в трудовой.

В первой трудовой.

И.. практически сразу я дорвался до чудо-сервера мейнфрейма:

Sun Fire 15K

Вот так примерно оно примерно выглядело:

На самом деле этот чуть попроще, это SunFire 6800, 15к еще больше.

Терминалы управления выглядели как-то так:

Sun Blade Workstation 1000

Еще были вот такие штуки, в качестве рабочих станций, с подключением к мейнфрейму разумеется:

Sun Ray Workstation

И на рабочих станциях и на чудо-сервере мейнфрейме стоял Solaris, SPARC версия. Так выглядело окружение:

Sun Solaris CDE, официальное UNIX-окружение на те времена.

Для 22х летнего паренька дорваться аж до мейнфрейма в 2005м году еще и посреди Сибири — было прям скажем ярким достижением.

С тех пор и пять лет подряд Solaris, правда на x86 архитектуре, был у меня одной из основных ОС: стоял на рабочей станции и ноутбуке (!), использовался для разработки и офисной работы.

Это было конечно не так круто как читать рэп и ширяться хмурым, но тоже неплохо.

К сожалению, после известной покупки Sun компанией Oracle и попыток открытия-закрытия — развитие этой системы затормозилось и интерес к ней сильно угас.

Еще в тот год я смог развернуть Oracle 11g на Slackware Linux (кто не понял тот поймет), но мой опыт с линуксом — тема для отдельной статьи. Пока просто для информации об уровне моей отмороженности.

реалии OpenBSD о да

OpenBSD

Чуть позже, в 2006м я впервые познакомился с OpenBSD, это была версия 3.9. И быстро понял что ничего не знаю ни о юниксах ни о сетях ни о железе ни о безопасности ни о разработке.

Собственно эта чудо-система дает просраться всем желающим до сих пор. Поэтому если вы вдруг ох#ели зазвездились и решили что разбираетесь в компьютерах — крайне рекомендую попробовать поставить.

Для возвращения на землю.

И это у них называется инсталлятором.

У релизов OpenBSD есть интересная особенность:

для каждого выпуска команда проекта рисует отдельную картинку-логотип, придумывает имя релизу и выпускает песню.

Для версии 3.9 нарисовали такое:

Вот так выглядят драйвера NVidia изнутри.
Attack of the Binary BLOB,[35] which chronicles the developer's fight against binary blobs and vendor lock-in,[36] a parody of the 1958 film The Blob and the pop-rock music of the era.

В те времена NVidia начала выпускать свои графические драйвера для линукса, которые как раз и были построены вокруг «блоба» — закрытого куска модуля ядра и прошивки, который линковался с заголовками ядра в процессе установки.

Очевидно что очень многим тру-линуксоидам такое не нравилось, но кто ж их когда спрашивал.

Вообщем с тех пор и поныне, OpenBSD является одной из моих основных рабочих систем, как на десктопе так и на серверах.

Могу, знаю и умею, если кому вдруг надо соорудить суперзащищенный приватный сервер — пишите.

OpenBSD 7.2, XFCE, 2023й.

Кстати,

Реализованная в OpenBSD фича с отключаемым root (административным аккаунтом) мне очень понравилась, поэтому я начал применять такой подход уже в своих проектах.

SGI IRIX

В тот же год мне удалось дорваться познакомиться с еще одной чудо-машиной, хотя конечно на 2006й это уже был скорее антиквариат.

Легендарный антиквариат:

SGI Octane 2

SGI Octane 2 Workstation.

Продукция SGI в 90е была недостижимой мечтой, на таких станциях создавали спецэффекты для кино и стоили они нереальных денег:

The Octane line’s entry-level product, which comes with a 225-MHz R10000 MIPS processor, 128MB of memory, a 4GB hard drive, and a 20-inch monitor, will fall to $17,995 from $19,995. The pricing action comes two months after the company introduced it. An Octane system featuring 250-MHz R10000 processor, meanwhile, will drop from $38,995 to $24,995

CNet, back in July 1998.

Вообщем, пусть и спустя 8 лет, но мне удалось дорваться до такой вот системы. Как это выглядело:

4DWM , рабочее окружение SGI IRIX

Если вы далеки от компьютеров, но например любите авто — представьте что вам дали прокатиться на Lamborghini Countach или DeLorean.

Обе эти машины в свое время оставили существенный след в истории индустрии и являются легендарными.

Тут тоже самое.

Как и все легендарное, продукция SGI продолжает жить до сих пор, несмотря на закрытие производства и остановку поддержки.

Огромная база фанатов до сих пор использует эти рабочие станции, пишет (больше портирует) для них софт, чинит, холит и лелеит:

Думаете все ограничилось лишь самим запуском и скриншотами? — нет. Я занимался самой настоящей разработкой:

Великий и ужасный MIPSPro.

Поэтому (наверное) остаюсь одним из последних динозавров реликтов, имеющих опыт разработки под эту систему. Остальные спились вымерли.

Mac OS

По какой-то причине, мне никогда не нравились ни маки ни продукция Apple вообще, хотя познакомился с ними еще в 2005м.

Первым был Power Mac G3:

Power Mac G3, 1999й год

Дальше было много разных рабочих станций, были даже серверы с Mac OS, но не зашло. В основном это была нативная разработка под десктоп:

XСode, Cocoa, Swift — вот это все.

Так что с тех времен Mac OS живет у меня только в виртуальной машине:

MacOS в качестве гостевой ОС под FreeBSD, на ноутбуке. Нет, у вас так не получится.

NetBSD

Она была последней из большой тройки BSD, шел уже 2008й год.

Началось все как обычно — со смешной картинки с х#ями фото очередной железки для гиков, присланной товарищем из Европы.

Примерно вот такого:

NEC MOBILEPRO 770, выпущена в 1999м

Эта штука размером в 1/3 ноутбука, спокойно помещалась в карман. Естественно внутри было слабенькое железо и непростая архитектура.

И вот на ЭТОМ спокойно себе работает полноценная ОС, c тем же самым окружением и набором ПО что и на обычном PC. Вообщем сие меня удивило и сподвигло на изучение.

Так появился опыт разработки под тостеры и роутеры  — под любую архитектуру.

Остальное

HP-UX, AIX, SCO — к сожалению эти системы удалось посмотреть только удаленно, через терминал:

Удаленный доступ к серверу на HP-UX

Хотя конечно каждая из этих ОС стоит отдельного разбора. Когда-нибудь доберусь и до них.

Эпилог

UNIX создавался профессионалами и для профессионалов, в этом его достоинство и ключевой недостаток для обывателя.

Всегда требовались компетенции и подготовка для работы с UNIX, эти системы никогда не предназначались для широких масс, как например Microsoft Windows, поэтому никогда широкими массами не использовались.

Поэтому если вы считаете себя профессионалом в ИТ-индустрии — вам абсолютно точно необходимо ознакомиться с этим миром.

Хотя-бы для общего развития.

Есть объективные причины, по которой UNIX считается гибким, расширяемым и надежным и успешно существует уже полвека.

Практики и подходы, лежащие в его основе — очень даже применимы и в вашем собственном софте, каким бы он не был.

Да прибудет с вами сила, поцоны!