November 30, 2019

Тот самый - 014. 1978

Отвлечённая Врезка. ( их будет всё больше)

У меня сложные отношения с деньгами. По сути - их у меня никогда не бывает, несмотря на то, что я работаю всю жизнь, неплохо зарабатываю и ни дня не провёл безработным. Я работал даже во время войны.
Как только мне капает немного денег - я сразу же что-то покупаю, инвестирую, вкладываю в свои проекты, а проектов за мою жизнь у меня было тысячами. Большие и малые, даже микроскопические, но куча. Я всё время чем-то занимаюсь, иначе энергия, которая во мне - разорвёт вместе с телом. Я не знаю откуда это во мне, но я могу заниматься сотней разных дел одновременно.
Разумеется не всегда успешно, удачно или с доводкой до конца.
Не успеваю, зарываюсь, ругаюсь, проклинаю, лажаю - но лезу и их всё больше и больше.
Эта дурацкая привычка стараться обнять весь мир и напичкать его своими проектами - многократно ломала мне жизнь, но одновременно - именно это держит на плаву, заставляя барахтаться и очень дисциплинирует. Вот например сейчас пишу эти строки и знаю - что позже мне предстоит подсчитать результаты десятого тура Лозохода.
Именно это - доставляет кайф. Слово Кайф - это одно из важнейших слов, которое придумало человечество. Это обозначение не нирванны, но той энергии и Духа - которые и и двигают тебя куда-то.
Это энергия движения, в моём понимании.

Примерно к середине 70-х, уже хорошо читал. Однажды с сестрой и бабушкой мы приехали в Геленджик. Год 1976, примерно.
Отец строил ЛЭП на Геленджик и подстанцию. Там был частный дом, в нём жила русская семья. Пара под 50, у которых уже были взрослые дети. Небольшой уютный дом и гостевой домик из говна и палок во дворе, под сдачу туристам. Койка - рублей два/три по тем временам. Тогда сдавалось койками. Койка - это кровать, вернее - постеле-место. Если поторговаться, такой гостевой домик на троих или четверых, можно было снять за 5 рублей в сутки, а в самый сезон - за чирик. Чирик - это десять рублей. Организация отца снимала этот гостевой домик в течение пары лет, там проживали работяги, инженеры и т.д.
И не только этот домик, но и пару номеров в гостинице, в частном секторе и т.п.
В один прекрасный год там было свободно и приехали мы. У хозяев была шикарная по тем временам библиотека.
Я замял за месяц всего Жюля Верна, Дюма старшего, Эдгара По, Уэллса, Сабатини, Дефо, Беляева. Я читал сутками. Прямо глотал.
Это было такое открытие, насыщение. Я даже физически стал расти. Бабушка поощряла, хотя и ворчала по поводу "испортишь глазки, давай пойдём купаться"...Сестра меня поддерживала, хотя русский - тогда не был её родным языком.
Мы читали, бегали в огород, рвали там разное, ели не совсем мытыми и снова читали.
Именно тогда открыл для себя весь наш мир. Южная Америка, ацтеки, майя, инки, Лондон, Париж, Рим, Мадрид и конкиста, тамплиеры и мушкетёры. Этот мир сносил крышу. Это был чистейший Кайф.
Для меня стало откровением и шоком, когда я узнал, что бабушка неполохо говорит по-английски, французски и даже немного знает немецкий. Русский она знала в совершенстве, как и грузинский.
Бабушка всю жизнь старалась быть Дадешкелиани. Поэтому не одобряла футбол, но поощряла книги и занятия фортепиано.

Уже позже мама наводнила дом книгами. У нас была библиотека в тысячи томов. Научная фантастика, проза, мемуары.
Луна и грошь, Жажда жизни, на Западном фронте без перемен. Всё это я читал ещё в школе, примерно в это время.
И учился рисовать, хотя таланта во мне в этом деле - меньше ноля. Тупее меня нет в графическом.
Греческая мифология, римская, первые исторические исследования. Даже Блаватская в самиздате. Нравилось, хотя не всё понимал.
Но больше всего влекло в фантастику и приключения, пираты, неизведанное.
Таинственный Остров, Дети капитана Гранта, Бладд - это знал наизусть.

Несмотря на то, что улица и её дух не очень-то и приветствовали интеллектуальное, и подобные увлечения, я читал много, больше сверстников и как всегда - изучал учебники до начала занятий, а не после. Географию и историю я знал ЛУЧШЕ учителей.
Рисовать так и не научился, с черчением было совсем плохо, но с математикой, физикой и химией - вполне дружил. Ещё лучше было с русским и литературой. Мне нравились и до сих пор нравятся Горький и Островский, Куприн и Тургенев, особенно Лермонтов и Пушкин, но не нравится Толстой и Достоевский.
Но самое моё - физра. В футбол я играл всё лучше и лучше. Я мог стать хорошим футболистом.

Вернусь в 1978. Тбилиси.

Память у меня неплохая, энергии на познание - хватало всегда.
Не хватало физического. Был по-прежнему щуплым, дохлым и невысоким. Это мешало отношениям с девочками. Они посылали записки всем, кроме меня
Для всего моего класса, двора и всей школы - я был любимчик, клоун, друг, товарищ, коллега, пупсик - но только не тот, кому назначают свидания или шлют записки с поцелуйчиками.
Девочки мне нравились, многие, и я тихо страдал.
Я был любимчиком целой школы. Я всегда был любимчиком, в любом месте. Но это и делало одиноким и ломало.
Никто и никогда не воспринимал меня серьёзно.
Не преувеличиваю. Скоро в комменты придут те, о ком я пишу. И выяснится многое.

Запнуть страдания помогала музыка. Студия звукозаписи у 9-й больницы поставляла контент.
Записать одну четырёхрублёвую одночасовую кассету на обе стороны - стоило примерно 6 или 7 рублей.
А японскую, два по 45 минут, - и все 10. Десять рублей за два альбома. Как раз один диск помещался на одну сторону.
В то время фирменный диск стоил свыше 50, иногда больше ста.
Джинсы - почти 200, попроще - от ста, у барыг.
А социалистические пластинки - Венгрия, Чехия, Польша - от 10 и выше.
Зацепить клёвое в Мелодии - было трудно, хотя и там иногда выбрасывали добротное.
Но чаще - продавали из под полы. Хипстерам и современным людям это понятие не совсем знакомо, но моё поколение хорошо знает это явление. Именно эта гниль и развалила СССР.
По поводу СССР - я напишу аналитический пост/главу, но сейчас перепрыгну.

Студия - была моим альтернативным миром. Я торчал у витрины часами, читал списки новых поступлений. Знал уже кучу всего - от венгерской Омеги до всех британских коллективов, даже такие левые как Голд.
В Ялте, летом, было два концерта - Алла Пугачёва и Голд, на площадках напротив друг друга.
Я выбрал Голд, чтобы только услышать каверы Битлз, хотя Пугачёва тогда уже была Суперзвездой.
Лед Зеппелин, Дип Пёрпл, Назарет - это стало на грани религии.
Музыка засасывала.

Год был спокойным, из заметного - лишь экзамены за 8-й класс. Потом было лето.
Мы с папой ездили на Кавказ, смотрели его объекты. Потом было немного моря и много Кикет и Манглиси.
Мы сворачивали в газеты цемент и кидались ими как бомбами. Пакеты разрывались и создавали такие облака дыма.
Лазили по деревьям, играли футбол, поедали ТХЛАПИ - такие лепёшки из виноградного сока и муки. Ели чурчхелы, бегали на речку, где организовали запруду и создали по сути бассейн.
У меня было кайфовейшее детство. Такого детства нет на Западе и вообще мало где было.

Примерно к 1978 году во мне стал просыпаться мужчина. Увлечение девчонками, модой. Джинсы, которых у меня ещё не было.
Модная обувь, которой тоже не было. Клеша, подшитые змейками. Ушитые сорочки, шёлковые и огромная пряжка широченного ремня. Всё было самопальным. Мама шила, старалась.
Как апофеоз - польская Одра.
Джинсовая куртка - была мечтой миллионов. Достать такое - было труднейшей и дорогой задачей.
Меня не баловали. Отец был коммунистом, со своим взглядом на подобное. И считал что удобство - превыше моды.
Девчонки со мной говорили, смеялись, целовали в щёчку и всё. Быть клоуном - не всегда приносило няшки.

У нас в семье было правило - мы получали столько карманных денег, сколько соответствовало классности.
Складывались папка, мамка и бабушка. Плюс подарки на дни рождения или памятные события.
В пятом классе, например - мне выдавали 50 копеек в день. В седьмом - 70.
Это были деньги на столовую /буфет, на игрушки, на кино, на мороженое, на баловство, на всё-всё.
Сюда входила даже одежда, ремонт или тюнинг велика. Одежду дарили и на днюхи.
Мне иногда давали отдельно на что-то, но в целом - надо было жить в рамках бюджета. Мне хватало.
Я покупал гибкие пластинки ( 60 копеек), мы ходили в кино, сваливая с уроков (утренний сеанс стоил от 10 до 20 копеек, дневной - 30, вечерний 40).
Из кинотеатра нас выволакивали милиционеры и тащили обратно в школу.
Там вставляли ататат и всё повторялось через пару недель.
Свалить с уроков в кино называлось "шатало".
В кино шли бесконечные Чингачгуки, Фюнесы, Ришары. Не свалить было трудно. Фантомас, приключения четырёх музыкантов-фанцузов, апачи, сиу, Мистер Питкин, Франкенштейн, Виниту, Озеро Маккены, с его знаменитой песней.

Валерий Ободзинский. "Только старый гриф-стервятник":

https://www.youtube.com/watch?v=XcYrEwZHqGE

Репертуар кино был на удивление хорош. Хотя понимание этого пришло гораздо позже.
Я смотрел Заводной Апельсин в Доме Кино в Тбилиси ещё в 1979 году.
А ведь были и Вайда и Скорцезе и Форман.
СССР закупал неплохие фильмы. И снимал свои, тоже на добротном уровне.

Экзамены за восьмой класс я сдал на четвёрки. По этому поводу мне перепал подарок.
Маяк -203. Легендарная машина.

http://www.rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/majak203.html

Я с Нодиком разбирали рокенролы с пластинки-компиляции, которая имелась у соседки Иры.
Мой парк техники на то время составляли Маяк-203, Романтик-306, Яуза-5, ленинградская шестиструнка, папина семиструнка, проигрыватель Аккорд, акустическая колонка телевизора Горизонт и бабушкина радиола.
Я учился звукозаписи, уже обзавёлся парой проводов. Но ещё понятия не имел о микшерах и т.д.
Играли примитивно, на гитарах, записывая на Романтик. Потом включали Романтик на воспроизведение и дополняли всё, накладывая свои вопли, или звуки чарльстона, так мы называли тогда хет-машинку. Хет-машинки у нас не было, поэтому её роль выполнял набор вилок и ложек из маминого сервиза. Я перетягивал их резинкой и стучал по ним палочками от пионерского барабана, которые стырил в школе. Сам барабан я стырил тоже. И он играл роль рабочего. Место бас-барабана занимала коробка из под нашего телевизора Горизонта, которую я притащил из подвала. В то время в мусор не выкидывалось почти ничего.
Коробки были ценным ресурсом.
В комплекте с Маяком было два микрофона.
Педаль под бас-бочку я сделал из отжималки для белья.
У нас тогда стояла стиральная машина с вертикальной загрузкой и такими роликами для отжима. И были такие деревянные щипцы, подцеплять бельё. Из них я и сделал педаль. Мама ругалась, но рокенролл одобрял.
К сожалению, первые записи не сохранились.

В это время я первый раз узнал об отечественных музыкантах. По радио передавали Марионеток Машины Времени.
Редко, но регулярно.
Радио было на кухне, проводное, всего три кнопки, кабельное. На третьей кнопке иногда баловали разным.
Макар был тогда запредельным.

https://www.youtube.com/watch?v=voGKH-OTryk

Так я узнал про Машину Времени. Потом про Аракс, Цветы, Стаса Намина, Фестиваль. И пошло поехало. Я ловил станции в радио, изредка перепадали записи, были мультфильмы, фильмы.
Например Солнечный Остров в Афоне. Где пел Макар, но снимался Аракс.

В том же году мне рассказали и сводили на концерт группы "Блиц" Валеры Кочарова. Легендарная тбилисская группа.
Они каверили Битлз. Ощущение - что ты попадаешь в Ливерпуль.

Все эти люди становились полубогами.

К нам иногда заезжали то фирменные цирки, то шоу. Даже чешские Луна-Парки. Куча вагончиков с аттракционами, жвачкой и всякими соблазнами. Один раз даже привезли игровые автоматы .
В наших кинотеатрах стояли аппараты Морской бой, ковбойская дуэль и т.д. И эта лапа, хватающая мягкие игрушки.
Было пиво для взрослых, лимонад для нас и бутерброды с колбасой. В буфете каждого кинотеатра. А их было штук двадцать, в которые мы бегали. На Руставели, в Доме Офицеров, Газапхули, дворец профсоюзов, Исани, и куча малых, один совсем недалеко от дома, на улице Барнова. Мой любимый. Там было два маленьких зала и много индейцев:))).

Иверия.
Они делали то, что называют рок-оперой. Обалденные шоу, но понимание значения пришло гораздо позже.

Забегая вперёд. Тбилиси. 1979 год. Би Би Кинг на сцене большого концертного зала Грузинской Филармонии.
Видео полного концерта.

Слышите как свистят? Самый громкий свист - это я:) Я до сих пор громко свищу. Поэтому денег мало. Но зато заметно:)

Мы ходили на него с отцом. Мой первый ИНОСТРАННЫЙ, или как тогда говорили - фирменный, концерт. До этого я ходил на пару концертов Иверии и так, по мелочи..

Би Би Кинг. Король блюза. На том самом концерте я впервые услышал как звучит синтезатор Муга. Именно это меня взорвало.
Блюз меня тогда не трогал. Папа словил кайф, я не очень. Я любил тяжелее. Или Битлов с Роллингами.
НО МУГ МЕНЯ ПОТРЯС.
Я тогда не знал, что на этом концерте будут те, кто станет ключами к остальному.

https://www.youtube.com/watch?v=sgzqgqQOXoE

Но это будет через год, а пока был 1978 - предпоследний спокойный и счастливый год в моей жизни.