Интервью
December 4, 2020

Светлана Петухова (Васильева), от инженера до БА+СА

Где и кем ты работаешь?

Сейчас я работаю в международной компании, которая специализируется на заказной разработке. Совмещаю роли бизнес и системного аналитика. Был период в два года, как в армии, когда работала только на государственных проектах. Аналогия с армией не случайна: для меня это был вопрос патриотизма. Сейчас выбираю проекты и для коммерческих заказчиков в том числе, так как не хочу ограничиваться одной предметной областью.

С чего началась твоя карьера в ИТ?

Я закончила бакалавриат по инженерной специальности, потом магистратуру - направление "Менеджмент". В студенческие времена поехала в США по программе W&T. Там устроилась hr-специалистом в ИТ-компанию. Участвовала в найме разработчиков-индусов. Тогда я стала изучать SQL и теорию баз данных. Если говорить очень честно, то в студенческие годы в ИТ меня привлек размер заработной платы.

Начинала тестировщиком в консалтинговой компании. Потом работала ETL-разработчиком, бизнес-параметристом, системным аналитиком, руководителем проекта, бизнес аналитиком. У меня была стратегия: соглашаться на все, чтобы учиться и получать опыт.

Анализ мне подошел больше всего: понравилось, хорошо получается, виден результат работы, понятны ожидания и комфортен уровень ответственности. Хотя, конечно, были свои сложности. Мне было непросто выдерживать то количество коммуникаций, которое требует эта профессия: нужно выстраивать отношения, проводить демонстрации, выступать перед аудиторией, общаться с заказчиками разных уровней иерархии. Плюс работа такова, что приходится работать с разными заказчиками и предметными областями. Каждый проект как новая работа. Над этим пришлось работать, пробовать, менять гомеостаз: свое внутреннее состояние и способность к изменениям. Это развивает, это интересно. Я и сейчас продолжаю развиваться в этом направлении.

Твой самый интересный проект (из завершившихся)?

Вспоминаются самые разные проекты: где-то была очень позитивная рабочая атмосфера; где-то нетривиальные задачи; где-то специфические заказчики.
Выделю один: на нем произошел мой серьезный скачок в развитии меня как аналитика.

Проект был внутренний для Ростелекома. Разрабатывали систему онлайн мониторинга работы сотрудников. Так случилось, что изначально на проекте дважды сменился руководитель. В какой-то момент руководство предложило эту роль мне: я была хорошо погружена в предметную область и переживала за проект. Я была одновременно проектным менеджером, системным аналитиком и функциональным тестировщиком. Совмещать три роли было непросто, но тогда я очень сильно выросла. Постоянное состояние "deadline" давало состояние сильной концентрации, оно постегивало все время к развитию, поиску новых оптимальных решений. Это ощущение было ценно.

Какие на твой взгляд самые важные скиллы для аналитика?

Я бы выделила важные моменты в целом для любых ролей и по жизни:

1) Следить за внешним видом и грамотной семиотикой.
Пословица "встречают по одежке.." все так же актуальна.
2) На работе быть в позиции "взрослого", не "родитель", не "ребёнок".
Это понятия из теории трансакционного анализа Э. Берна. На мой взгляд, "взрослый" Берна - это и есть аналитик, который отвечает на вопросы "зачем?"
3) Иметь установку "я - хороший, заказчик - хороший".
4) Знать, что любой договор - односторонний.
5) Во всех ситуациях исходить из позиции "дело во мне".

Оглядываясь на свой опыт, что можешь посоветовать начинающим аналитикам, только встающим на этот путь?

1) Проходить курсы для аналитиков.
2) Общаться с другими аналитиками, обмениваться опытом, лайфхаками.
3) Посещать конференции.
4) Пребывать в ситуации "deadline" - это очень стимулирует к развитию.
5) Не гнаться за именем компании: можно работать в известной или небольшой организации, но не стоит ради этого жертвовать своими личными ценностями. Семья, здоровье, энергия, взаимоотношения, психологическое состояние - это важнее.
6) Проявлять инициативу (мне это советовали, и мне это помогло).

Какие дальнейшие планы?

Мне важно работать в человечной компании. Для меня это определяется тем, что я чувствую заботу, эмпатию, персональное отношение, свою уникальность, уважение, честность, - все те ценности, которые у нас есть в семье, в отношениях с друзьями. Мой план - это работать в такой среде с интересными людьми на интересных проектах. Хочу пожить в Черногории и поработать удаленно оттуда. Давно прохожу несколько курсов: английский язык, обучение поставке задачи на разработку и моделирование в BPMN. Хочу довести их до некоторого нужного уровня. И, конечно же, дальше получать кайф от работы.