December 5, 2019

Тот самый - 022. 1980-2

Отгремели Весенние ритмы, накатывала Олимпиада. Её начали бойкотировать, но она состоялась и прошла вполне кайфово. Я смотрел на подготовку, хотя приходилось делить время с учёбой.
Почти не занимался спортом, немного бренчал.

В школе усилилось напряжение, давление. Подбирались к аттестату. Экзамены в те времена были строгие.
Родители уговаривали не глупить, поднапрячься, закончить школу прилично и не бунтовать.
Я фрондил, но круг друзей сложился так, что хотелось бы и дальше со всеми общаться.
Большинство - собирались в технические вузы, некоторые готовились к армии или военным училищам. Пора было становиться взрослыми.

Я поднажал. Апрель и май 1980-го года были сумасшедшими. Мало спал, много занимался.
У меня появился товарищ, который уже умел паять и разбирался в электронных схемах.
Это было очень ценное умение в те время. Именно он собрал мне светомузыкальную установку, которая после кинофильма "Экипаж" - стала секс-символом страны.
Зная электронику и основы - можно было самому собирать радиоприёмники и даже передатчики.
Этот же товарищ собрал свой передатчик, вышел в эфир с Дип Пёрпл и Лед Зеппелин.
Радио называлось Чёрный Император. Через две недели запеленговали и родителям всучили штраф, конфисковав и передатчик.
Парень стал знаменитым, мы все завидовали.
Он умел перетачивать ролики и валики для магов и юстировать головки. Большой был талант.
Позже он переделал один мой магнитофон на скорость 38. Там было все 40, но как записывающий аппарат - машина была вполне качественной.

Это во многом сыграло свою роль в выборе будущей профессии. А тут ещё отец, все его друзья, семья.
Я решился. Буду поступать в ГПИ.
Грузинский Политичеснический Институт имени Ленина.
В Сабуртало занимал целый квартал и даже больше. Корпуса разбросаны вокруг Дворца спорта и гостиницы Аджария, по тем временам - почти небоскрёб. Там был неплохой бар и клёвая пивная.
Крупнейший вуз в республике, второй по численности студентов в стране. По сути - универ.
Включал факультеты - строительный, архитектурный, связи и радио, машиностроительный, авиационный, энергетический, информатики, телевидения, геологии и кучу других. Довольно высокий уровень преподавания, хорошая матбаза.
Десяток корпусов, свой стадион, клубы, лаборатории, концертный зал, в котором я уже бывал несколько раз и слушал там рок-группу ГПИ.
Я готовился, давил на алгебру и физику, русский и литературу.
В то время много читал. Добил все собрания научной фантастики, классику русской литературы, Знал наизусть огромное количество произведений Лермонтова.
Читал "Вокруг Света", "Наука и Жизнь", "Техника - Молодёжи" и разумеется "Ровесник".
С друзьями вели довольно острые беседы, начиная интересоваться и политикой.
Иногда играли в бридж, джокера, преферанс.

На подходе были и выпускные.

К тому моменту я очень вытянулся, по сути преодолев барьер "низкорослый/среднего роста". Дотянул почти до 175, если не сутулиться. Несравнимо с отцом, но вполне нормально с девушками. Особенно если обувь с каблуком или спортивная с пружинящей подошвой.
Мама суетилась, бегала, искала разное. Бабушка на подхвате.
Выглядел в то время совсем неплохо. Французская причёска, тёмные волосы, довольно длинные ( немного завидовал Аллену Делону), разного цвета глаза ( у меня родимое пятно в зрачке или как там оно называется) и шикарная седая прядь на чёлке. Она была главной фишкой в отношениях с противоположным полом.

Сейчас не помню и не стараюсь вспоминать, хотя выпускные экзамены стали тогда возможно важнейшим днём в жизни по уровню стресса, активности и разного непредвиденного.
Уровни были несравнимы с нынешними. Объёмы запихиваемых в головы знаний - гигантские.
Экзамены считались государственными, были специальные письма, секретность. Задания и экзаменационные билеты - объявляли по Тв. Задействованы радио и СМИ.
День сдачи экзаменов - особый, на улицах милиция в парадках, родители, близкие.
Несмотря на беспокойство, подготовился я неплохо.
Экзамены сдал быстро, чётко. Хотя стресс был огромным.

В СССР была традиция расписываться на сорочках, поэтому в последний день экзаменов - все сорочки мальчиков и фартуки девочек были расписаны автографами и разными забавными рисунками.
У меня на рубашке были подписи всего класса, учителей, рисунки Битлз, язык Роллингов и другая хрень, свойственная школоте. Такие рубашки потом хранились мамами как ценный артефакт. Наряду с первыми сосками, носочками, дневниками и первыми тетрадками.
Мы купались в бассейнах, пили пиво и даже вино и было очень клёво.
Школа осталась позади и мы чувствовали себя взрослыми, хотя были детьми как никогда ранее.

На следующей, после последнего экзамена, неделе, мы собрались на выпускной вечер, в просторной квартире моей одноклассницы. Все нарядные, красивые. Раскованные.
Родители купили мне, как подарок к аттестату, джинсы Вранглер, кроссовки Ботас и джинсовую рубашку Райфл. Громадные деньги по тем временам. Считалось шиком. Я летал.
Мы собрались, весь класс. Играли на гитарах, говорили тосты, курили на балконе и ждали похода на Черепашку, встречать рассвет.

Рассвет я так и не встретил.

Пить я тогда не умел. Я и Стручалин, спортсмен кстати, вырубились уже после пятого тоста, пили коньяк. Проблевались, прямо на новые джинсы и были уложены спать на диване.
Класс ушёл встречать рассвет.
Утром я проснулся и с раскалывающейся головой добрёл до дому. Мама напоила боржоми и аспирином и уложила спать. Так закончилась моя школа.

Передаю сердечный привет всем моим одноклассникам, одношкольникам, одноклассникам моей сестры, педагогам и выпускникам 56-й и 52-й средних школ города Тбилиси.
Пусть у вас всё складывается хорошо.

Аттестат мой выглядел неплохо - одни четвёрки. Это давало неплохие шансы на поступление на самые престижные, с точки зрения того времени, факультеты.
Престиж меня не интересовал, я хотел быть или военным или музыкантом.
Для меня, в первую очередь, всё определялось тогда рок-музыкой. Есть ли там аппаратура и группы, можно ли научиться паять и собирать микшеры или самодельные комбо-усилители.
Я говорю вполне серьёзно. Именно рок определял направление. Настолько я был захвачем им.
В ГПИ была куча рок-групп, несколько репетиционных комнат и концертных залов.
Куча знакомых оттуда.
Я выбрал факультет энергетики. Как отец. Как всё окружение. И мощно готовился к поступлению, посматривая Олимпиаду 80. Если не изменяет память - вступительные были как раз параллельно с ней.

Отрывок кинофильма Шляпа, где помимо Янковского и группы Автограф - показывали технику, микшеры, гитары и студию.

Экзамены были событием. У семьи уже появились Жигули шестой модели. Мы приехали.
Первый экзамен - математика. Интегралы, логарифмы, функции. Алгебра, то, сё.
Мама пошла оформлять какие-то бумаги, бабушка стояла с сестрой. Куча родителей, тысячи абитуриентов, какие-то распорядители, милиция, всё строго.
По громкой связи объявляли фамилии, люди проходили в здание. Это был 6-й корпус ГПИ.
Тот, что выходит торцом на пивной завод и бар, через Куру.

Отец обнял меня, достал из кармана рубашки пачку "Союз-Аполлон" и вручил мне со словами - "Ни пуха". Я страшно застеснялся, думал что он не знает, что я курю, хотя мама уже застукала пару раз. Папа ещё раз обнял и сказал - ты справишься Сын. Он часто называл меня не по имени, а Сын.
Я развернулся и пошёл, объявили и мою фамилию.
Экзамены шли тяжело, психологически. Какие-то дядьки с повязками на руках, белыми, не красными, на которых было что-то написано красным - ходили вдоль рядов парт. Напоминали полицаев из фильмов про партизан Ковпака. За каждой партой, вернее - столом, сидел один человек, столов было - сотня в огромной аудитории, или фойе или столовая.
Напоминало тюремное.
Немногим более часа на всё, никаких калькуляторов, вспомогательного - конверт с заданием, листы бумаги, с печатями, ручка, карандаш, линейка. Даже логарифмическую не разрешали. Строго. Очень строго.
Так прошли все четыре экзамена.
Математика, физика, химия, язык. Последним был русский, литература, изложение и сочинение.
Я писал по теме "Молодой Гвардии", "Как закалялась Сталь" и т.д.

На первом же экзамене встретил моего бывшего одноклассника из 52-й школы - Коку.
Он был с друзьями, часть из которых - тоже поступала. Меня познакомили, мы покурили, поболтали и договорились о пьянке, если поступим.

Для себя я решил - что если не поступлю - то пойду на следующий год в ТАУ - тбилисское артиллерийское. Мне ещё не было семнадцати на тот момент.

После каждого экзамена или на следующий день после него, не помню, - результаты объявляли по громкой связи - такое внутреннее радио института.
Зачитывали фамилии тех, кто сдал. И называли оценки. В толпе слышались крики радости и охи отчаяния, так как зачитывали по алфавиту. И если пропускали фамилию - это означало печальное.
Мою фамилию зачитали четыре раза. И все четыре раза - были четвёрки.
Проходной бал был гораздо ниже. Просто суммировали оценки и среднюю оценку аттестата.
Это означало, что я стал студентом Государственного Политехнического Института ГССР.
Факультет энергетики. Специальность - "электрические сети и системы, высоковольтные линии электропередач, станции и подстанции".

Отец на радостях отвёз нас в Кикеты, прямо с последнего экзамена.
По дороге мы остановились в ресторане на развилке с Бетания. Шикарный вид с террасы, отличная кухня. Этот ресторан - лучший из тех, в которых я бывал.
Мы устроили пир, потом меня отвезли на дачу.
Август прошёл шикарно, мы отлично провели время, причём на даче я жил без родителей, с Вовкой в одной комнате, с магнитофоном, сигаретами и даже винцом.Мы ходили в кино, дружили, целовались с девчонками.

_________

17 августа я шёл по известной уже тропинке. Настроение, кайф. Всё на уровне.
Наверняка - один из самых счастливых дней в жизни. Я только что целовался с клёвой девчонкой, которая приехала из Монголии, её папа там служил офицером. Уже строил планы на свидание, как вдруг, прямо перед собой встретил его.
Он висел в двух метрах от меня и в метре над тропинкой. Гудел и весело поздоровался со мной.
Прямо в голове. Я уже был знаком с ним, поэтому весело болтал. Ни о чём. Просто вежливый разговор почти друзей. Потом он попросил ввести код доступа, я сказал - что не знаю. Он хмыкнул, но попрощался, очень тепло, и снова исчез.

Через два дня я справил свой семнадцатый день рождения. Приехали мама, папа, сестра и даже бабушка. Были друзья семьи, разумеется Вовка с Сашей и родителями. Папа привёз гигантские арбузы, мы тащили их вчетвером, каждый.
Вечером была тусовка, весёлая пьянка с костром, шашлыками, а среди подарков была клёвая зажигалка. Кварцевая. В то время - невероятный писк. Я до сих пор не знаю кто её подарил.
А папа подарил вообще запредельное - как подарок к поступлению и порогу взросления.
Он вручил небольшую коробку. Там лежал эквивалент нескольких зарплат.
Японские. Офигенные. С непробиваемым, хрустальным стеклом.
Наручные часы Ориент. Модель Automatiк.

Я аж задрожал.

На этом детство кончилось.
Начиналась совсем другое.
В тот вечер я долго целовался с девчонкой и на следующий день у меня опухли губы и даже местами посинели.
Все смеялись.
Я был счастлив как никогда.

_