March 15, 2019

Я переезжаю в Москву. И уже знаю, где буду смотреть птичек

Мы жили в Риге почти пять лет, именно здесь мы с Тишей увлеклись птичками. Тиша со временем слегка остыл, а я наоборот. Теперь я увольняюсь из «Медузы», и мы переезжаем обратно в Москву. Конечно, смотреть за птицами в Латвии в чем-то куда удобнее. Здесь практически нет пробок, вокруг Риги много полей, лесов и озер, которые не застроены бесконечными заборами. И еще тут есть море, где весной и осенью можно найти много разных пролетных птичек. Но Москва тоже неплохое место. Когда я смотрю чеклисты из больших московских парков, иногда поражаюсь, сколько там регистрируют разных видов— от сирийского дятла до длиннохвостой неясыти. Так что птички никуда не денутся.

Главный координационный центр бердвотчинга в Москве — Зоомузей МГУ. С 1999 года при музее действует программа «Птицы Москвы и Подмосковья», которую курируют Михаил Владимирович Калякин и Ольга Викторовна Волцит. В рамках этой программы в 2014 году вышел Атлас птиц Москвы: город поделили на 242 квадрата площадью 2x2 километра и в течение шести лет собирали наблюдения профессионалов и любителей. С тех пор Атлас обновляется и пополняется новыми видами. Можно открыть карту, тыкнуть на квадрат и посмотреть, какие птицы там гнездятся, какие зимуют, а какие иногда пролетают мимо. После этого музей координировал сбор данных для Атласа гнездящихся птиц Европейской России. Но Подмосковье до сих пор изучено плохо.

Так что теперь у программы новый проект — нужно собрать данные для Атласа гнездящихся птиц Московской области. Регион поделили на квадраты 10x10 километров, их примерно 480 штук. Каждый может попросить закрепить за собой один или несколько квадратов и обследовать его по определенной методике. Собирать данные будут до 2023 года. Все подробности вот тут.

Я уже связался с координаторами проекта и теперь буду обследовать квадрат в Одинцовском районе — там у нас дача, где в детстве я жил каждое лето, а в последнее время почти не езжу. В каком-то смысле именно там я стал интересоваться птицами — вслед за братом. С тех пор этот район очень сильно застроили. Раньше можно было за пять минут дойти до леса и выйти в поле, но теперь везде частные территории и заборы.

Вот этот квадрат я собираюсь обследовать. Там почти везде частная собственность и заборы. Для смеха даже посмотрел по кадастровой карте — земель общего пользования почти нет. Но ничего, я надеюсь, что все-таки найду, где погулять с биноклем. Я очень вдохновлен, потому что таких данных по птицам в Подмосковье мало. Так что я чувствую себя настоящим исследователем, а квадрат c романтическим названием 37UCB3_14 — terra incognita. В базе «Онлайн дневники наблюдений птиц» можно посмотреть, какие есть регистрации из этого квадрата с 2014 года. И там всего 21 наблюдение — 17 видов:

  1. Кряква
  2. Канюк
  3. Чибис
  4. Вяхирь
  5. Голубь сизый
  6. Рябинник
  7. Мухоловка серая
  8. Лазоревка
  9. Синица большая
  10. Поползень
  11. Жулан
  12. Иволга
  13. Сойка
  14. Сорока
  15. Ворона
  16. Скворец
  17. Снегирь

Так что каждая новая находка (особенно с подтвержденным гнездованием) будет ценной.