September 20, 2021

Первый свой подвиг я совершил в 5 лет

Тогда, в песочнице соседнего двора меня отоварили на машинку. Брутальный первоклассник, а это, согласитесь, недосягаемый уровень для старшей группы детского сада, нагло улыбнувшись мне в лицо, сказал: «а ты отними!»

И я отнял, вернув свою собственность обратно.

А через 40 лет после этого случая я составлял программу для своего клиента, который обратился ко мне за консультацией перед важным собеседованием, сулившим ему повышение. Я точно знал, что его наниматель спокойно (и может даже нагловато) посмотрит ему в лицо и скажет: «а ты отними!». И сейчас это будет не игрушка, а время, энергия, здоровье и деньги, которые мой клиент собирался без боя отдать своему будущему боссу.

Я видел сценарий всей короткометражки, которая будет отснята через несколько дней. Мой подопечный будет волноваться перед встречей, перебирая в голове все варианты будущего отказа. Потом робко войдёт в кабинет и сразу сдастся на милость победителю. Полчаса он будет стараться понравиться своему работодателю, заслуживать его благосклонность и молча кивать на аргументы, которые гвоздями будут входить в крышку гроба его будущей карьеры.

Игрушка останется у босса, а наш малыш пойдет домой жаловаться друзьям на заниженные предложения его завышенным ожиданиям.

Психологический портрет моего клиента стал понятен ещё на первой встрече: хороший послушный мальчик (мама постаралась), не вышедший в мужской мир и не отнявший когда-то свою машинку у хулигана (папа или тоже слушался маму или и вовсе отсутствовал). Теперь его жизнь - это вечные вторые роли у выросших первоклассников, которые, как и тогда, будут казаться ему недосягаемо сильными.

Его стратегия - подстраиваться под ожидания и не проявлять своей позиции. Это и сработает на собеседовании. И прекрасный специалист, глубоко владеющий темой, получит второстепенную роль за недостойные его труд и компетенции деньги.

Учить тут поздно, нужно исправлять сценарий с самого начала, разбирая причины его неуверенности и робости. И вот на таких кейсах, шаг за шагом, уже без малого 10 лет, мы и редактируем мужские судьбы, исправляя ошибки родителей, воспитателей и учителей. Как те режиссеры, которые на съемочной площадке переигрывают криво написанные сценарии, где не сходятся сюжетные линии.

Так или иначе мы все попадаем в похожие ситуации, где нам не хватает тех самых качеств, которые еще недавно были базовым набором: контроля над ситуацией (даёт уверенность); умения конкурировать (даёт власть и место в иерархии); личной силы (даёт стабильность и комфорт). И они не вырабатываются на тренингах, а раскрываются через работу с внутренними конфликтами и комплексами. Именно в этом и состоит работа психолога: показать причину текущего положения дел и помочь её разрешить.

Этим мы и занялись с моим клиентом, который, конечно, не получил с первого раза хорошего предложения. И потребовалось время, чтобы на втором заходе ЕГО машинка оказалась у него.

Он забрал своё, но это совсем другая история.