Обзоры
December 29, 2020

О сериале The Queen's Gambit

Обложка сделана в стандартном редакторе macOS, не бейте.

К Netflix как продакшн-студии (это важно) я отношусь нейтрально. Мне нравится концепция "Черного зеркала", но "Ведьмак" я сознательно пропустил и в ближайшем будущем не планирую смотреть. За остальное не знаю, поэтому ничего говорить не буду. С творчеством Скотта Фрэнка я тоже не был знаком.

Концепция мини-сериалов мне нравится больше, чем традиционный многосерийник из-за того, что в таких условиях раскрывается всё та же одна история, что и в обычном полном метре, но которая требует немного большего ввода зрителя в курс дела. Поэтому такое я люблю. Но если не 5-7 серий, то для меня золотой стандарт - не больше 2 сезонов по 20 серий, как в Gravity Falls.

Но речь сегодня не о том и не об этом, а о нашумевшей экранизации книги "The Queen's Gambit", который у нас переводят и как "Ход королевы", и как "Королевский гамбит". Оба варианта правильные и не полноценные, но подобные темы оставлю людям вроде Карамышева или Культаса, пусть они там купаются.

Постараюсь без спойлеров. Но разрушу интригу статьи тем, что посоветую его пойти смотреть перед тем, как прочитаете эту статью.

И еще: мне впадлу расставлять картинки и следить за тем чтобы не попали спойлеры, поэтому давайте это будет дополнительной мотивацией для вас посмотреть сериал, окей? :)

О самом сериале

Ну, он неплох. Более чем, если быть точным.

Первые две серии ощущались, будто Бет это типичная жертва мира - её травят в школе, её недолюбливают родители, она сирота, но зато в шахматах у неё успехи лучше, чем у тех, кто в них годами играет. Еще и таблетками упарывается, в чем же ее заслуга и где допинг-контроль? (Ладно, про таблетки я сморознул бред, они ей разве что разыгрывать партии без самой доски помогали.)

Я это к тому, что первые две серии идёт разогрев, который интересно смотреть просто потому что это экспозиция. Как по мне, сериал по настоящему раскрывается с третьей серии. Возможно, это можно было бы сделать по другому, но как именно, я не возьмусь судить — калибр у меня как сценариста не тот.

Очень важно то, что героям ты сопереживаешь, как главным, так и отрицательным. Хоть советские шахматисты и представлены в некоторых сценах как те еще плохиши, их мотивация отлично прописана. И мразями они не выставляются, что очень хорошо видно в финале.

Последняя серия, не считая парочку богов из машины, просто чудо. Немного не понял последнюю сцену, несмотря на то, что она довольно милая и сериал заканчивается на положительной ноте. Ну понятное дело, что в нём хэппи-энд, но за продвижением Бет Хармон к этому самому хэппи-энду наблюдать интересно, а это очень важно.

Уже после просмотра я задал себе вопрос — а про шахматы ли это сериал?
Существовала бы эта история, будь вместо шахмат, к примеру, плавание?
Ответ - да, про шахматы и нет, не существовала бы. Но это заслуга не создателей сериала, а Уолтера Тевиса, который и написал первоисточник. Но Скотт Фрэнк это отлично переложил на экран, и за это ему можно прописать уважение.

Теперь по пунктам

Начинается скукотища для киноделов и прочих поехавших на кино-продакшне.

Актёрская игра: 8 из 10
Я до сих пор не определил для себя критерии хорошей или плохой актерской игры, поэтому оценку поставил чисто интуитивно. Как я говорил, героям веришь и сопереживаешь, особых ляпов я не нашел, но и переворота сознания не было.

Операторская работа: 7 из 10
Ничего выдающегося, но хорошо выдержан стиль. Пару приёмов взял себе в копилку. Некоторые сцены я бы снял по другому.

Визуальные эффекты и компьютерная графика: 2 из 10
Сплошной ужас, который недопустим для проекта 2020 года уровня Netflix.
Местами она красива, но не реалистична. Подошла бы для стилистического мультфильма, но не для live-action проекта.
В большинстве это Source ревизии 2012 года, и иногда Unreal Engine 2.
А местами графика просто ужасна! Серьезно, в 2020 году в крупном проекте использовать импосторы для заполнения окон? Это уровень GTA 5 на past-gen.
Да-да, я про пролет перед окнами в последней серии. Это несмываемый позор для продакшна Chicken Bone FX, которые делали этот позорный VFX.
(Оправдания "это же мини-сериал" не работают. В Чернобыле охрененные эффекты, и там даже меньше серий!)

Саундтрек: 11/10
Написанный ОСТ довольно среднячковый, на любителя, а вот лицензированная музыка это нечто. Отдельный респект за Classical Gas Мэйсона Вильямса.

Клюква: 10 бутылок водки из 10
Вроде бы неплохо, но с кокошника у стюардессы и мальчика, предлагающего водку, я угарнул по максимуму. Чисто из-за этого по данному пункту присуждаю высший балл.
Хотя казалось бы, Каспаров в консультантах, который попросил добавить немало сцен, которые адекватно раскрывают Союз и советских жителей.

Рекомендую ли я его вам?

Шахматист? Нет!
Кстати об этом. Знакомый шахматист не оценил фильм, сославшись на то, что из-за него в кружки попрут кучи мамочек, удивляясь тому, что "почему их дитятко не играет на уровне гроссмейстера". Учитывая, как сериал повлиял на рост популярности шахмат в США, такой сценарий вполне вероятен.

Любитель посмотреть сериальчики? Да.

С подругой? Да, почему нет.

Скоротать вечер-два? Да!

Пловец? Красавчик

Думаю, вы меня поняли. Всё, ушел смотреть Soul.

Спасибо, что дочитали мой бред Всегда ваш, Андромадора

P.S. Жду спин-офф с армянином и нардами.