October 2, 2023

Стратегия личного маркетинга и бренда с планом коммуникаций или хаотичное продвижение?

Почему ваше продвижение и публичность сейчас – это деньги и время на ветер?

Не пугайтесь, моя задача – помочь и подсветить те самые моменты, где пока у вас не заработало колесо продвижения и self-маркетинга.

Давайте по порядку. Это будет статья – диалог со мной. И по ходу этой статьи вы найдете ответы на многие вопросы – это я точно обещаю.

Но для начала представлюсь, кто меня не знает.

Я – Анна Одинцова, маркетолог-стратег, PR-стратег и трекер. 12+ лет я работаю в прикладном маркетинге как компаний, так и персон (B2B, B2C). Моя задача – помогать клиентам в достижении их маркетинговых целей, и чтобы они двигались поступательно. Где-то через личный бренд, где-то через комплексный маркетинг, по-разному.

Это я

Я решаю разные стратегические задачи по маркетингу и личному бренду.

Например, работала как стратег и трекер с командой клиента, где продвигала основателя и генерального директора ИТ-стартапа, совмещая личный бренд и маркетинг компании. Через 2 года с нуля была не просто выстроенная система с процессами внутри, но и результаты:

  • для личного бренда – узнаваемость среди узкой целевой аудитории, выступление на ПМЭФ, и других статусных мероприятиях как спикера, статьи в СМИ, приглашения на интервью, социальные сети;
  • для компании – заявки на партнерство, инвестиции, клиентов.

За 12 лет накопилось много историй, кейсов и многое из этого можно посмотреть на сайте, но пока вернемся к нашей стратегии.

Почему же я уверена, что у большинства из вас те действия, что вы делаете в маркетинге – это расход ресурсов в пустоту?

Продиагностируем себя:

  • Вам хочется, чтобы вас "собрали в кучу", потому что вы идейный вдохновитель, творец или просто эксперт, предприниматель и вы любите свое дело, но кажется, что ваш маркетинг и бренд – это кусочек там, кусочек здесь и вы хотите комплексных сфокусированных действий.
  • Вы – масштабны, но ваш масштаб пока внутри вас. Ваши идеи, проекты, продукты и бизнес работают, но о них мало знают, приходят только по сарафану, и вы чувствуете, что недозарабатываете или просто скрываете от мира те мысли, которые могут на него повлиять. Хотите, чтобы к вам пришли извне.
  • Вы хотите стартовать с нуля и сразу сделать все грамотно. Но это не про безопасность и страх, а про нежелание потратить бесценное время. Ведь можно сразу вкладывать ресурсы в те действия, которые поступательно, шаг за шагом, приведут к синергетическому маркетинговому эффекту.

И если вы себя узнали в этом описании, то поздравляю. Сейчас я покажу что по шагам надо сделать, чтобы вы пришли к своему результату.

Стратегия персонального маркетинга и брендинга – это тот самый артефакт, который помогает вам четко видеть и знать, что те действия, которые вы делаете: тексты, продвижение, выход в СМИ, соцсети, – это не дань моде или "потому что подруга Маша так делает", а потому что:

1) эти действия отвечают вашим внешним целям, тому, зачем вы все это делаете – клиенты, бизнес, партнеры, продукты, медийность, что-то еще;

2) резонируют с вашими внутренними ценностями – вы не ломаете себя, не подстраиваетесь под форматы;

3) при должной реализации вы видите эффект: проявленность в публичном пространстве, заявки, др.

4) вы понимаете почему вы или ваша команда использует тот или иной инструмент маркетинга и зачем он нужен.

Фактически стратегия – это оцифрованный PDF-файл до 80 страниц с вашим путем в маркетинге и PR: куда иду, зачем, как, на каких площадках публикуюсь и с какими смыслами.

Да, можно (и полезно), работать с коучем для формирования истинных целей, разбираться в миссии, какие продукты заряжают. Я – не про это, хотя фоново эти вопросы тоже решаются при разработке стратегии, и отдельно по запросу.

Я про то, чтобы приземлить ваши идеи, цели и желания на стратегию маркетинга и личного бренда для вас.

На какие вопросы важно знать ответы перед стартом работы над личным маркетингом и брендом:

  • какой у вас брендинг, как вам надо выглядеть на фото, на встречах, какие у вас фирменные цвета, обложки в социальных сетях;
  • что вы транслируете, ваше позиционирование, контент-смыслы для продаж и для медийности;
  • где вам надо быть, в каких каналах коммуникациях присутствовать, в каких соцсетях, на каких мероприятиях, ассоциациях, где выступать, в каких СМИ какие статьи писать;
  • кто ваша аудитория и что у них на уме;
  • какие цифры анализировать, чтобы понимать, что движетесь куда надо, какая эффективность от продвижения, PR и где во всем этом заявки и продажи;
  • и это все системно и поступательно.

Как вам мысль, что можно не просто что-то поделывать в маркетинге, а понимать зачем и на ходу анализировать действия, понимая что вы движетесь в верном направлении?

И когда к вам придет идея снять очередную порцию Рилс на 30 дней у вас не будет ощущения, что вы делаете это непонятно зачем, продвигая какую-то тему или какой-то продукт.

Или когда вы обнаружите, что на вас уже работает 2-3 человека, оказывается, надо было взять других людей на другой функционал и вкладывать в совсем другую площадку для продвижения.

Тогда как сделать так, чтобы вы не слили бюджеты, время и другие ресурсы. Не строить завышенных ожиданий и гнаться за сжатыми сроками, но и не выкинуть уже то, что сделано, а использовать это как актив?

Если вы уже сейчас поняли, что вам нужна стратегия, то приглашаю записаться на встречу-знакомство, чтобы начать работать над вашей стратегией личного бренда и маркетинга.

5 элементов стратегии личного маркетинга и бренда: собираем вашу историю

Что входит в стратегию self-маркетинга? Давайте посмотрим на комплексную картинку, а потом я разберу каждый элемент отдельно, чтобы вы могли продиагностировать себя.

Я нарисовала диаграмму того, как выглядит стратегия персонального маркетинга эксперта и предпринимателя, и что туда входит:

Диаграмма персонального марктеинга и бренда от Анны Одинцовой

Обратите внимание, что это не отдельные элементы, а вытекающие друг из друга блоки.


Также обратите внимание, что здесь нет продуктового маркетинга. То есть нет понятия разработки продукта, бизнеса – того, ЧТО вы продаете. Я специально выношу это в отдельную работу. Если у вас уже сейчас есть открытый вопрос: что продавать, актуален ли портфель моих продуктов, что запускать, то это разрабатывается параллельно на этапе работы с блоком "Целевая аудитория. Каналы продвижения".

Разберем каждый блок отдельно, чтобы вы уже сейчас смогли что-то изменить в своем личном бренде и маркетинге.

Блок 1. Цели: стратегические и тактические

Кажется, что и так тут все понятно, но есть нюансы, например:

"Мне бы просто выйти в онлайн"
"Я хочу заявки через блог"
"Я хочу в СМИ"

Это примеры плохо сформированных целей, и не потому что они не по "смарту", а потому что такая цель приведет вас либо к набору ненужных действий, либо к общей картинке, которую потом сложно будет разбить на конкретные действия и инструменты.

Что важно сформулировать:

  • какие у меня внешние и внутренние цели, видение
  • по каким критериям я понимаю, что достиг цели от своего персонального маркетинга и PR
  • какие должны быть метрики (параметры измерения) по пути к этой цели: на какие показатели я обращаю внимание, как понимаю, что я достигну цели или как понимаю, что не достигаю. Например, у нас низкое вовлечение, мало охватов и тд.
  • какой у меня операционный план на год, полгода, квартал (3 месяца). Я вижу конкретные шаги, которые делаю я, команда, чтобы прийти к целям от маркетинга и PR

Блок 2. Позиционирование, брендбук и упаковка

Без понимания кто есть Я в публичном пространстве, как правильно транслировать свои смыслы и как это вяжется с моими маркетинговыми целями – все наше продвижение и брендинг – курам на смех.

Две ключевые ошибки здесь:

  • перекос в сторону "идеальной" картинки: у меня должны быть и крутые фотографии, и фирменный стиль, и обязательно все и сразу. Позиционирование такое, чтобы обязатально за два слова включало в себя ВСЕ смыслы.
  • обратная сторона – зачем мне заморачиваться с визуалом, какими-то цветами, шрифтами, смыслами, достаточно того, что у меня есть фото с 2010 года, я человек глубоких смыслов, а не "выставления" себя на показ.

Баланс, друзья.


И в этом блоке важно проработать позиционирование и элементы вашего фирменного стиля так, чтобы:

  • стиль передавал нужные смыслы, которые мы хотим, чтобы были заложены в голову нашей аудитории, и чтобы это отвечало нашим целям (продажам, узнаваемости и тд).
  • наши дизайн-артефакты (аватарка, презентации, обложки соцсетей) были в едином стиле, который сформирует правильное впечатление
  • мы никого из себя не изображали, а подчеркнули сильные стороны и важные для нашей аудитории

Когда понимаешь, что нужно передать, какие смыслы, то остается упаковать это:

Слайд из брендбука, как пример

Разные подходы, включая работу с архетипами, позволяют точно передать наши маркетинговые и PR-идеи и смылы

Слайд из брендбука, как пример

Едины стиль всех цифровых носителей поможем сформировать нужный образ

Слайд из брендбука, как пример
Слайд из брендбука, как пример
Слайд из брендбука, как пример

Чтобы передать действительно только то, что нужно, чтобы наша стратегия маркетинг, PR и бренда сработала, в этом блоке нужно ответить на глубокие вопросы: поэтому обычно на этом этапе проводится глубинное интервью.

Итоговая раскладка после фотосессии по упаковке фирменного стиля

Позиционирование – это ваша персональная формула общения с миром для достижения маркетинговых целей, а брендинг – трансляция этих смыслов в точки зрения упаковки и дизайна.

Блок 3. Целевая аудитория, каналы продвижения

Как часто это происходит сейчас?
Надо было пойти в LinkedIn (социальная сеть), а пошли в Инстаграм. Непонятно зачем, ну потому что все так делают.

Или "не хочу в эту соцсеть, хочу в другую".

А почему вообще надо в соцсети? Может достаточно связки: контекстная реклама – сайт – имейл-рассылка?

Чтобы не гадать на кофейной гуще, есть стратегия маркетинга и PR вашего личного бренда. На этом этапе прорабатывается ваша аудитория:

  • кто ваша ЦА и где их наивысшая концентрация. И не просто М и Ж от 25 до 40 лет – с этим инструменты не выберешь. Здесь нужна детальная проработка, чем мы и занимаемся пока пишем стратегию.
Один из слайдов в блоке аудитории и каналов коммуникации
  • в каких каналах продвижения они сидят, как до них дотянуться, платные и бесплатные методы продвижения.
  • какие PR-каналы используем: мерпориятия, ассосциации, традиционные медиа, новые медиа.
Один из слайдов в блоке аудитории и каналов коммуникации
  • социальные сети: какие площадки использовать и зачем.
Один из слайдов в блоке аудитории и каналов коммуникации

На выходе мы точно понимаем в какие каналы коммуникации идем, с какой периодичностью, по каким метрикам понимаем, что движемся к нашим целям. И все это под единым позиционированием и фирменным стилем.

Блок 4. Контент-стратегия и смыслы

Чаще всего, даже если мы самостоятельно угадали с аудиторией, упаковкой и каналами коммуникации, то без проработанной структуры в контенте нет выхлопа и результата.

Можно сколько угодно мелькать на нужных площадках, но если "говорить" непонятно что, или часто одно и то же или не осветить другие стороны, то эффекта не будет.

Если наша упаковка, каналы – это как рамка для фотографии, то контент – это есть суть изображения и само фото. Контент должен быть последовательным, с нужными смыслами, системный и заточенный на конкретные целевые действия.

Несколько тонкостей работы с контент-стратегией, смыслами и точечными контент-планами:

  • убедитесь, что контент отражает все нужные архетипы, чтобы сформировать полный публичный образ, нужный вам для достижения ваших целей
Один из слайдов в блоке коммуникации, как пример
Один из слайдов в блоке коммуникации, как пример
  • проработайте нужные смыслы для аудитории, а для этого важно выгрузить по правильной технологии ответы на вопросы, важные для вашей ЦА. Это можно сделать разными способами
Один из слайдов в блоке коммуникации, как пример
  • Если одна из ваших целей персонального маркетинга и PR – заявки и продажи, убедитесь, что вы продумали механики лидогенерации через контент, а не просто создаете "тексты ради текстов"
  • Не забудьте про операционный контент-план для продаж, который должен быть выстроен по лестнице Бена Ханта, особенно, если работаете с холодной аудиторией, которая пришла к вам недавно
Один из слайдов в блоке коммуникации, как пример

Здесь еще много других тонкостей и особенностей, но если вы сделаете хотя бы это, то ваш контент начнет работать на ваши цели.

Блок 5. Процессы и аналитика

То, чего нет у большинства:

  • сколько мне нужно ресурсов для реализации и учитываются ли мои ограничения: деньги, время, люди и другие ресурсы;
  • какие должны быть форматы взаимодействия, какие важные процессы нужно построить и чему удлить время, чтобы стратегия решила мои задачи и учитывала ограничения;
  • какие метрики отслеживать, и многое другое.
Пример слайда по процессам из стратегии

Например, когда после написания стратегии ко мне и моей команде приходят за ее реализацией, то мы вводим формат:

  • ежемесячного отчета, где видна динамика движения к целям по стратегии
  • еженедельные отчеты (спринты), чтобы видеть динамику в еженедельном разрезе.

Измерение цифр – то, чего не делают большинство пиарщиков, потому что "PR не пощупать".

На самом деле мы можем измерять эффективность по прямым и косвенным показателям, например:

  • косвенный показатель: выросли переходы на сайт, выросло количество брендовых запросов (ваше имя вбивали в Яндексе на 25% больше в этом месяцев), и так далее;
  • прямые показатели: переходы по ссылкам, рост вовлечения, конверсия в заявки.

Важно понимать, что важны в симбиозе две вещи:

  1. Процесс персонального маркетинга и PR – чтобы он двигался, задачи выполнялись, и все было согласно стратегии.
  2. Мы измеряем косвенные и прямые показатели эффективности и понимаем нужно ли что-то менять и на основе чего принимаются решения, на основе каких данных, а не просто "я так хочу".

Устали? Да, я свалила на вас много информации, но как говорится, предупрежден – значит вооружен.

Продиагностируйте уровень своего персонального маркетинга и бренда

1 ответ "Да" – 1 балл. Если вы набираете более 6 баллов, то поздравляю, у вас не все так плохо.

  • Я знаю чего хочу от работы своего маркетинга: по каким метрикам и параметрам я понимаю, что пришел к цели, у меня есть декомпозиция цели на год, полгода, квартал.
  • У меня есть расчет ресурсов: кто мне нужен для достижения цели, сколько времени, денег, и других ресурсов необходимо вложить.
  • Я сонастроил свои внешние цели с внутренними и у меня нет конфликта или я постоянно сверяюсь со своим внутренним вектором и внешней целью, и они не конфликтуют. Я понимаю зачем иду в персональный маркетинг и бренд.
  • Я всегда знаю что сказать о себе при знакомстве с потенциальным клиентом, партнером, инвестором или другим нужным мне человеком. Как короткой сказать о себе, своя самопрезентация и позиционирование.
  • У меня есть фотографии и видео, которые транслируют нужные смыслы обо мне, я их использую в digital-носителях (соцсети, мероприятия, печатная продукция).
  • У меня есть фирменный цвет, подобранные шрифты и что все мои онлайн и офлайн-каналы коммуникации выглядят стильно и единородно.
  • Я точно знаю кто моя целевая аудитория и в каких каналах коммуникациях мне надо присутствовать, чтобы мы там встретились.
  • Я знаю что о себе говорить и какие архетипы раскрыть, а какие оставить для личной жизни, чтобы добиться своих целей.
  • У меня есть контент-стартегия с общим вектором по рубрикам, темам, которая комплексно раскрывает представление обо мне и направлена на достижение моих целей.
  • У меня есть контент-план на ближайший месяц, который отвечает операционным целям (продажи, прогрев, медийность др.)
  • У меня есть на руках аналитика, цифры и другие метрики, по которым я понимаю, что двигаюсь в верном направлении. Или у меня есть люди, которые мне интерпретируют эти данные, и я принимаю решения о маркетинге и бренде на их основе.
  • Я всегда соотношу реальную картину по маркетингу и продвижению со своими целями и корректирую планы, отталкиваясь от реальности.

Если вы понимаете, что пора систематизировать работу над вашим персональным маркетингом и брендом или начать сразу грамотно, приглашаю записаться на встречу-знакомство.

Знаю о чем вы подумали: "А можно кто-то за меня это все сделает?"

Ответ: ДА и НЕТ – одновременно.

Почему "Да"?

Например, можно нанять меня и моих партнеров для разработки такой стратегии, где вы получите ответы по каждому из 5 блоков, а потом пойти в реализацию.

Но. Нельзя делегировать ответственность за конечный результат. Потому что вы выдаете данные из головы, вы идеолог бизнеса или продуктов, у вас в голове решение по вложенным ресурсам и вы управляете вашими ожиданиями.

Можно взять надежного партнера-стратега к себе в команду и реализовать задуманное, но нельзя сложить на него ответственность за все. С таким подходом я не работаю в принципе.

Если вам близка идея взрослого подхода и разделения ответственности, то едем дальше.

Мне нужна такая стратегия, но что с ней делать дальше?

А дальше – реализовывать. И вот здесь включается история про то, чтобы фиксироваться на целях, на самой стратегии, не уходить в сторону.

Для этого у меня отдельно есть услуга по стратегическому трекингу, где я работаю с вами и вашей командой. Шаг раз в неделю – операционные планерки, отчеты, постановка задач команде; шаг раз в месяц – сверка по целям и нужно ли что-то корректировать в стратегии. Либо можно делегировать реализацию опять же мне и моей команде.

Если у вас нет команды – это вопрос организации и процессов.

Расскажу историю.

В конце 2016 году я пришла в ИТ-стартап с нуля, я одна отвечала за маркетинг компании и персональный маркетинг основателя. И тут на меня свалилась куча задач, которые я сама же себе и поставила.

Сделать сайт, завести соцсети, оправить заявки на мероприятия...

Конечно же одному это делать невозможно и мы начали набирать мне людей в команду. 1, 2, 3...

И вот уже в 2022 году, спустя 7 лет я выхожу из этого места с багажом и маленькой тележкой набитых шишек в делегировании: 4х увольнений членов команды, когда-то поломанных процессов. Но вместе с этим. Рабочую, как швейцарские часы, команду со встроенными процессами, контроль качества сотрудников, маркетинг, который работает, личный бренд собственника, который дал нужные результаты, и многое другое менеджерское.

Это к чему?

К тому, что если вам кажется, что все с нуля и там поле напаханное, то это вопрос организации, процессов и поступательности.

Но это все долгосрочные размышления, потому что пока нет самой стратегии, на разработку которой еще нужно время, то все разговоры о реализации – это пока влажные фантазии.

Сколько нужно людей, сколько на них надо денег, а как правильно делегировать? ААААА. СТОП

Хорошо, что вы думаете о будущей реализации, но надо это делать:

1) без признаков паники, а с холодной головой. А холодная голова включается, когда ты видишь кто нужен, в каком объеме, а это видно, когда составляем стратегию.

2) поступательно. Никто не говорит, что вам сразу надо взять 5 человек и шарашить БРЕНД. Можно обойтись на старте помощником по соцсетям на контент и делегировать закупку рекламы. Двигаться поступательно, учитывая ограничения, ресурсы, а для этого – заносим все в стратегию. Я всегда составляю несколько вариантов: план максимум, оптимальный и минимум по ресурсам, чтобы вы видели куда и как вам двигаться после стратегии.

Если вы хотите


- Вкладывать в свой персональный маркетинг и бренд ресурсы без хаоса, с пониманием "зачем"

- Сразу сделать все грамотно, выстроив нужную систему

- Видите в этом направлении долгосрочную перспективу, то есть, вы хотите заявить о себе, масштабировать свой бизнес, продукты и себя, как узнаваемую персону, то приглашаю вас познакомиться.

Записаться на встречу-знакомство, чтобы начать работать над вашей стратегией личного бренда и маркетинга – по ссылке.

На встрече-знакомстве мы обсудим ваш маркетинг сейчас, ваши задачи, я сделаю небольшой аудит того, что у вас есть сейчас и что можно улучшить, отвечу на вопросы а действительно ли вам нужна стратегия, что туда можно добавить персонально под вашу задачу.

Записаться на 40-минутную встречу-знакомство можно через форму обратной связи. Ассистент напишет вам, чтобы подобрать удобное время.

Обсудить вашу стратегию – оставить заявку.

Как выглядит процесс работы над стратегией?

Внутри стратегии могут отличаться на 180 градусов, но технология сборки всегда одна:

1. Встреча-знакомство (бриф).
Снимаем ваши цели, задачи, пожелания. заказчика. Разбираюсь и погружаюсь в саму задачу, может ваша задача решается проще и вам нужно что-то другое?

2. Глубинное интервью (2 встречи по 1,5-2 часа).

Погружаемся в вас и ваш персональный бренд, маркетинг: проходим определенные тесты по архетипам, снимаем информацию для разработки позиционирования, описания аудитории, смыслов для контента и так далее.

3. Исследование и аудит.
Изучаем запрошенные материалы по маркетингу, если они есть, смотрим конкурентов, рынок.

4. Брейнштормы внутри команды.
Собираем весь полученный материал в единую концепцию, самый сложный этап, так как требуется соединить бизнес-цели, отличия от конкурентов, ограничения по ресурсам, рынок и проработать самый эффективный путь.

5. Описание инструментов, брендбука, графика реализации и бюджета.
Дело техники — когда понятно, что мы делаем и зачем, на вопрос "как" ответить легко. Внутри стратегии прописываем операционный план: куда идти, на какие площадки, как часто, какие ресурсы + учитываем ограничения заказчика (временные, денежные и так далее).

6. Сдача стратегии
Онлайн-встреча, во время которой мы показываем итоговый документ и рассказываем, как с ним работать.

Итог — понятная стратегия с роадмапом личного маркетинга и бренда: контент-план, план мероприятий, бюджет, и так далее.

Стоимость разработки стратегии личного маркетинга – 185 000 р (работа без НДС). Срок разработки стратегии – 4 недели с учетом проведения глубинных интервью и стратегической сессии по маркетингу. После сдачи стратегии, чтобы поставить на рельсы ее реалиацию, вы можете заказать стратегический трекинг от меня лично: 4 онлайн-встречи – каждая раз в неделю + чат для адаптации и интеграции стратегии в систему маркетинга эксперта и его команды.

Чтобы записаться на встречу-знакомство по вашей стратегии персонального маркетинга и бренда – заполните форму, чтобы зафиксировать цену.


Больше о системных маркетинговых коммункиациях в моем телеграм-канале – маркетинг на понятном с Анной Одинцовой

Телеграм-канал: маркетинг на понятном – подписаться