March 21

Коробка с крыльями - супергерой

Если, гуляя по городу, вы видите на стене нечто с крыльями, присмотритесь, возможно это работа

Поговорим про крылья, ноги и хвосты ;) а еще о том, чем на самом деле вдохновляется современный стрит-арт Будапешта.

Мы не встречаемся лично, поэтому спрошу: ты из Венгрии? Живешь в Будапеште или в другом городе или стране?

Я родом из Венгрии, но предпочитаю считать себя, гражданином Вселенной, жителем Земли и ребенком нации.

Живу в Сентендре. Город небольшой, но, по-моему, одно из лучших мест в Венгрии. Мои попытки переехать жить в Будапешт и принять этот город не удались.

Почему “box with wings” (коробка с крыльями)? Как появилась концепция? И что она означает?

“Ящик с крыльями” по-венгерски “Szárnyas Doboz” (дословно “крылатый ящик/коробка”). Это мое оригинальное название.

Надпись: Улучшение движения / также называются уроки физ-ры в школе

Сам персонаж родился очень просто. Однажды после школы мы рисовали теги (прим.: граффити в виде надписей в разных шрифтах). Мне всегда нравилось импровизировать, и так получился “ящик”. У него тогда не было даже крыльев, это был просто квадрат с глазами и ртом. Тот персонаж и стал первым “ящиком с крыльями”, хотя на тот момент имени у него еще не было.

Никакого сложного смысла за ним не стоит. Это существо, открытая сущность, которая постоянно учится, меняется, трансформируется, как некий супергерой (прим.: представьте себе комиксы про Супермена или Человека-паука), о котором мы постепенно узнаем все больше и больше историй, каждая из которых немного изменяет образ героя.

Другими словами, “Box with Wings” означает сам себя, и может быть кем угодно и всегда означает то, что он говорит или то, как он это говорит прямо сейчас.

Иногда твои герои прямоугольники, иногда - треугольники. Почему? Когда я впервые увидела треугольник с крыльями на улице, я подумала, что либо у нас есть художник-масон или большой поклонник мультфильма "Gravity Falls"

Многие сравнивают “Box with wings” с мультипликационными персонажами или другими известными символами, как Пирамида Иллюминатов. Но эти сравнения - только свободные ассоциации. Художники часто тщеславны и гордятся оригинальностью своих творений. Но правда в том, что Gravity Falls изобрел Алекс Хирш в 2012 году, а “Box with Wings” уже существовал в 1990-х.

Bill Cipher - отрицательный персонаж мультика Gravity Falls
Box with wings / Szárnyas Doboz
Символ массонов-иллюминатов

Сходство с масонским символом либо случайно, либо бессознательно. Фигура “Box with wings” складывалась более четверти века. Очень долго персонаж был просто квадратный, а треугольный вариант возник просто как разновидность формы.

“Box with wings” - не копия другого персонажа, и его появление даже не было напрямую вдохновлено другим персонажем. Но с распространением Интернета изображения перемещаются по миру намного быстрее и оставляют меньше места для появления уникальных форм. Поэтому сейчас все больше людей находят похожие арт-объекты за меньшее время.

Так почему же “ящик” иногда становится треугольником?

Во многих популярных сейчас вымышленных вселенных принадлежность главного главного героя к какой-то расе не менее важна, чем его личность. Так Фродо - хоббит, Бэтмен - человек, Супермен - пришелец с планеты Криптон, а Человек-паук - мутант. Так и “Box with Wings” может быть отдельным существом, меняющим форму, а может быть и родом существ с разными формами тела и крыльев.

Иногда “Box with Winds” выглядит удивленным, иногда - грустным или саркастичным (зависит от того, насколько открыты или закрыты его глаза). Почему так?

Самая важная часть персонажа, которой он может выражать эмоции, - это его тело и одновременно лицо. Он часто цитирует мысли философов, писателей, поэтому значение цитируемых слов отражаются у него на лице или теле.

Хотя бывают случаи, когда ему даже не нужно ничего говорить для эмоциональной проекции на тело.

Пришлось ли тебе учиться где-то, чтобы стать стрит-арт художником?

Это важный вопрос. Стрит-арт не связан с академическим искусством. Более того, он создавался и действует против академий изящных искусств (куда попадают только привилегированные счастливчики). Возможно, не все согласны с такой интерпретацией, но связь между бедностью и самообразованием невозможно переоценить именно в стрит-арте.

Так что даже если мне пришлось посещать художественную школу, стрит-арт тут ни при чем :)

Как думаешь, важно ли для стрит-арт художника, чтобы люди понимали его искусство? Или достаточно, если они просто замечают рисунки и пытаются угадать или придумать свой смысл? ;)

Я отвечу одним словом: зависит. Мне нравится безграничная свобода в стрит-арте, отсутствие единой идеологии или цели. Еще в детстве меня очаровывали произведения стрит-арта. Хотя трудно было сказать, были ли они созданы случайно, как например трещина или какая-то интересная текстура на стене, или намеренно. Мне нравится стрит-арт непонятного происхождения.

Другой крайностью стрит-арта может быть сложный социальный мультимедийный проект, требующий многих лет подготовки, как, например, проекты JR или Banksy на Ближнем Востоке (прим.: JR - французский "photograffeur" от "фотограф" и "художник граффити", никнейм происходит от имени Jean-René. Banksy - британский художник, личности которого мы не знаем). Тут очень важно понимать полный контекст работы.

JR, Doha, Katar. 2017
JR, проект "Возвращение в пещеру, Акт I". Фасад Оперы, Париж, осень 2023, на время реставрации фасада
Бесплатные показы: «Ле Боске», «L'oiseau de feu», «Болеро», отрывки из «Сказок Гофмана», «Травиаты» и др.
Banksy, Палестина, 2010
Banksy, Палестина

В своем аккаунте ты пишешь об организации мастер-класса для детей. В чем была цель этого мероприятия, и было ли интересно провести такой мастер-класс?

Я провожу мастер-классы, потому что художественное образование никогда не бывает скучным. Связать стрит-арт с образованием - самое интересное. Те, кто писал, что стрит-арт мертв, не думают о превращении стрит-арта в образование. А это огромная возможность как для художников, так и для студентов, не говоря уже о том, что это, пожалуй, для жанра - это единственный шанс выжить . Иначе он станет повторяющимся формализмом, потерявшим смысл, каким стал модерн к концу 1920-х годов. Целью воркшопа для детей по изготовлению наклеек стало создание их собственных альтер-эго, аватаров или личных брендов. Сегодняшнюю молодежь окружает так много уже существующих брендов, что им нелегко найти или изобрести свои собственные. Мастер-классы упрощают этот процесс.

Нет оправдания одноразовому использованию, работа с мастер-класса
Мир в каждой части, работа с мастер-класса

Я видела твои арт-работы на стенах приюта для бездомных. Как люди реагируют на них?

Мой основной носитель - наклейка, иногда мел. Они не такие «агрессивные», как баллончик. Мел смывается дождем, наклейку легко соскоблить или снять. Моя цель - не приводить людей в ярость или причинять вред. В этом важное отличие ортодоксального граффити от стрит-арта. Стрит-арт неравнодушен к людям и обществу в целом.

Мои работы не слишком заметны на улице, поэтому я редко сталкиваюсь с прямой реакцией. С другой стороны, очень приятно наклеить стикер рядом с работой более известного уличного художника, и когда я публикую его фотографию и отмечаю его на фотографии, так он может найти меня в Интернете, даже если в живую не видел мою работу.

Смерть вернет тебе то, что забрала жизнь

Я заметила тэг #homelesslivesmatter (жизни бездомных имеют значение) - участвуешь ли ты в какой-нибудь программе поддержки бездомных?

Да. Мне несколько раз посчастливилось работать в общежитиях для бездомных и в интернатах для молодежи. Оба события были для меня важными. Что касается истории всей хип-хоп культуры (прим.: включая стрит-арт), я считаю очень важным, чтобы она постоянно ссылалась на связь между жанром и бедностью, фокусировалась на социальном неравенстве. В то же время одно из главных противоречий всего движения состоит в том, что улица как аутентичная среда обитания больше принадлежит бездомным, а не гангстерским рэперам или художникам-граффити.

Бэнкси, например, много раз ссылается на этот абсурд в своих работах, изображая бездомных. Его крысиный персонаж - существо из неблагополучной семьи, которому нигде нет места.

Banksy, Потому что я никчемный

“Сделано по заказу венгерского правительства” (надпись на стикере - цитата из политической пропаганды, ставшая мемом) - есть ли у тебя политическая адженда, ведь “Box with Wings” не человек? )))

Мне трудно устоять перед соблазном поразмышлять над социальными или политическими новостями. Венгрия - очень маленькая страна, тут живет слишком много людей, которые слишком много хотят для себя. Мы, венгры, легко ссоримся друг с другом. Говорят, так было с давних времен. Box with Wings смотрит на эти процессы с детским любопытством. В то же время, как инфлюенсер, он несет ответственность, т.к. может влиять на других. У него неограниченная свобода слова, поскольку, он не человек и не должен отчитываться перед другими людьми, но у него нет определенных политических предпочтений. Box with Wings стремится трезво и открыто смотреть на события и пытается комментировать политику только тогда, когда она затрагивает повседневную жизнь. Что очень сильно чувствуется в последнее время.

Еще мне очень понравились стикеры «посткорониализм» :) Расскажи, о чем они? :)

Я люблю шутки и каламбуры. Особенно интересно, какой лингвистический юмор могут понять как можно больше людей. Что звучит смешно для большинства людей? Посткорониализм - это, с одной стороны, разновидность термина постколониализм (прим.: анализ культурного наследия колониального периода в Европе). Я считаю его очень важной темой, которая, к сожалению, не включена в программу государственного образования Венгрии. С другой стороны, это про вирус и про пандемию. Меня восхищает такое сочетание (прим.: анализ культурного наследия пандемии у человечества еще впереди). Есть нечто, понятное и важное для многих людей в реальном времени. Например, понятия “вирус”, “covid” или “карантин”. Эти слова сейчас стали серьезными энергетическими центрами (прим. мы разговариваем в конце пандемии).

Что ты предпочтешь: картины или стикеры? И расстраиваешься ли, если твои работы перекрывают, смывают, снимают со стен?

Я люблю картины так же, как стикеры. Стикер важен для меня по техническим причинам, потому что это простой, декоративный и легкий в использовании носитель. Мне очень нравится последняя эра аппликаций Матисса. На полпути между рисунком и стикерами. Он нашел очень важную точку трансформации между живописью и векторной графикой, которая, возникла только 20 лет спустя после его аппликаций.

Анри Матисс, Полинезия (аппликация)

Есть ли еще художники, стрит-арт художники, философы, чьими работами ты вдохновляешься?

Меня постоянно вдохновляют миллионы творческих людей из самых разных областей. Иногда даже слишком много. Из мира стрит-арта и изобразительного искусства в последние годы я предпочитаю в первую очередь южноамериканских или испанских художников, таких как Tysa, Muretz, Aryz, Axel Void, Paula Duro и Sonia Lazo. Из венгров - это Maték Nadin Székely. Философов люблю всех, но среди венгерских, например, Béla Hamvas, а среди современных, не могу не упомянуть Ádám Lovász and Márk Horváth.

Я видела твои работы в других городах (например, в Италии) - ты их расклеиваешь лично, или твои фанаты работают? ;)

Последние стикеры в Италии - мое собственное размещение. Иногда я даю наклейки близким знакомым, чтобы они расклеивали их где-нибудь за границей. Обычно получается хорошо, но иногда их забывают приклеить, или сфотографировать. У меня есть несколько больших стикеров, на создание которых у меня ушло несколько недель. Их мне хочется повесить самостоятельно. Я учитываю много разных параметров: подходят ли они к окружению, как они будут смотреться на фото, хорошо ли держатся на поверхности. Все эти вопросы требуют определенного опыта.

Есть ли у тебя арт-планы или идеи на будущее, которыми ты можешь поделиться с нами? :)

Да. У меня готов набор стикеров из 26 частей, который я планирую продавать, чтобы даже те, кто не очень знаком с миром инстаграмма и не встречает мои стикеры на улицах, могли познакомиться с “Box with Wings”. Также есть серьги и футболки с изображением персонажа. Сейчас я работаю над маркетинговой стратегией для продуктов, так что скоро они будут доступны всем. Кроме того, в этом году я буду участвовать в съемках видеоклипа для группы Sauropoda, и “​​Box with Wings” тоже попадет в кадр.

У меня много планов, но именно этими проектами я занимаюсь сейчас.

Как-нибудь будет

Спасибо за интервью :) Очень хорошие и важные вопросы :) Жаль, что мы не смогли встретиться лично. Я надеюсь, что у нас получится встретиться в будущем.