November 7, 2018

Простой способ прочитать за год 60 книг, не тратя много времени

Мы находим время для того, что для нас приоритетно. Если вы думаете, что у вас совсем нет времени, чтобы почитать, то вы должны найти компромисс.

Сейчас я читаю уже 94 книгу за год (и это если не считать множество произведений, которые я решила не дочитывать). Это намного меньше моего обычного объема прочитанных книг, но и для него приходится уделять достаточно времени. Чтобы его найти мне пришлось пойти на компромисс — я стала меньше смотреть телевизор и перестала пользоваться соцсетями. В противном случае у меня не было бы времени на чтение. В детстве я могла прочитать до ста книг в месяц, вот только в то время я не занималась ничем другим — только читала целыми днями.

Арифметика никогда не была моим сильным предметом, но давайте сделаем кое-какие примерные расчеты.

Предположим, что на прочтение одной страницы вам требуется одна минута, а среднестатистическая книга состоит из 300 страниц. Если вы будете читать по 5 минут в день, то получится что за год вы потратите на чтение 1825 минут (39,4 часа). Разделите это число на 300 и получится 6,1. Но обычному человеку в среднем нужно чуть больше минуты на прочтение одной страницы, да и какие-то книги могут быть толще, поэтому давайте округлим это число до 5.

Пять книг в год — это немного, а пять минут на чтение в день это ничтожно мало.

Пять минут. Столько вам нужно, чтобы подумать о том, какую пиццу заказать. Или чтобы подождать, пока закипит чайник. Или ознакомиться с рассылкой из супермаркета. Или прочитать эту статью.

Если увеличить 5 минут до 15 в день, то в год вы потратите на чтение 5475 минут (91,3 часа). За год вы прочитаете 18,25 книг из 300 страниц и это число можно сократить до 15.

15 минут вы тратите на то, чтобы позалипать в телефоне после пробуждения или перед сном. Возможно, столько времени вам нужно, чтобы добраться от работы до дома.

Да, мои подсчеты очень примерные, но я считаю, что правило «1 минута в день = 1 книга в год» поможет вам найти хотя бы немного времени, которое можно потратить на чтение. Поймите, что все эти минуты складываются и вам не нужно искать в своем графике по несколько свободных часов, чтобы почитать.

Я редко выделяют на чтение большие блоки времени. Я читаю во время обеда, путешествий, пока стою в очереди или жду, пока мне выпишут нужный рецепт. Берусь за книгу перед сном. Все это понемногу складывается.

А теперь разберем самые популярные вопросы и возражения, которые я обычно слышу, когда рассказываю о своей технике.

Пяти минут недостаточно, чтобы погрузиться в книгу

Как я уже говорила, все приведенные цифры примерные. Они нужны вам только для начала. Чтение — слишком ценное и приятное занятие, чтобы пытаться впихнуть его в крохотные отрезки свободного времени. Но лучше так, чем вообще не читать. Особенно это актуально, если вы не приучены читать и у вас сократилась продолжительность удержания внимания.

Как найти мотивацию читать?Тут я ничего не могу вам посоветовать, как и никто другой. Не нужно надеяться, что кто-то посторонний вас мотивирует. Если вам хочется читать, вы будете этим заниматься. Мотивацию, как и время, нельзя просто взять и найти. Отчасти поможет, если вы будете выбирать книги, которые могут вам понравиться.

Как научиться скорочтению?

Оно вам не нужно. Я его использую только когда для каких-то исследований мне нужно быстро пробежаться по нескольким десяткам книг. Скорочтение — это не чтение, а способ быстро найти нужную информацию. Я не считаю книги, которые прочитала таким методом, для меня это все равно что прочитать этикетку от шампуня.

А что насчет аудиокниг и книг в кратком пересказе?Если вы считаете полноценным чтением прослушивание аудиокниг или чтение краткого содержания на 10 предложений, то вы не уловили суть. Писатель Джон Уэстенберг однажды сказал хорошие слова:

Представьте себе, каково быть человеком, для которого прочитать книгу это слишком тяжелый труд? Можете представить себе того, кто считает величайшее изобретение человечества — письменное слово — устаревшей концепцией, которой не стоит уделять время?

Люди умирали за книги. Умирали за чтение. Книги свергали правительства и меняли мировой порядок, они порождали идеи, которые живут до сих пор. Но для лайфхакеров этого мало. Им нужно, чтобы все было покороче и побыстрее. Какая печальная и губительная идея.

Чтение книг в пересказе по сравнению с обычным чтением это как мультивитамины по сравнению с едой, это все равно что смотреть, что постит ваш друг в Instagram и встречаться с ним. Я презираю саму концепцию книг в пересказе. В сто раз лучше потратить одну минуту в день на чтение и за год прочитать всего одну книгу, чем тратить время на поглощение выжимки, которая разрушает творческую работу, на которую у кого-то ушли месяцы или годы труда.