February 14

Любовь должна править миром! И к черту систему! - интервью с художником 

Ну о чем еще говорить 14 февраля? 😉 Но начну я издалека...

Друзья, верите ли вы в существование маленьких человечков? А я видела их своими глазами, на стенах Еврейского квартала в Будапеште😉 Сегодня я публикую одно из своих интервью: мы говорим о творчестве, любви и жизни с создателем смешных и грустных маленьких человечков со стрит-арт художником @qwert.art (ИГ)

Ты родом из Венгрии, но живешь в Лондоне. Как ты туда попал? Тебе там нравится? Подходит ли атмосфера для творчества и саморазвития? (уточню: qwert недавно переехал из Лондона в Испанию и сейчас украшает своим творчеством Барселону и др. города Испании. Но на момент интервью он еще жил в Лондоне)

Хотел бы я рассказать тебе захватывающую историю о самосовершенствовании, следовании за мечтой и т.д. в Лондоне. Но у меня очень скучная история: я был молод, хотел путешествовать, легкую работу и больше денег. За этим 15 лет назад я поехал в Англию. Довольно долго жил в небольших городах, но в итоге переехал в Лондон.

Здесь я нашел себя как художника стрит-арта. Поначалу, работал курьером и разглядывал улицы много и часто. Не могу сказать, что приехал в Лондон, чтобы специально познакомиться с местным стрит-артом, но так уж вышло.

Лондон - идеальный город для поиска себя. За то, что у меня получилось найти путь к своему искусству, стать уличным художником, я благодарен Лондону. В Венгрии со мной такого бы не случилось. Так я переехал в Лондон из-за денег, и вот что из этого вышло 😉

Меня часто спрашивают, как люди становятся художниками стрит-арта? Как этому научиться? Как ты учился?

Я никогда не изучал искусство. Меня смущает, когда люди говорят: «Я всегда изучал искусство». Художнику не надо изучать искусство, это глупо. Может, если нет таланта - это выход. Но для настоящего художника жизнь - это школа искусства. Художнику просто нужно заниматься своим делом.

Если в душе ты художник, то ты станешь художником. Просто нужно преодолеть некоторые препятствия. Это вопрос обратной связи. Если ты делаешь что-то и делаешь это хорошо, то люди вокруг (семья, друзья) говорят тебе, что это хорошо. И их признание мотивирует тебя творить дальше.

Изучение искусства может быть полезным, но не в этом случае. Изучать искусство, чтобы потом стать художником - странно. Так что я никогда не учился.

Моя история становления идет из детства. Отец был очень творческим человеком. Он всегда рисовал для нас, детей, лепил скульптуры, делал нам игрушки. И любовь отца, его творчество, время, которое мы проводили вместе, оказали на меня огромное влияние. Я всегда любил творчество, много фотографировал, даже интересовался модой. А в итоге стал стрит-арт художником. Так что художественного образования у меня нет.

Ты рисовал граффити? Если да, то почему перешел на стикеры?

Да, граффити я тоже рисовал. Мне было 14. В то время все рисовали теги (надписи разными шрифтами). Но теги меня не интересовали, я хотел рисовать именно граффити, что-то яркое, креативное. И у меня не вышло. Я знаю, сначала надо долго практиковаться, и только потом можно сказать: "Я стал художником граффити". Но я был молод, и потребовалось время, чтобы понять: то, что я рисую на бумаге - хорошо, а то, что на стене - нет. На бумаге это было круто, на стене - дерьмо.

К тому времени мне уже было 15, я любил тусоваться с друзьями, встречался с девушками и не хотел тратить время на оттачивание мастерства, да и не мог покупать краски-спреи, все карманные деньги уходили на тусовки.

Если бы я много практиковался, то, возможно, и стал бы хорошим художником-граффити. Но в то время девушки меня интересовали больше. И вообще, зачем идти рисовать на стене, если рисунок в итоге выглядит не так, как хочется?

Затем я путешествовал за границей, и в разных городах Западной Европы видел много стрит-арта. Я видел много работ в стиле пейст-ап (“paste-up”). Ты называешь это наклейками (“стикерами”), но это неверно. Наклейки маленькие, а “пейст-ап” большие и держатся на клею.

Тогда я подумал: “ВАУ!” Я очень впечатлился этой техникой. Потому что она решала мою проблему: на бумаге я рисую потрясающе, а краской из баллончика - ужасно. Техника “пейст-ап” позволила мне показать свои работы как они есть.

Так я начал делать пейст-апы и на мои работы пошли хорошие отзывы. Теперь это моя любимая техника. Не только потому, что у меня это хорошо получается. А еще потому, что размер работы меньше, не нужно делать фон для картины. Наоборот, можно поиграть с пространством стены и улицы (обыграть окна, двери, колонны). И одну граффити ты рисуешь целый день. А я не люблю сидеть пять часов на одном месте. А так у меня с собой несколько рисунков, я просто хожу по улицам, слушаю музыку и могу приклеить не одну работу, а сразу 10 😉

Большинство твоих “пейст-апов” - это странные человечки с большими глазами (честно говоря, мне кажется, они под кайфом 😉 Как они появились? В чем была идея?

Это долгая история. Впервые я нарисовал такого человечка в школе на уроке грамматики. Не могу рассказать, как это получилось. А пальцы, показывающие сердце, взяты с вечеринок электронной музыки. Когда на вечеринке ты танцуешь, у тебя шикарное настроение, все вокруг твои друзья, и вообще чертовски кайфово. И ты показываешь сердце людям вокруг тебя.

А потом я пририсовал человечку метлу снизу - хотел всех удивить. Мне никогда не хотелось создавать рисовать что-то просто красивое. Я хотел создать что-то, чтобы люди с удивлением спрашивали: “Что это за хрень? Это что, метла? Это инопланетянин?” Поэтому мои рисунки всегда такие странные.

Когда я впервые нарисовал того человечка, он не имел ничего общего со стрит-артом. И уже в Лондоне, когда я начал расклеивать свои работы, возникла идея: “Любовь важнее всего остального. Любовь должна править миром”. Вот почему мои человечки - это всегда важные люди, например, полицейские или солдаты, короли или политики, Христос или Будда.

Для многих из нас они авторитеты, мы доверяем им, стараемся следовать за ними. А теперь только представь, что все эти люди важные люди распространяют любовь. Полицейские, солдаты, политики...все распространяют любовь. В этом была основная концепция…

Политик докладывает о повышении уровня любви
Полицейский распространяет любовь

Шикарная концепция ЛЮБВИ! У меня аж мороз по коже 🤩 Но она существует довольно давно, сейчас есть желание что-то в ней изменить? Изменить, развить, улучшить?

Да, год назад команда “любви” мне надоела. Как будто это не я, как будто я придумал не настоящий мир, а какую-то несуществующую параллельную реальность.

И теперь я пытаюсь выйти из роли, которую создал для себя, для этого персонажа. Около года назад я помню, что рисовал Иисуса, и вдруг он ожил на моей картине. Я рисовал глаза, а глаза - зеркало души. Они получились живыми, и это изменило все.

Все мои предыдущие персонажи, они вроде телепузиков - милые, но неживые. Сообщение про любовь важно, оно хорошо смотрится на улицах. Вообще стрит-арт - это просто, ты не найдешь сложных концепций в стрит-арте.

А я вложил в глаза настоящие чувства и эмоции. Настоящую эмоцию нелегко выразить. Нельзя просто сказать: “Ок, сейчас я рисую счастье или чувство гордости отца сыном”. Эмоции и чувства получаются только тогда, когда они созрели внутри тебя. Пока я сделал 5-6 хороших работ, в которых у меня получились эмоции.

Так что сейчас я в поиске эмоций. А еще хочу сделать мое искусство социально ответственным. И тут у меня 3 идеи.

  1. Умный мир. Я чувствую, как из-за технологий мы (люди) становимся роботами, загоняем себя в неволю, живем ненастоящей жизнью. Я использую своих персонажей, чтобы сказать: “Эй, ребята, если вы не отложите свой долбаный смартфон, вы станете роботами”.
  2. Защита окружающей среды. Мы разрушаем планету и цивилизацию, и пришло время встать на защиту окружающей среды. Люди, прекратите использовать пластик! Это консьюмеризм. Мы создаем слишком много отходов. В основном в западноевропейских странах, у людей есть деньги, они покупают все, что хотят, но у них нет ответственного подхода к потреблению.
  3. Еще одно направление. Тут дело только в цвете. Я думал маркировать свои работы цветами (как Hugo Boss). Может, ты увидишь их в будущем. Для любви будет, например, красный. Для эмоций и чувств - серый или черный. Для социальной ответственности - какой-то другой цвет. Сейчас для концепции “ЛЮБОВЬ” все человечки разные: кто-то яркий и радостный, кто-то - грустный.

Как ты распространяешь свои “пейст-апы” по Европе? 😉 Ты сам путешествуешь или у тебя есть секретные агенты, которые распространяют твое искусство? Хотел бы иметь таких агентов? 😉

У меня точно нет агентов. Я очень строг в этом плане. Многие просят меня прислать им картины, чтобы они расклеили их по городу. Но это глупо. Мои работы - мои дети. И расклеивать их должен я сам. К тому же я много думаю о том, где и как их разместить, очень тщательно выбираю место. Еще у моих работ много мелких деталей, из-за этого их трудно вырезать и наклеить. Ну и просто я люблю путешествовать, особенно путешествовать с моими работами.

Мне кажется это обман - доверять расклеивать мои работы кому-то, кого я не знаю. Так нелепо - писать агенту, чтобы он повесил что-то на стену. У меня есть друзья, тоже стрит-арт художники, и один или два раза я давал им свои работы, чтобы они их повесили, но не более двух картин.

Раньше я путешествовал и брал с собой работы. Теперь все иначе: я путешествую из-за работ. Париж, Барселона, Берлин и другие города, - я езжу туда в основном ради своих работ.

Как ты выбираешь место, куда наклеить пейст-ап? Думаешь заранее: “Вау! Это шикарное место для того героя!” Или делаешь пейст-ап, а потом просто ходишь по улицам в поисках подходящего места?

И так, и так. Когда я собираюсь в другой город (где я не знаю улиц), я не могу выбрать персонажа для конкретного места. Поэтому я беру с собой несколько рисунков и стараюсь найти для них идеальное место. Я ищу цветовые сочетания со стеной и с пространством. Мне важно найти правильное место для моих человечков. Все они стоят, и я не хочу, чтобы они “парили” в воздухе, и не ставлю их на землю. Так что сначала я ищу на стене визуальную “подставку” (окно, дверь, или что-то еще).

В Лондоне другая история - я знаю город. И если я вижу хорошее место, то я могу придумать что-то именно для этого места. Мои самые лучшие работы всегда созданы для конкретного места.

Как ты думаешь, нужно ли людям понимать твое сообщение, когда они видят твои пэйст-апы? Или достаточно, когда они просто замечают картинки на улице? Ожидаешь ли ты реакции от людей на твои работы?

Хороший вопрос. Сложно сказать. Если послание ЛЮБОВЬ /  “Любите друг друга” -  это просто. Все это понимают. Тут у меня нет особых ожиданий, потому что нет никакого скрытого сообщения. Но иногда я делаю работы с более глубоким смыслом. И мне бы очень хотелось, чтобы люди это поняли. Но похоже, что они не очень понимают, или не очень хотят понимать. Они просто хотят видеть счастливого персонажа, который улыбается, даже если он ненастоящий.

Если я помещаю сообщение в своей картине, людям это не очень нравится. А я хочу, чтобы люди лучше понимали мысли и чувства, которые я пытаюсь передать. В продажах своих картин я замечаю, что люди не покупают картины со смыслом. Я считаю эти работы искусством, но они не продаются. Это очень и очень печально. Потому что когда я делаю что-то легкое бессмысленное, людям нравится. Но если я делаю что-то действительно хорошее, глубокое и серьезное, людям плевать.

А на улицах все довольно очевидно. Люди понимают идеи про любовь или идею “против компьютеров”.

Есть ли у твоего искусства какие-то социальные или политические мотивы? Как ты думаешь, стрит-арт должен отражать какие-то социальные проблемы /процессы? Или ему достаточно быть просто красивым?

Есть общественная и политическая повестка дня. Я не делал этого вначале, но теперь планирую развивать.

  1. Природа. Мы должны защищать ее, бороться за нее, если мы хотим стать следующей ступенью эволюции человека.
There's no planet B

2. Мы не должны идти в сторону роботизации. Мы должны вернуться к природе. Сейчас мы становимся более роботизированными, фальшивыми, отдаляемся от природы и разрушаем природу. А этого делать не следует.

Нам нужно заботиться о природе, создавать зеленые зоны в городах, сады, вертикальные и горизонтальные, водопады, реки, искусственные реки, озера ... Нужно найти баланс между технологиями и природой. И у нас есть все возможности для этого. Я верю, что у нас есть ресурсы - создать человечество, которое может жить в гармонии с природой. Вот за что мы должны бороться ... И я планирую рисовать на эту тему как можно больше.

Надеюсь, я уже на том уровне, когда могу сказать что-то, и многие ко мне прислушаются.

Я никогда раньше не занимался политикой, потому что думал: я маленький художник, и мое мнение никого не интересует. Но теперь я чувствую, что к моему мнению могут прислушаться и другие.

Итак, стрит-арт должен быть способом выражения некоторых политических и социальных мнений. Оно должно быть оружием для достижения каких-то целей. Как, например, Бэнкси.

Но иногда стрит-арт может быть просто красивым.

У тебя есть творческие мечты, планы или проекты, которые ты бы хотел реализовать в будущем? Если не секрет, расскажи 😉

Скажу честно, последние 5-6 лет я много сил вкладывал в свое искусство, рисовал по 30-40 часов в неделю, все свободное время. И в итоге мои работы нравятся многим, все больше людей узнают мои работы и все больше людей покупают мои работы. Дело не в деньгах, а в обратной связи, которая мотивирует. Но из-за COVID, мои работы перестали продаваться….

И это печально, потому что я считаю, что я хороший художник и могу делать сумасшедшие вещи. Все, что я сделал до сих пор - хорошо, и я могу лучше. Но мне уже недостаточно просто получать комментарии, типа: "Мне нравится твои работы!" Спасибо! Я знаю, что я хорош, но этого недостаточно. Теперь я хочу попасть в галереи.

Я не из тех, кто просит об одолжении, или занимается рекламой или маркетингом. Я всегда подумал, что мне надо расти в своем творчестве, а люди придут. И какое-то время такой подход работал. Но теперь не работает.

И передо мной большая дилемма: какой смысл заниматься этим творчеством, если на него нет спроса? Если я хочу сделать что-то очень классное - мне нужно 2 недели. И я не уверен, что хочу потратить 2 недели на создание одного произведения ради 200 лайков…. Мне нужна адекватная обратная связь, а ее нет.

В общем, я планирую встретиться с ребятами из галерей и сказать: “Привет, ребята, я здесь. Может вы знаете или видели мои работы. Я хотел бы попасть к вам”. И если они ответят: “Хорошо, покажи свои работы”, - будет прекрасно. Но если скажут: “Извини, мы заняты, у нас есть другие художники”, - тогда мой план - медленно уйти из стрит-арта и найти другое призвание. Потому что я чертовски много работал в последние 5-6 лет и не вижу никакой обратной связи. Возможно, мне просто нужно переключиться на что-то другое, на путешествия, фермерство, борьбу за окружающую среду.

Понимаю, это не то, что ты хотела бы от меня услышать, но это то, что я думаю о проекте.

Последний вопрос, я знаю, что некоторые из художников стрит-арта не придают особого значения своим творческим псевдонимам. Но людей всегда интересует, как появилось твое имя? И что оно значит? 😉

Вообще-то, я хотел использовать в качестве псевдонима вопросительный и восклицательный знаки. Некоторое время я вообще не подписывал свои работы. Но когда я попытался зарегистрировать такое имя  в инстаграм, он меня не пустил, потому что в имени нельзя использовать спец символы. Смешно, что свое имя я выбрал из-за Инстаграма 😂 Затем я пытался взять за основу мои имя, Csabi (Чаби), но Instagram продолжал говорить “имя занято”. Тогда я разозлился и взял вариант “qwert”, порядок букв слева на клавиатуре. Но инстаграм и его не принял. Тогда я добавил “qwert.art”. И это сработало. Сейчас мне нравится мое имя, оно похоже на сообщение системе. Что-то вроде “к черту систему!”

На этой оптимистичной ноте "к черту систему!" мы и расстались 😂 но я желаю Чаби, чтобы ребята из галерей прониклись его идеями и работами. Мне кажется, он этого достоин 🤩 а вы как думаете? 😉