Интервью
July 28, 2020

Анна Васюкова, от брокера до начальника отдела в ИТ

Аня, привет! Спасибо, что согласилась дать интервью. Где и кем ты сейчас работаешь?

Привет! Сейчас работаю в должности начальника отдела специальных интеграционных решений в одном крупном российском банке. По факту совмещаю роль начальника отдела, менеджера продукта и менеджера проекта.

Менеджером продукта я выступаю на отдельных проектах, на других - только менеджерские функции, которые особо не влияют на продукт. Чаще контролирую сроки, работы и прочее.

Есть мнение, что роли продукт менеджера и руководителя проекта по сути являются конфликтующими. Как на твой взгляд?

Наверное, в классических методологиях они действительно являются конфликтующими, но в нашем случае это некая модификация. Во-первых, это связано с большим доверием со стороны бизнес-заказчика. Во-вторых, с учётом ограниченности ресурсов, когда я сама себе и продуктовый менеджер и руководитель проекта, это укорачивает сроки решения разных проблем и вопросов.
Я не вижу в этом проблемы.

У тебя широкий круг задач и обязанностей. Можешь рассказать свой секрет, как все успевать и быстро переключаться?

Что касается круга обязанностей и задач, действительно, он достаточно широкий. Иногда кажется, что вообще ничего не запоминается и не держится в голове, забывается. Я ничего такого крутого не скажу. Мой метод довольно олд-скульный: я записываю все в ежедневник и в любой момент могу перелистать там странички, вернуться на тот момент, где я записывала то, что мне нужно в данной ситуации. Ну и плюс это некая визуализация, то есть ты всегда помнишь где что записано и можешь быстро найти нужную информацию.

Профессия продукт менеджера многих манит, но не раз слышала такую проблему: не очень понятно как до него вырасти. Работодателям нужен опыт, чтобы его получить нужно устроиться. Замкнутый круг. Можешь, поделиться своим опытом?

Как вырасти в продуктового менеджера - это, действительно, сложный вопрос. Если говорить о моем опыте, то у меня экономическое образование. Свою карьеру я начинала совсем не в ИТ, а в брокерской компании. Это был непосредственно бизнес-бизнес и тогда я совсем не знала что такое ИТ и как оно работает. Никогда не могла подумать, что тут окажусь.

В последствии опыт работы на стороне бизнеса мне очень сильно помог, когда столкнулась с финансовыми рынками. С этой предметной областью работаю сейчас. Те знания, которые были на старте карьеры, очень пригодились. Как минимум, даже если не знала что за продукт, знала куда посмотреть, где спросить, почитать, ознакомиться.

Что касается роста, то тут ещё немаловажными являются личные качества. Это ответственность за свое решение и способность вообще это решение принимать. В спорных ситуациях достаточно важно показать бизнес-заказчику, что ты можешь что-то предложить, отстоять свою точку зрения и ответить за эту точку зрения. Ну и плюс выстраивание коммуникации и отношений с заказчиком. Это достаточно важно и как ни крути люди встречают тебя по одёжке, а провожают по всему остальному.

Собственно, так я и оказалась на текущей позиции. Изначально я пришла на проект как аналитик вендора. Общалась непосредственно с заказчиком, выстраивала отношения с ними. Потом уже пришла в банк и там уже бизнес-заказчик в какой-то момент наделил меня ролью прокси-продукт менеджера и отдал бразды правления.

О, расскажи как ты оказалась в ИТ?

Я работала бэк-офицером в брокерской компании. Это был ценно-бумажный бэк-офис. Занималась оформлением и учётом клиентских сделок, как физиков, так и юриков.

Потом меня нашла ИТ-компания заказной разработки. Им нужен был человек на проект для крупного швейцарского банка со знанием бизнеса и менее важно было знание ИТ. В задачи входило тестирование системы внутреннего учета как раз брокерских операций.

Я сначала долго отказывалась. В итоге согласилась и начала работать тестировщиком, потом в роли аналитика. Мне ставили задачи на разработку требований для исправления дефектов.

Работала on-site у заказчика в швейцарском банке. Вендором была Новая Афина. То есть это был сразу довольно сложный проект: крупный проект, ты сидишь у заказчика один, разработчик при этом другой, а тебя нанимает вообще третья компания. Тогда как раз началось мое становление в ИТ-аналитиком.

Спустя время перешла в компанию-разработчик ПО, Новую Афину. Потом уже росла аналитиком в ИТ и пришла к текущей позиции руководителя отделом.

Можешь поделиться ощущениями, насколько сложно давался переход между профессиями?

Это на самом деле очень интересный опыт и сейчас все больше пожинаю плоды, потому что получается оказывалась в свое время с разной стороны баррикад. Выступала и в роли заказчика, и в роли тестировщика, и в роли аналитика, теперь руковожу командами. Поэтому глобально на всех этапах понимаю что делают люди, на что они обращают внимание. Где-то это помогает лучше объясниться или заранее скорректировать и поставить правильную задачу.

Что касается погружения, то вначале, да, было немного страшновато. Потому что было все новое и я вообще не имела никакого представления о разработке программного обеспечения. Плюс, это была работа в штате вендора, но на территории заказчика - это тоже накладывает определенный отпечаток.

Тебе пришлось довольно быстро погружаться в новую профессию. Как проходил процесс обучения?

Въехала достаточно быстро, потому что сразу начала погружаться и сразу начала работать. Тут стоит отметить, что мне очень повезло с наставниками. Изначально это был прекраснейший тест-менеджер, это была девочка из компании-вендора. Она и сейчас остается для меня неким идеалом тест-менеджера и менеджера в целом.

Потом уже в аналитике было не так страшно, потому что во время тестирования уже начала погружаться в эту роль: понимала как ставить задачи, что нужно написать разработчикам, на что стоит обратить внимание. Поэтому когда пришла в компанию разработчика я уже понимала как с этими людьми работать, как они работают, в каком ключе нужно двигаться.

Что касается обучения, то во время работы в тестировании это многочисленные интернет-ресурсы. Когда перешла в аналитику, коллеги, спасибо им большое, посоветовали прекраснейшую книгу, на мой взгляд. Это Вигерс, "Разработка требований к программному обеспечению". Потом это тоже были интернет-ресурсы, внутренние курсы в компаниях. Чего-то специфического и масштабного не было.

Ты работала в бизнесе и в ИТ, на твой взгляд есть ли какие-то особенности в нашей среде? Как-то слышала мнение, что ИТ-шники живут в тепличной среде по сравнению с другими офисными сотрудниками. Что об этом думаешь?

ИТ-шники действительно обособленная прослойка в офисах. Я бы не сказала, что она тепличная. Я бы сказала что это своя эко-система, своя культура. Они действительно специфические люди и местами, наверное, обычным людям с ними сложно общаться и найти язык и подход. Но в целом они просто другие.

Опять же тут многое зависит от политики и культуры компании. В компаниях-вендорах, действительно, более дружелюбная и расслабленная атмосфера - новомодные удобные офисы, печеньки и настольный футбол:) А вот в крупном бизнесе, в частности в банках, - это другая совсем история. Сейчас много людей собеседую и часто, когда пытаюсь завлечь «своих», получаю отказы именно из-за того, что это банк - бюрократия, формальности, дресс-код, никаких печенек и ништяков...

Ясно. Последний традиционный вопрос: какие у тебя дальнейшие планы на карьеру?

Что касается дальнейших планов, то я пока не думала об этом. Сейчас достаточно выгодная для меня позиция - я тимлид и продакт и аналитик, и к тестированию привлекают. Что еще можно желать?:)

Спасибо за интересное интервью! Желаем успехов!