November 9, 2021

Получил платёжку за ЖКХ, а там полный бардак. Что делать?

1. Главное не паниковать, не забивать, набраться терпения, начать действовать.
Само не рассосётся.

2. Разделить одну большую проблему на несколько мелких задач.
Чтобы лаза не разбежались, а котелок не закипел, нужно определить что именно нет так.

3. Решать задачи по порядку.
Можно даже не все в один день.

А теперь подробнее и конкретнее. Под рукой как раз оказался отличный пример — свежая платёжка.

1. Встреча с проблемой

Когда всё хорошо, на почту приходят документы примерно такого вида:

В первой колонке смотрим кому платим, в четвёртой — за что, в пятой — сколько. Всё понятно, легко и просто.

Но в этом месяце мне прилетела вот такая платёжка:

На первый взгляд какой-то ужас.

2. Структуризация

Главное — определиться что именно не так.

Если взглянуть повнимательнее, то видно, что смущают только три вещи:
1. отрицательные суммы,
2. пени,
3. какой-то недействующий поставщик услуг.

И эти три странности есть только у трёх поставщиков:
1. Югорский фонд капремонта — пени,
2. Нижневартовские коммунальные системы — отрицательная сумма и пени,
3. Говодоканал — он недействующий, у него отрицательная сумма.

В результате первое впечатление «УЖАС! ОТКУДА ОПЯТЬ ЭТИ ЦИФРЫ! ЗА ЧТО МНЕ ЭТО ВСЁ?» превратилось в 4 понятные и конкретные задачи, которые нужно по очереди решить. Всё остальное можно спокойно оплатить и забыть.

3. Поэтапное решение

Проблема 1: Фонд капремонта и пени

! Я точно помню, что в какой-то из прошлых месяцев не заплатил вовремя за коммуналку. Наверное пени оттуда.

? Но я, кажется, их уже оплачивал.

! Нашёл на электронной почте предыдущие платёжки (также их можно найти в личном кабинете НРИЦ, или ГИС ЖКХ, или в папочке с распечатанными платёжками, если вы их храните). Убедился, что действительно эта пеня висит уже не первый месяц.

! Нашёл на электронной почте чек с оплатой ЖКУ в прошлом месяце (также данные об оплате можно найти в личном кабинете НРИЦ, или ГИС ЖКХ, или в приложении вашего банка или в папочке с распечатанными чеками, если вы их храните). Убедился, что эти пени я уже оплатил в прошлом месяце.

Решение 1

Нашёл на сайте фонда капремонта электронную почту и написал туда письмо в свободной форме:

Добрый день! Прошу перестать отображать в квитанции пени, которые я уже оплатил 3 октября.

К письму приложил эту картинку ↑ (хотя можно было бы ничего и не прикладывать — у них все данные о начислениях и поступлениях денег есть).

Жду что ответят.

Проблема 2: НВ коммунальные системы и отрицательная сумма

Отрицательная сумма означает, что это не я им должен денег, а они мне. В платёжке так и написано. Просто сделано это по-ЖКХашному: коряво и непонятно.

Вспомнил, что недавно делал поверку счётчиков и отправлял данные в Вайбер этим самым «Нижневартовским коммунальным системам» (да, так тоже можно, жаль только что они ещё не придумали как подписывать акты не гоняя клиента в офис):

Понял, что отрицательная сумма в платёжке для меня на самом деле положительная ) И что это следствие поверки и перерасчёта.

Для тех кто не понял: пока счётчик не был поверен, я платил за воду по среднему показателю, но потреблял меньше. Когда данные после поверки поступили поставщику, справедливость была восстановлена и на счёте появилась та сумма, которую я переплатил.

Писать никуда не стал. Хотя, можно было бы покопаться и сравнить: сколько денег я заплатил по среднему показателю и сколько должен был заплатить по счётчику; сравнить эти цифры с той суммой которая у меня появилась на счёте как переплата.

Проблема 3: НВ коммунальные системы и пени

Как и с Фондом капремонта я помню, что в какой-то месяц заплатил с опозданием. Оттуда и пени.

И я не помню, чтобы оплачивал этот штраф, потому что уже второй месяц не плачу за холодную воду — пользуюсь ей за счёт образовавшейся переплаты. А что там было до этого уже забыл. Из-за двух рублей не хочу заморачиваться: поднимать документы, вспоминать оплачивал или нет.

Предположим, что не оплачивал.

Но почему они не списали эти пени за счёт переплаты — загадка. Переводить такую мелочь даже как-то смешно. Поэтому я нашёл на сайте «НВ коммунальных систем» их почту и написал письмо в свободной форме:

Добрый день! Прошу списать пени, которые висят на мне уже более 4-х месяцев (2,11 руб). Списать прошу из тех средств, которые образовались на ЛС в результате перерасчёта (141,75 руб).

Жду что ответят.

Проблема 4: Горводоканал и отрицательная сумма

Я помню почему Горводоканал попал в раздел недействующих поставщиков услуг — вместо них холодную воду нам теперь поставляют «Нижневартовские коммунальные системы».

Не важно, что фактически это та же самая организация, важно, что она юридически новая.

Однако, я не понимаю откуда у давно исчезнувшего Горводоканала образовался долг передо мной. Думаю, что дело всё в той же поверке счётчиков и, как следствие, в перерасчёте.

Ну да ладно, откуда взялся долг — это не главный вопрос. Куда важнее понять — как теперь вернуть эти деньги.

В голову пришло 2 варианта: написать им на электронную почту письмо с просьбой перечислить эти деньги на счёт «Нижневартовских коммунальных систем».

Я нечто похожее уже проворачивал с другими поставщиками услуг — тогда всё сработало и по моей просьбе один поставщик переводил деньги на счёт другого.

Сейчас я решил попробовать что-нибудь новенькое: написал на электронную почту «Горводоканала» письмо в свободной форме:

Добрый день! Прошу вернуть излишние средства (переплату), которые образовались на моём ЛС (622,77 руб). Деньги прошу перечислить на мой счёт по следующим реквизитам: ... (написал реквизиты своего банковского счёта).

Жду что ответят.

Вот и всё. После отправки 3-х писем можно сказать решение проблем началось. Какие-то из них, наверняка, решаться сразу. С другими придётся повозиться подольше.

Подожду до понедельника. Если ответы не придут — напишу новые письма: в НРИЦ и городской департамент ЖКХ. Если и там не помогут, сформирую жалобу через сервис ГИС ЖКХ.

Мы живём в прекрасную эпоху, когда все вопросы можно решить не вставая с кресла. Нужно лишь немного поднапрячь мозг чтобы разобраться что именно и кому именно писать.