August 20, 2021

Письма Proto. ✉ Письмо №31.

Встретила свою давнюю знакомую. Наши дети росли параллельно. При виде меня, из неё стало сыпаться безудержное хвастовство. Успехи детей, личные победы - всё в одном разноцветном коктейле из медалей, красных дипломов, материальных благ и успехов в личной жизни.

Я почувствовала неприятные уколы зависти и чувство неловкости за её распушённый хвост. Такое чувство ещё называют испанским стыдом. Будем откровенны, эти речи всегда обрамлены тоном снисходительного превосходства, который не возвышает оратора, а делает его немного жалким.

Потребность в такой демонстрации превосходства, видимо, заложена у людей в крови. Даже если хвастаться абсолютно нечем, повод высасывается из ниоткуда и порой бывает откровенно странным.

Помню, как одна моя знакомая с этими же нотами в голосе говорила, что её дочь совсем не ест помидоры. Вызывала ребёнка на тест драйв: протягивала ей помидорку и спрашивала: "Будешь?" Девочка отрицательно мотала головой и морщила носик. Подруга с торжеством в голосе констатировала: "Абсолютно не ест помидоры!"

А ещё есть перевертыши: они пытаются выиграть конкурс "у кого самый отстойный ребёнок" и засаживают своего отпрыска по разным фронтам, восхищённо перебирая его промахи, неудачи, пробелы в учёбе и т.д. При хорошем раскладе ребёнка в этот момент нет рядом, но особо по этому поводу редко кто запаривается.

Но то, что мне с первых ноток слышно у других, я обнаруживаю у себя только к моменту, когда выражение лица собеседника становится откровенно скучающим с примесью жалости. Причём с одинаковым энтузиазмом я нахвастываюсь успехами старшего сына и расписываю особенности младшего. Помню, когда стала лучше понимать, что достала всех со своими детьми, просила не спрашивать меня о них при встрече. Когда начинаю говорить о своих сыновьях, теряю рассудок, чувство такта и осознание времени. Мне хочется носиться с ними и пихать всем под нос, как первого Оскара или Нобелевскую премию. Тот кто регулярно посещает мою страницу не мог этого не заметить.

Когда начинала писать этот пост, задумывала его как покаяние. Типа: услышала, как хвастается другая женщина, поняла какой это ацтой, обнаружила, что сама так делаю и приношу вам свои извинения. Но теперь понимаю, что не чувствую ни капли искреннего раскаяния. Чувствую распирающую меня гордость за своих сыновей. Понимаю, что считаю великолепными все их промахи и достижения. И вместо того, чтобы извиниться, хочу сказать следующее.

Давайте позволять мамам хвастаться своими детьми! Они в эти минуты просто парят над Землёй, а у вашей кармы отрастёт много плюсов, если вам удастся сохранять на лице благостную одобряющую улыбку.