August 23, 2020

Алмаз Салимзянов, ведущий аналитик RPA

Алмаз, привет! Уже ставший традиционным первый вопрос: кем работаешь, где?

Привет! Я – ведущий аналитик по внедрению программных RPA-роботов в крупнейшей логистической компании России. В мои задачи входит исследование бизнес-процессов компании, выявление процессов, пригодных к роботизированной автоматизации, проектирование программных роботов, анализ и управление требованиями, постановка задач на разработку и контроль, приемка. Последние несколько лет специализируюсь на стеке технологий: RPA, OCR и искусственный интеллект. Начинал с позиции аналитика RPA в системном интеграторе, дошел до ведущего аналитика и теперь являюсь ведущим аналитиком центра компетенции RPA в текущей логистической компании. Помимо основной работы, являюсь экспертом в онлайн академии при университете Синергия. Рассказываю про глобальные мировые ИТ-тренды, цифровизации и RPA.

Сколько человек работает под твоим началом в центре компетенции?

Я являюсь основным согласующим звеном по бизнес-анализу данного проекта, но не являюсь руководителем. Мы стремимся выстраивать партнерские отношения в команде. Я - за выстраивание бирюзового управления, где ключевым является горизонтальная структура, партнерские отношения в команде и самоорганизация команды. У нас немного разные обязанности, но в целом мы топим за одно.

За что топите?

Нужно тратить как можно меньше времени на аналитику, писать как можно меньше слов для постановки задачи разработчику. Есть такое понятие gold plating, когда требования на блюдце с золотой каемочкой. Это не нужно. Нужен просто нормальный документ, который будет понятен, и разработчику, и бизнесу. Тогда все сойдется с минимальным количеством доработок.

Как началась история с Синергией?

Проактивность. Как я попал в Синергию? Я много общался на Facebook, добавлял в друзья. Однажды добавил парня, который учился в моем универе и работает в Синергии. Написал пару общих фраз, пообщались, нашли общие интересы и решили составить общий курс.

Тема про роботов и роботизацию. О чем идет речь?

Технология Robotic Process Automation. Мы проектируем роботов-программы, которые повторяют действия офисных сотрудников: нажимают кнопки, перемещают файлы, запускают приложения и дальше. Решение сокращает работу офисных сотрудников, выполняя рутинные операции.

Почему тебя зацепила эта тема?

Увидел, что технология перспективная: автоматизация процессов, плюс искусственный интеллект, плюс распознавание. Я занялся этой технологией где-то в 2018 и с тех пор объем рынка в России по моим оценкам увеличился раз в 5. Мне интересно, как ИТ-специалисту, как аналитику.

Как ты узнал об этой технологии?

Случайно. Пришел в системный интегратор аналитиком требований на проект в сфере LegalTech (интеллектуальные чат-боты). Юридический департамент крупной компании тратил очень много времени на консультации сотрудников и поиск документов. Целью автоматизации этих процессов являлась разработка модели распознавания естественного языка, чтобы собирать эти запросы в чат-боте, классифицировать, находить запрошенные документы и отдавать правильный осмысленный ответ. Поиск шел по огромной базе внутренних нормативных документов, которую нужно было использовать при поиске ответов. Команда лингвистов, команда data science определяла правила парсинга запросов, правила поиска и обучения искусственных нейронных сетей. В мои задачи входило собрать все эти требования и спроектировать основные интерфейсы, реализующие эти бизнес-правила и функциональные возможности. На тот момент я работал в интеграторе. Но в какой-то момент мы немного разошлись в представлении о моем дальнейшем развитии, как специалиста. И я решил найти место в «клиенте», где развиваю компетенцию RPA.

Ты еще ведешь в telegram канал Uipath RPA также про технологию RPA. Какая задача у этого проекта? Для кого он, что рассказываешь?

Это еще одна история проактивности. Где-то в конце 2018 я начал изучать курсы платформы для роботов. Подумал, что проще мне будет учиться совместно с кем-то. Создал несколько чатов по разным смежным темам и начал вести общение. Плюс это дает возможность распространять свои знания на других людей. Подписывается много людей из России и других стран. Так я понял, что тема актуальная и интересная. Чат про Uipath оказался наиболее востребованным, так я понял, что эта платформа наиболее перспективная.

Где учился? Почему ИТ?

Учился в физ.мат классе. Мой выбор помогал определить мой брат. Он сам заканчивал специализацию инженер автоматизации, посоветовал что это прикольно, но есть смежная история автоматизации с помощью информационных технологий. Так я поступил в МИРЭА на специальность "Прикладная информатика в экономике". Нас в меньшей степени учили кодить, больше учились проектированию и моделированию систем. В процессе обучения много посещал ИТ-мероприятий, конференций, читал разные сводки.

Когда ты начал работать в ИТ?

Насколько помню, это были последние месяцы учебы в университете. Работа была в качестве специалиста по зонированию. Была компания, в которую поступало большое количество заявок по адресам. И была система, которая раскидывает эти заявки по ответственным и карты часто корявые, проблемы с адресами, что-то не отмечено на карте. Нужно было писать небольшие ТЗшки на доработки этой карты. Самое простое, что можно было придумать. Такой интерн-стажер ИТ-компании. Около полугода там проработал.

Это была первая работа?

Нет, работал я с первых курсов. Сначала курьером, потом менеджером по продажам в компании, которая занималась продовольственным сырьем (молоко, масло), работал в call-центре, продавал шубы. Это был прекрасный опыт для получения навыков по работе с клиентами.

Как произошел переход из зонирования в аналитики?

В какой-то момент понял, что занимаюсь какой-то хренью. При этом у меня заканчивалось обучение и было понятно, что смогу работать полный день. Не помню, как нашел компанию. По-моему, на hh. Пришел и как-то рассказал про себя на собеседовании. Но суть в том, что я уже поработал кем-то, уже понял что-то в ИТ. Что интересно, мой опыт продажника очень помог в первых интервью с заказчиком. В продажах есть такой навык, как программирование клиента. Это когда ты начинаешь общаться с клиентом, делать сделку и говоришь: "Давайте я расскажу вам сейчас про продукт, поймем что вам конкретно нужно, потом обсудим, а дальше запланируем дальнейшие шаги". Такая модерация беседы, чтобы она сложилась удачно и эффективно для всех сторон. Эта история перекладывалась в каком-то виде на общение с заказчиками. От этого было менее страшно и стрессово с ними общаться.

На твой взгляд, какие 5 самых важных скиллов аналитика?

Базовый скилл, самый показательный - документирование. Понимание структуры, построение документов, техника написания.
Второй - коммуникация. Умение строить беседы, интервью, задавать правильные вопросы, слушать клиента и уметь все это перекладывать в модели и документы.
Третий навык смежный с первыми - это аналитическое мышление: умение переложить поток знаний заказчика на документы, которые необходимы потребителям (разработчикам, менеджеру и самому заказчику).
Четвертый, но не четвертый по списку - это проактивность. Важно уметь впрягаться и расшевеливать заказчика, реагировать на проблемные ситуации, которые помогают двигать проект вперед.
Пятый - умение планировать свои ресурсы. Нужно уделять внимание прям с самого старта, сколько его тратится времени на задачи. В дальнейшем это помогает обрести такой навык, как правильная оценка трудозатрат . Вот пятый пункт я до сих пор еще развиваю. Часто не попадаю. Решаю частыми приоритезациями и переоценкой целей.
Кстати, шестой навык это умение правильно формировать ожидание у заказчика. Это больше навык менеджера, но аналитик тоже может его брать. Умение правильно оценить сроки и результат и донести это до заказчика.

Какие дальнейшие планы?

Моя цель простая - глава по внедрению роботов, менеджерский уровень. Для этого мне нужно расширить область знаний из знаний аналитики до понимания выбора платформ, организации документов. В плане обучения в больших планах разработать обучающую программу по роботизации. Хочу создать полноценный курс для студентов. Пока думаю как собрать все мои знания и преподнести.

Желаем успехов. Спасибо за интересное интервью!