November 7, 2020

ZX SPECTRUM И ФАРФОР

Все началось в далеком 1991 году, когда я был школьником, и керамика меня интересовала не более чем история пленумов КПСС.

В то время меня увлекали компьютеры, а точнее компьютерные игры. Мне тогда подарили мой первый компьютер ZX SPECTRUM! Кто помнит это чудо техники, тот поймет, о чем я. Сегодня это живая легенда, а в то время такой девайс казался чем-то фантастическим.

Вместо монитора использовался обычный телевизор, а для хранения данных магнитофонные кассеты. Скорость передачи данных с магнитофона на компьютер была ужасающе низкая и чтобы загрузить игрушку, требовалось сидеть и скучать 5-10 минут, слушая специфический писк и скрип цифровой записи.

Вот так, в ожидании загрузки очередной игры я наблюдал, как рядом работает отец. Он иногда приносил работу домой. Это были декоративные блюда и пласты, на которых он лепил флористические мотивы из фарфора. Не скажу, что мне это было интересно, но все же лучше чем тупить в потолок.

Однажды, наигравшись до чёртиков, и не зная куда себя деть (не делать же уроки!), я заглянул на рабочий стол отца, где под полиэтиленом лежала незаконченная работа и фарфоровая глина. Я развернул пакет с глиной и начал что-то лепить, пытаясь повторить то, что делал отец. Погода, видать, в тот день была не лётная, и никто из друзей не позвал лазить по стройкам, так я просидел за необычным занятием пару часов. Результаты своего труда положил на шкаф сохнуть и благополучно забыл.

Мать, делая уборку, нашла мой шедевр и показала отцу. Не знаю, что он подумал, но предложил обжечь мою первую работу и позвал на экскурсию на фарфоровый завод. То, что там я увидел, взорвало мне мозг. Завод как живой организм, работающий круглосуточно, где все двигалось, гудело, горело, шипело и перемещалось какой-то невидимой силой. Это было в миллион раз круче, чем ZX SPECTRUM.

Я начал периодически приходить к отцу на работу, где учился работать с фарфором. Именно техника флористической лепки была моим первым опытом в керамике. Работа на грани возможностей материала научила отлично чувствовать его свойства - пластичность, упругость, податливость, влажность.

Эти навыки оказались незаменимыми, когда я обучался в колледже и в академии, где работал с гончарной глиной, шамотом и другими материалами. Но все же фарфор остался первым и самым любимым керамическим материалом на всю жизнь.

А что стало вашим триггером, что включило у вас интерес к керамике, пишите в комментарии. Кто, как и где заразился этим вирусом?