Обзоры
August 7, 2020

Обзор macOS Big Sur

Сегодня я хочу рассказать об опыте пользования macOS Big Sur, которая удостоена целой цифры 11 в номере версии (вместо ожидаемой 10.16), абсолютно нового дизайна и знаменует переход на новую архитектуру Apple Silicon, и что это значит для Apple, для всего рынка CPU и для разработчиков. Эпоха OS X ушла, да здраствует новая macOS.

Поставить себе систему на Mac я осмелился только после выхода публичной беты — хоть это и не основная моя рабочая машина, флешбеки с времен Windows 8 Developer Preview еще остались. И вам я тоже не рекомендую ставить эту систему сейчас, если для вас важно не потерять в производительности, автономности и в некоторых случаях и работоспособности вашей машины.

Установка

Не ожидали такой главы? А между прочего, я с ней помучался знатно.
Во первых, дистрибутив весит более 12 гигабайт. И это я скачивал не dmg-образ, а обновление с серверов Apple.

Всмысле "не хватает 4 гигабайт"? Я удалил ВСЕ программы и файлы, которые были на компе

После загрузки установщик потребовал освободить целых 30 гигабайт места на накопителе. Чтобы это осуществить, мне пришлось удалить вообще всё, включая программы и личные файлы. И даже после этого мне не хватало 5 гигабайт. Проблема решилась рытьём в кэше и удалением всякого ненужного.
(как грица, трюк выполнен профессионалами, не повторяйте в реальной жизни!)

Посему счастливым обладателям Маков со 120-гиговыми твердотельниками советую накатывать с нуля — результат примерно тот же.

Дизайн

Мне в нём не нравится несколько вещей. Во первых, квадратные иконки. На старой системе они мне нравились больше за счет своей многоформенности и проработанности, а вместо этого я получаю квадратные иконки (которые уже бесят немного), еще и с очень странным сочетанием скевоморфизма и плоскости. Больше всего меня здесь выбешивают иконка сообщений и FaceTime.

Во вторых, Menubar, который непонятно, прозрачный или нет, и с ужасными тенями за текстом — если на старой macOS можно было спокойно издалека прочитать весь текст в строке меню, сейчас это просто невозможно. По крайней мере, на светлых обоинах.

Изображение с сайта Apple

В остальном, система выглядит вполне ничего так, стала более похожа на iOS. Мне не совсем импонирует то, что она становится более примитивной, однако не вижу в этом проблемы для остальных.

Что касается приложений... ну, большинства приложений, они выглядят неплохо. На любителя, но мне нравится. Хотя кое-где углы ну слишком закруглены.

Далее будет небольшой блиц по некоторым приложениям:

Finder понравился, хоть к нему и стоит привыкать. Чем-то напоминает некоторые билды Windows Longhorn. Но синие иконки слева отдают iOS 7 - кажутся немного устаревшими.


Safari немного отдает браузером Opera за счет иконок сайтов и фото-фона. Не плохо, но и не отлично — глаза не мозолит, но и не дизайнерская революция. И еще бесит совсем необоснованное расположение кнопки создания вкладки.

Фичи

Control Center в действии

Мне понравился Control Center. Фича давно просилась в десктопную систему, смотрится неплохо, работает отлично, я доволен. Можно было бы в верх еще всучить Spotlight, но это опционально, и так хорошо. Не хватает только анимации появления и исчезновения, обычный кат слишком скучный.

Да блин, почему я не могу разместить текст справа от картинки?
Непорядок, teletype

Новая панель виджетов — тоже неплохо. По дизайну очень напоминает старый добрый Dashboard, а мне он нравился, так что я доволен. Не хватает пока виджетов, конечно, но эй — это же бета!

Архитектура

Слухи ходили давно, но я как-то не придавал этому особого значения. Но на деле событие более чем историческое, ведь переход на новую архитектуру процессоров значит то, что нужно будет переписывать ядро ОС и весь софт, который существует на эту ОС.

Apple уже проходила такой путь, когда переходила с PowerPC на Intel. Переходной период проходил с помощью двух инструментов — Universal, который позволял запускать новый софт, разработанный под Intel, на старых PowerPC машинах, и Rosetta, который делал противоположную работу — адаптировать уже старый PowerPC софт под работу на новых процессорах.
Сейчас ситуация такая же, только у этих инструментариев появились сиквелы — Universal 2 и Rosetta 2.

Обожаю BTS, вот они слева направо — инь-хрень, дыра в полу и кто направил камеру на экран?

По своему опыту могу сказать, что девелоперы софта под Mac более лояльно относятся к переходам и спорным решениям компании, и быстрее обновляют ПО под новые гайдлайны. И я уверен, что весь хоть сколько-то популярный софт будет переписан под новую архитектуру процессоров за установленный яблочниками двухлетний период, правда, не без пинков под зад от Apple.

Мне страшно только за виртуализацию и судьбу других ОС на яблочных компах.
Да, они показали работающий Parallels Desktop, но Boot Camp, скорее всего, будет мертв, если Apple к релизу первых Mac на Apple Silicon не создадут какую-то легковесную штуку для виртуализации не одной программы, но целой ОС.

Немного мыслей

Ну, во первых, у меня есть чёткое ощущение, что macOS 11 сделана на базе iOS 14, или iPadOS 14, если вам угодно. Этому есть логичное обьяснение.

Изначально, iPhone OS 1.0, которая поставлялась в комплекте с  первым iPhone в 2007, называлась не иначе как "Mac OS X для телефона", и это было недалеко от правды. Обе построены на базе одного и того же ядра, для отрисовки интерфейса используют немного различающиеся API (Cocoa/Cocoa Touch) и так далее. Если говорить очень грубо, то iPhone OS 1.0 это порт Mac OS X на сенсорный экран и ARM процессор.

И сейчас, учитывая то, что Developer Transition Kit (некий девкит на базе Apple Silicon) создан на базе процессора A12Z, который стоит в iPad Pro, я могу предположить, что macOS Big Sur — это порт iOS на компьютеры (если очень грубо говоря).

Плохо это или хорошо, сказать не могу. Да, теперь приложения с iOS можно будет спокойно запускать на компьютере без виртуализации, это забавно, и может быть некоторым даже полезно (жду нормальный Instagram на компе, да), но это не инновация, и недостатки эта фича не перекрывает.

Но будьте уверенны — нативных игр AAA уровня на Apple Silicon не будет. Если под Intel можно было относительно просто портануть игру с Win за счет кое-какой схожести архитектуры CPU, то порт на Silicon это всё равно что на iOS с поправкой на разные мощности. Впрочем, Mac не для игр вообще, так что это не проблема.

Стоит ли ставить (после релиза)?

Ну вообще да, почему нет, если вы не пользуетесь каким-то ультраспецифическим софтом, который не обновлялся годами, но нужен вам как воздух. Если вы именно такой человек, вы знаете что делаете, и вполне возможно, что вообще сидите на Леопарде или другой старой Mac OS X.

В остальном же, если на релизе не будет мажорных багов, а вам импонирует дизайн новой ОС, можете обновляться. Или дождаться еще одной статьи, уже про релизную версию macOS 11 Big Sur.

Спасибо, что прочитали мой бред Всегда ваш, Андромадора