May 15, 2020

Мое первое интервью с Хакамадой

За время работы в СМИ я делала 3 интервью с Ириной Хакамадой. Здесь опубликую любимое, самое первое, сделанное в октябре 2011 года в Ижевске. Его вопросы никто не редактировал. Наша беседа с Ириной Муцуовной состоялась в прямом эфире на «Маяке». Позже (в печатных изданиях) редакторы-мужчины запрещали любые lifestyle вопросы. Полагаю, они до сих пор не могут принять изменений, на которые решилась Хакамада – женщина-самурай российской политики 1990-х гг. Мы все помним, какой резонанс вызвало ее участие в президентских выборах. И тем не менее она не побоялась оставить политическую карьеру и выбрала новый путь – пишет книги, читает лекции, проводит мастер-классы и запускает онлайн-марафоны. А главное – отлично себя чувствует в эпоху турбулентности.

P.S. К расшифровке эфира прилагаю короткий аудиофрагмент с рецептом утки.

Беседовала: Алёна Арбалетова

Начнем с вашей цитаты: «Как бы ни были велики силы, противостоящие тебе, самое главное – быть абсолютно к ним равнодушным. И делать свое дело». Этот девиз всегда вам сопутствовал или стал результат долгой работы над собой?

Ну, конечно, это результат труда. Я поэтому и думаю, что имею право читать мастер-классы, потому что я не тренер. Я не беру идеи из чужих книжек, и не пересказываю на мастер-классах других авторов. Я делюсь своим систематизированным опытом. Начинала я с того, что любая неприятность доводила меня до ручки, я «болела» перфекционизмом, была такой девочкой-отличницей. Хотела, чтобы все, что я делаю, люди принимали. А если меня не замечали или критиковали, я расстраивалась, это отнимало силы и нервы. А потом обстоятельства стали еще более крутыми. В политике не просто удерживать свои ценности. Когда вокруг тебя огромное количество мужчин, которые борются с тобой наотмашь, я поняла, что удержать свою энергию и свои идеи я могу только одним способом. Вот они там кричат, а я иду своим путем и не трачу на них не нервов, ни красоты, ни сил. Профессионально отбиваю удары и бью сама.

Кто в вашей семье безусловный лидер? Удается ли вам с супругом находить компромиссы?

На своих выступлениях я часто говорю о новой формации семьи, которая сейчас становится все более популярной. Если женщина успешна, уверена в себе и хочет привлечь такого же успешного мужчину, то вопрос идет о партнерстве. В таких семьях лидера нет, зато существует нормальное распределение функциональных обязанностей. Каждый несет свою часть ответственности, какие-то проблемы решаются сообща — обо всем можно договориться. 

В одном из интервью, вы признались, что не хотите повторить карму отца и именно поэтому ушли из политики.

И поэтому тоже. Если человек слышит Вселенную, у него есть обратная связь с миром, если он отвечает за свои действия, то в какой-то момент, когда все катится вниз, ему хватает ума, чтобы понять — пора остановиться. Если он продолжает в том же духе, то результат достигнут не будет. Карма отца печальна: он всю жизнь бился за коммунизм, покинул свою страну из-за этого, а умер в 1991 году совершенно расстроенный из-за бархатной революции. Коммунизм не победил, отец побывал в Японии и видел, что там и без коммунизма не плохо. Он был атеистом, поэтому спокойно завещал разделить свой прах: одна часть захоронена в Японии, а другая — в России. Я такой жизни не хочу. Я не хочу эмигрировать из России и потом ностальгировать, пусть даже в благополучной стране моих ценностей Франции. Именно поэтому я продолжаю свое дело, но другими средствами. Идея изменить Россию и сделать людей свободными остается. Путь продолжается.

О чем вы мечтаете?

Все люди мечтают о любви. В связи с этим я мечтаю дописать свою книгу, которая носит пока условное название «Мадам, я вас люблю!». Эта книга основывается на реальных историях, которые я услышала от своих знакомых, частично пережила сама. Книга о новом формате отношений между мужчиной и женщиной. Летом я написала две новеллы, а потом закрутилась, времени не было. Нужно взять хорошую паузу и дописать ее. Еще хочу экранизировать одну из своих книг. Всему свое время.

Что означает татуировка-иероглиф у вас на предплечье?

Это иероглиф, который означает «жизнь». Я сделала эту татуировку после окончания политической карьеры. Иероглиф состоит из стержня, который пробивает горизонтальные полосы, символизирующие преграды. Он пробивает их и стремится вверх. Это и есть жизнь.

Каким образом вам удается держать себя в тонусе?

В тонусе держишь себя автоматически, если нравится то, чем ты занимаешься, когда получаешь кайф и энергию от того, что делаешь. Второе условие - спорт. Я занимаюсь пилатесом дважды в неделю, хожу в тренажерный зал. А еще очень полезно ходить в кино. Случился плохой понедельник - собирай друзей, отправляйся с ними на ужин, а потом в кино! Но выбирать нужно позитивное и умное кино. Вуди Аллена, например.

Готовите дома?

Да, такое часто бывает. Зимой я люблю готовить утку, люблю, чтобы все было просто и вкусно. Берется утка и 1 килограмм чернослива без косточек. Половина чернослива пойдет на фаршировку утки, а половина выкладывается на противень. И все! Отправляем на два часа в духовку, где на среднем огне она будет топиться, давать сок. Время от времени этим соком нужно поливать утку, не надо ни соли, ни специй. Все просто - вы смотрите телевизор, пишите диссертацию, отвечаете на сообщения в Facebook. Мы, женщины - удивительные существа, всегда все успеваем!

Какие журналы вы читаете?

Я люблю продвинутый интеллектуальный глянец, к сожалению, он в большей степени мужской. Раз в месяц я читаю Esquire, «Сноб», GQ. В последнем Николай Усков публикует колумнистов, которые одной ногой в писательстве, а другой - в политике. Это и Виктор Ерофеев, и Евгений Киселев, и Эдуард Лимонов. Мне нравится издание Даши Жуковой Garage, серьезные статьи о современном искусстве и красивое исполнение. Еще есть неплохой французский бренд Psychologies. Обычно женский глянец я читаю, когда делаю маникюр или педикюр, чтобы быть в курсе трендов. Я бы пожелала женскому глянцу двигаться в сторону журнала для женщин моего типа - умных, успешных, которые хотят знать все. Нужна качественная информация, больше юмора и иронии. А с целлюлитом умная женщина разберется сама!

А как меняется сейчас мир мужчин?

Им плохо, и это все заметили. Сейчас время перемен. Для мужчин это невыносимая ситуация, они от природы созданы существами, которые любят стабильность. Сейчас невозможно просчитать свою жизнь даже на год вперед. Мужчины сегодня испытывают стресс, это сказывается на их здоровье, продолжительности жизни, либидо и комплексах. Сейчас возник тренд среди молодых - им нравятся женщины старше себя. Не потому что они альфонсы! Нет, они достаточно зарабатывают, но рядом с такой женщиной они чувствуют себя комфортно: она надежна, такая женщина-мать. Девушки, кстати, сталкиваются с тем же, им не интересны сверстники, хочется, чтобы за ними красиво ухаживали, носили на руках. Поэтому проблемы испытывают оба пола. Нужно выстраивать порядок и гармонию внутри себя, тогда порядок и гармония воцарятся вокруг вас. Об этом все мои лекции и книги.

Что такое счастье?

Мой опыт показал, чтобы стать счастливой, нужно этого захотеть. Все зависит от нас самих. Пока вы считаете, что во всем виноваты политики, глупый начальник, коллеги или муж, — вы никогда не будете счастливы. Необходимо себе честно признаться, вы сами виноваты в своих несчастьях, счастье зависит только от вас. После этого действуйте! Как только вы начнете совершать поступки, Вселенная повернется к вам лицом!