Интервью
December 17, 2020

Антон Казаков, UX/UI дизайнер и лидер исследовательской практики цифровой трансформации бизнеса

Где и кем работаешь сейчас? Чем тебя привлекает текущее место?

Сейчас работаю в Культуре Инноваций. Если очень грубо говорить, то КИ можно было бы назвать HR-консалтингом. По сути задачи намного шире. Мы изучаем опыт сотрудников и помогаем компаниями становится инновационными. В процессе трансформации важным является минимизация потерь и внимание к сотрудникам.

Когда я пришел в компанию, то был приятно удивлен тем, насколько глубоко применяются все инструменты проектирования на основании пользовательского опыта. Для меня важно создавать решения, которые взяты не с потолка (грубо говоря).

В КИ я - лидер исследовательской практики:
- занимаюсь исследованиями, фасилитацией, менторством,
- дополняю команду компетенциями UX/UI-дизайнера,
- отвечаю за то, насколько хорошо мы проводим интервью,
- внимательно слежу за уровнем эмпатии по отношению к респондентам.

Скажи, какое образование и опыт нужно иметь, чтобы работать на такого рода проектах?

Скажу честно, для меня цифровая трансформация бизнеса, как область знаний, все еще остается terra incognita. Как и в любую глобальную активность, связанную с перестройкой стратегии бизнеса, в трансформацию можно заходить с разных сторон. Я захожу с изучения опыта сотрудника в период трансформации. Навыки проведения исследований тут являются, на мой взгляд, ключевыми. Я считаю, что нужно прокачивать три вещи: эмпатию, аналитическое мышление и системное мышление.

Если говорить о необходимом образовании, то можно ответить классически - нужен микс навыков в IT и социологии и/или психологии.

Какое у тебя образование? Как началась история с UX/UI?

Я считаю, у меня забавный образовательный трек. Учился в институте геодезии и картографии на факультете прикладной космонавтики, а диплом получил по специальности защита информации. В целом специальность я выбирал так, чтобы она была связана как говорили школьники в 2000-х «с компьютерами». Где-то курсе на 2-3 начал работать на кафедре в лаборатории веб-дизайна и интернет технологий.

В какой-то момент понял, что мне в большей степени нравится не столько "рисовать красивые картинки", сколько разбираться в том, что конкретно нужно "рисовать". Плюс стала меняться индустрия: сайты становились не просто страницами с информацией, а старались активно вовлекать пользователь во взаимодействие с собой. Тогда случился мой переход в UX/UI.

Первые заказы по веб-дизайну выполнял как раз на кафедре в лаборатории. После университета работал в нескольких студиях. Там научился motion-дизайну, графическому дизайну и немного брендингу. Интересно, что UX/UI-дизайном я начал заниматься на фриланс-проектах. Студии в то время были ориентированы на промо-сайты: чем более красивая картинка, тем более радостный клиент. На фрилансе от меня требовалось собрать много страниц сайта в понятную структуру с единым стилем так, чтобы было удобно пользователям.

Ты прошел обучение в Британской высшей школе дизайна. Что ценного ты вынес из этого обучения?

Еще с момента поступления в универ я хотел попасть в Британку, но ценник кусался. Хотя некий вайб нестандартного и очень прогрессивного формата образования меня сильно привлекал. У меня даже был какой-то их промо буклет, который настолько круто выглядел, что сразу было понятно - дизайну там точно научат.
В первый раз я попал в стены БВШД на презентацию «Школы фриланса». Были такие ребята cleardesign (а может и сейчас есть), которые одними из первых стали делать заказы по дизайну, привлекая фрилансеров, выступая в свою очередь в роли арт-директоров. Вот они этот воркшоп и устроили. После него я даже позанимался у них в школе. Ничего особо не сделал, но зато твердо решил, что в Британку нужно попадать. Второй раз я попал туда в начале 2016 на UX/UI-интенсив, который выбрал вместо курса по интерфейсу от Бюро Горбунова. И это было очень правильное решение. В Бюро я бы круто научился рисовать интерфейсы, но так и не получил бы в руки рабочие инструменты проектирования опыта пользователя. Это случилось на интенсиве, где я как раз познакомился с методологией дизайн-мышления, да и вообще с практиками человеко-центричного дизайна.

В третий раз я уже пошел учиться на годичный курс «Дизайн-менеджмент», который в момент моего зачисления поменял название на «Креативное предпринимательство». Но суть осталась та же - много практики в изучении опыта людей.

Как началась история в Лаборатории Wonderfull? Кем ты работал? Ты продолжаешь применять в работе дизайн мышления?

Пригласили в лабораторию после «Дизайн-менеджмента» на исследовательский проект для одной крупной торговой сети. Первая роль была UX/UI-дизайнер, а задача была спроектировать интерфейс личного кабинета для сотрудников компании. Начали, как бы это ни было удивительно, с интервью с сотрудниками. А дальше все по классике дизайн-мышления: анализ опыта, прототипы, тесты.

ДМ продолжаю применять, но уже не просто как фреймворк или процесс, а скорее как набор методов, которые собираю в разные последовательности в зависимости от проекта.

Какой был самый интересный для тебя проект, созданный с помощью дизайн мышления?

Самые интересные проекты начались в Культуре Инноваций и как раз именно из-за того, что весь рабочий процесс выстроен по ДМ. Я, увы, не могу назвать заказчиков, даже не смотря на то, что многие проекты закончились. Однако, проект я могу назвать действительно интересным тогда, когда мы в нем добираемся до создания прототипов и тестов. Это именно тот момент, когда все твои исследования, выводы, анализ, идеи получают шанс для проверки на реальных людях. Причем ты не тратишь уйму времени для разработки и внедрения. Все решения пока что сырые, на уровне концепций. На этом этапе их можно допиливать как то железо в поговорке (куй железо, пока горячо). Любопытно, что моя роль изменяется в зависимости от стадии проекта. В начале работаешь исследователем, потом ты становишься проектировщиком пользовательского опыта, а в конце "пилишь" отчет.

Какими основными принципами ты руководствуешься в подходе к работе?

Отличный вопрос!

1) Опыт человека в первую очередь. Есть разные подходы к созданию решений (не важно, что это за продукт будет), но я придерживаюсь того, где основным мерилом является человек и его впечатления от взаимодействия с нашими решениями.

2) Любая идея, которая не проверена на пользователе, - твоя галлюцинация. Покажи прототип идеи пользователю и избавься от нее, посмотри в конце-концов на реальный мир .

3) Просто, но не упрощенно. Я стараюсь рассказывать о сложных вещах простым и понятным языком. Так, чтобы полученную информацию можно было сразу применить в своей жизни и/или работе.

4) Кросс-гуманизм. Применяя человеко-центричный подход к дизайну, я стремлюсь создавать решения, которые не вводят в заблуждение человека, не унижают его достоинство, помогают развиваться экологично. Человеко-центричные подходы подразумевают человеколюбивые решения.

Что для тебя самого ценного в твоей работе? От чего получаешь кайф?

Самое ценное - это видеть как происходит процесс улучшения опыта человека. Самый кайф наблюдать, как зыбкая и непонятная поверхность пользовательского опыта (особенно если мы говорим не только про UX/UI, а вообще про мнения, впечатления, эмоции) превращается в конкретные работающие решения.

Какие дальнейшие планы?

Я точно буду дальше наращивать экспертизу в сфере пользовательских исследований. Очень хочется побыть в роли ментора для тех, кто только собирается или продолжает изучать инструменты человеко-центричного проектирования. А еще планирую погрузиться в Data Science. Уверен, что работа с количественными данными точно усилит исследовательскую практику в КИ.