March 29, 2019

Птички у Новодевичьего (много!)

Рано утром 27 марта я отправился посмотреть птиц около дома. Сначала решил посчитать, сколько домовых воробьев гнездится во дворе. Насчитал пять штук. Пока считал, произошло два приятных события: во-первых, я увидел рябинника. В нашем дворе я раньше видел его только один раз много лет назад. Во-вторых, я услышал снегиря. Это было особенно приятно, потому что снегирей я тут никогда не встречал. После всех этих радостей я отправился на Ростовскую набережную и пошел вдоль реки к Лужникам, методично считая всех встреченных по пути птиц. Приятно, что мне попадались не только кряквы, но и хохлатые чернети. Еще все время встречались серебристые чайки (Larus argentatus), хотя, честно говоря, телескопа у меня с собой не было, и я не до конца уверен в определении вида — возможно, это были хохотуньи (Larus cachinnans). Еще приятно: огари! (Tadorna ferruginea). Московская экзотика, — в Латвии таких не найти. Огари, как известно, не московские птички, но популяция из зоопарка успешно расплодилась и теперь они встречаются в разных частях города.

Огарь что-то ищет у берега

Огарей я встретил много — несколько пар. Хотя, конечно, это не называется много, если сравнить с кряквами.

Я дошел до Лужников. Возле ТТК есть интересная точка — отмель рядом с местом впадения реки Сетунь. На этой отмели тусило очень много птиц: в том числе озерных чаек. Они уже все летают в своих летних масках.

Все наблюдения я вносил в базу «Онлайн дневники наблюдений птиц» с помощью приложения для iOS. Приложение отлично работает, удобное. Чем больше там будет наблюдений, тем лучше.

После обследования реки я отправился в парк у Новодевичьего монастыря. Мы часто там гуляли с детьми, но тогда я не так обращал внимания на птиц. А их там довольно много. И сейчас за ними особенно интересно наблюдать, потому что все занимаются гнездами.

Два скворца при мне все время залезали в дупло. В базе нужно отмечать гнездовой статус: посещает вероятное место гнездования. Потом эти скворцы уселись на ветку и стали божественно петь. Жаль, я не записал видео, но вот эмбед с xeno-canto.

Скворечники тоже заняты

Полевые воробьи тоже занимают дупла, и большие синицы, и лазоревки. Вороны летают с ветками в клюве. Все поют. Видел зяблика, который пел, но пока как-то неуверенно. Зато очень уверенно пел щегол. И зеленушек слышно.

Зяблик. Фотография, конечно, не огонь, но полоски на крыле видны.

А это щегол. Фотография еще более не огонь.

Зимой щеглы летают стайкам вроде той, что мы встретили в январе в Коломенском. А сейчас они сидели по одному три штуки и пели на верхушках деревьях. А вот чижи летали стайкой, но довольно тихо себя вели.

Рябинников в Москве много. Сейчас они очень громко трещат.

Большая синица

Этот кусок хлеба ворона мастерски запихала в щель между веткой и стволом — про запас, видимо.

Итак, список встреченных за утро 27 марта видов:

Сизый голубь

Серая ворона

Галка

Полевой воробей

Домовый воробей

Снегирь

Щегол

Зяблик

Большая синица

Лазоревка

Скворец

Рябинник

Зеленушка

Пищуха

Чиж

Кряква

Хохлатая чернеть

Огарь

Серебристая чайка

Озерная чайка