February 26, 2020

Тот самый - 026. Вернусь в детство, хотя у нас по расписанию - конец 1980-го.

С детства люблю воду. Водоёмы. Реки, озёра, моря.

В самом начале было озеро. Лиси. Иногда казалось, что оно Лисье и я всё время всматривался между деревьев, чтобы разглядеть лисичек, которых на тот момент видел только в зоопарке.
Дорога до озера была долгой, поэтому часто играл не на самом водоёме, а в окрестностях, не доходя. Это уже потом там построили удобную канатку.
Я бегал туда к моему другу Тамазу. Он часто на фотках младших классов.
Там у подножья горы было поселение езидов.
Родители местных пацанов хорошо относились ко мне, - я был из семьи инженера и неплохо учился. Они надеялись, что общение со мной пойдёт на пользу их оболтусам, особенно в учёбе и манерах. А я, в ответ - набирался уличного опыта и разного дворового, интернационального.
Дружил с курдами, армянами, лазами. Зороастрил. Многому учился. Включая мастерство владения кастетом, вплоть до отливки оного из внутренностей аккумулятора, или дриблингу в футболе, а тогда футбол и был дриблингом, а не вот этим вот всем, чем сейчас.
Дружили мы здорово.
И каждый день шатались по окрестностям, выискивая разного рода приключения. Находили. Что уж.
За тот период детства, я раза три был на волосок от смерти, пережил кучу разных увлекательных и остросюжетных сценариев, как например разбитые окна в психдоме, адская погоня с мигалками и обыск трёх огромных многоэтажек на предмет владения рогатками.
Были дворовые экзамены на мужество, дурацкие игры на карнизах и козырьках крыш восьмиэтажек. Строили штабы в котлованах метро и в подвалах вечностроящегося корпуса медицинского института - действо происходило как правило на свежем воздухе, хотя дым от костра с кипящей смолой или ацетилен реакции карбида - трудно назвать курортным.

Отец возил нас на Базалетское озеро, на Тбилисское море, иногда на объекты, например Храми, где строил причиндалу под ГЭС. Но это было наездное.
Основное водное детство - прошло на Вера-речке, озере Лиси и конечно-же - на Черепашке.

Когда мы переехали в Ваке - я первым делом изучил окрестности и разумеется главный бриллиант района - Ваке Парк.
По тем временам - уникальное нечто!
Огромный парк, местами переходящий в дикий лес. Монументальные памятники жертвам и героям войны, с каскадом бассейнов, купаться в которых не особо запрещали, а летом, в жару - даже поощряли. Прохладные, летом, аллеи, каштаны, платаны, удобные лавочки, киоски с газводой и мороженым.
Купаться начинали в начале мая, сразу после 9-го числа. И купались до начала октября.
Становились чуть старше - и открывали для себя Черепашку. Это тоже гигантское место, которое любят почти все местные.
Прекрасное место, изумительный вид на город. Когда я начал заниматься футболом - мы раз в неделю бегали кросс от стадиона Локомотив - до самого озера, купались в нём, переплывали озеро и мчались назад, по красивой дороге, с редкими авто.
Не все модели могли осилить подъём на Черепашку.
Черепашка - это маленькое озерце, даже скорее пруд. Уютный парк, кафе, спортивные площадки.

Озеро запирает вход в систему тоннелей, ведущих к гробнице Тамары.
Это моя Легенда. Я берегу её.

Главный кайф в Тбилиси того времени - это канатка.
В Тбилиси их было три. На Лиси, на Черепашку и на Мтацминду, это там где ресторан и телевышка.
На Мтацминду ещё ездил и фуникулёр. Такие вагончики на цепи, которые механизм тащит в гору.
Впечталения - обалденные. Даже в наше время - это доставляет кайф. А тогда - было шиком. Причём недорогим.
Стоила поездка примерно как автобус - копеек 5. Может 10, не помню. Бывали дни - мы ездили туда-сюда десятки раз. Полдня. Особенно в пасмурную погоду, когда туристов или экскурсий было мало.
На горе Мтацминда стоит телевышка, располагался детский парк, ресторан, аттракционы.
Я застал время, когда телевышек было две и всё детство наблюдал как строилась нынешняя.
Иногда в город приезжали мобильные развлекательные парки, как правило чехи.
Но пару раз были даже американцы. Тогда на площади разворачивали целый городок, с аттракционами, тирами, игровым, продажей жвачек, попкорном. И мы целыми днями торчали там, иногда просто рассматривая всё вокруг. Запоминая даже запах.

Освоив Ваке-Парк, местные аттракционы ( тир с кучей воздушек, причём чешские, хорошие, чёртово колесо, машинки, лодочки) - я занялся изучением Мтацминды.
Всю жизнь мне не давало покоя название горы. В переводе - Святая.

Я много и долго изучал всё что касается Мтацминды. Ходил сквозь заросли от Черепашки и выше ( там где был пост ПВО-шников, о котором мало кто знал:))) - и до самой телевышки.
И наконец сделал для себя выводы, на грани открытия.
Потухший вулкан, а Мтацминда - именно потухший вулкан - создан искусственно.
Вернее - гора достроена. Досыпана. И в самом кратере - его видно с аэросъёмок - который тоже засыпан - находится гробница Царицы Тамар. Или находилась.
Вход в тоннель, ведущий к гробнице, - охраняла крепость Нарикала. Но его засыпали ещё в старину.

На самом виду, на самом святом месте.
Это потом появились конспирологические версии и всё остальное.

Сталин, видимо тоже подозревал подобное.
Поэтому в горе есть тоннели. Их там - куча.
Один ведёт от дворца наместника и комплекса правительственных зданий аж до штаба ЗАКВО, а далее - чуть ли не до Манглиси. Я видел эти тоннели. Не все, но некоторые.
Противоатомный бункер штаба ЗАКВО. Там целый комплекс.
О них мало кто знает сегодня, хотя это уже не тайна.
В 90-х там шастали все, кому не лень.

В Мтацминде тоже были тоннели. Как публично известные ( проход в Ботанический сад Тбилиси, например, который потом превратили в ночной клуб), так и закрытые до сих пор ( тоннели от комплекса правительственных зданий до посёлка правительственных дач у Ботанического и т.д.)

Где сейчас гробница, в каком состоянии, докопались ли до неё - не знаю.
Но в тот день, когда её вскроют - извержение накроет весь город.
И Тбилиси позавидует Помпеям.
Это - легенда, которая мне реально нравится, а не про то, как весёлый и справедливый царь проезжал мимо серных озёр, напевая Таятаявоттатаята, подстрелил утку, а она упала в одно из них и сварилась....

За эту легенду про Горгасали, я бы сажал грузин на 15 суток.
Терпеть не могу лубок. Ни в какой форме.

Вот я расскажу другую легенду.
С другой стороны Мтацминды - там где дорога ведёт к вершине и комплексу ресторана - есть участок, с наклоном в примерно 12 градусов.
Но именно на этом участке, если остановить машину, и бросить её в холостой ход - она будет сама катиться В ГОРУ, а не с горы. И это чудо известно тысячам людей. Сотни - проверяли.
Вот такие Секретные Материалы.
Вот это - ЛЕГЕНДА, а не Горгасал с его оленёнком или уткой или что там у него сварилось...

По поводу Ботанического сада.
В те времена, в которые я там был индейцем - это было Великое Место Больших Приключений. До сих пор помню каждый куст и по ощущениям - ближе всего к нему - национальный парк КРК в Хорватии.
Недавно смотрел карту - он до сих пор существует - тбилисский ботанический. Странно. Я думал, нувориши уже застроили всё и вся.

В окрестностях Тбилиси - прекрасная природа, очень богатая флора и фауна.
Коллекции бабочек были у каждого второго. Черепашка в ранце - обычное дело.
Ужи, богомолы, жуки-носороги и кучи бронзовок, как валюта в игре орехами.
Детство не обижало детей в Тбилиси и в Грузии. Наверно это накладывало отпечаток.

Часто снится санаторий, сестра. Сидит напротив. Ещё в очках. У неё были проблемы со зрением. Я над ней посмеивался, сейчас иногда очень и очень стыдно. Прости Лика.
Мы размазываем масло в тарелке с кашей. Манка. Потом ложкой ведём спираль, от края, к центру, выедая такие лабиринты в тарелке. Такой лабиринт я потом увидел в фильме про Гарри Поттера. Помните где они ищут этот факел и где убило красавчика из Сумерек?
И меня прямо шарахнуло током.

Готовили в Грузии всегда неплохо. Менталитет населения не позволяет есть плохо приготовленное. Даже в те времена. В столовых воровали, гигиена не всегда была на уровне, выбор был не ахти, но вкусовое - вполне и даже очень. Даже в столовых.
В любой забегаловке хлеб был бесплатным приложением. И хороший хлеб.
Экономить на детях, тем более воровать у них - было запрещено.
Это на Кавказе может иметь серьёзные последствия. Поэтому с едой и напитками было всё в норме. Само снабжение в СССР иногда страдало. Даже часто. Паразит тут хорошо жировал.
Все эти разговоры про тотальный дефицит - не всегда разумеется правда, но и не без дымка.
Определённые перебои были, местами даже очень гибло. Но само время - было другим.
Машина потребления даже на Западе ещё не работала на всю катушку.
Определённый выбор всё таки был. Хотя и дефицит в некотором - был обычным делом.
С вином в Грузии проблем не было. С алкоголем - тоже.
На рынках было изобилие, но дорого. Хотя я знаю регионы, где было очень скромно. Местами - очень гибло. Там и сейчас - не всегда рай. Поэтому проблема не в идеологии.
В продуктовых - часто пустые полки, но основное было. Даже когда появились талоны на питание.
На моей памяти - было только примерно три года, когда реально было нехорошо, а один или два года - реально плохо. Не ходил транспорт, магазины были пусты, не хватало даже хлеба. Стреляли. Об этом - позже.

На момент моего детства - Тбилиси был одним из самых счастливых городов страны.
Троли любят вбросить про паразитаризм советских республик и их народов.
У меня своё мнение на этот счёт.
Я знаю что Россия, вернее РСФСР - играла ведущую роль в Союзе. По этому поводу - нет сомнений. Россия всегда была станиной станка, корпусом, мозгом, сердцем.
Она всегда была стержнем всего. Дороги, машины, строительное. Особенно крупное, глобальное, такое как Ингури, как Руставский Металлург, как Чиатура, как ТЭВЗ, как КАЗ, как 31 завод. Но в памяти откладывались детали, мелочи. И эти мелочи были рядом, вокруг. Республика не сидела, попивая боржом. Сотни заводов, сотни фабрик, десятки гигантов. Курорты и индустриальное, фабрики и аграрное.
Я лично не только видел - но щупал. Даже на учебном реакторе был и в обсерватории.
Институт физики, математики, академгородок, Академия Наук, - Грузия пасла не только овец в Тушетии. Я это прожил, я знаю.
Республика жила кайфовой жизнью и это знают все. Это откладывало свой отпечаток.
В том числе и на менталитет. Как доброе, так и злое, которое проявилось позже.
Паразит пришёл в Грузию именно на это. На тёплый и приятный климат, на растущий уровень жизни, на всё, что потом стало тем, что мы знаем уже сейчас.
Но об этом - в своё время.

В киоске, вернее - магазинчике "Союзпечати", который был в двух метрах от моего подъезда - я покупал сенегальские и кубинские марки, значки, разные причиндалы для учёбы, выписывал журналы и газеты, о которых уже писал. Продавщица - разумеется знала нас не только в лицо, но и по именам и запросто заходила к нам домой, если ей нужно было что-то.
В Грузии в то время, не церемонились и ходили друг к другу в гости как себе домой.
Друзьям не надо было звонить заранее, назначая дату и место встречи. Да и телефоны сначала были не у всех.
Они просто заявлялись к тебе домой тогда, когда им надо было. И - наоборот.

Иногда с ребятами мы ходили на Куру. Это строптивая и могучая река, хотя с виду не скажешь. Один раз там погиб наш сверстник. Его сбило течением, он упал, ударился головой о камень и его унесло течением. Поймали только около Ортачальской ГЭС.
Я потом там проходил практику. Наверно с тех пор и остыл к Куре и к ГЭС.

В один прекрасный день, напротив моего дома, ну практически напротив ( метров сто, может - двести) - начали строить детский парк. Инициатором был Нодар Думбадзе. Известный литератор, общественный деятель. Проект парка был выдающимся, само воплощение - гораздо хуже, но тоже на уровне. Я когда увидел его после открытия - обалдел. Настолько кайфово - аж не верилось. Но мы заходили, вход был бесплатным - и поражались, каждый раз, этим скульптурам, брусчатке, зданиям, аттракционам, лавочкам и общественному пространству, которого, на то время, в таком исполнении и на таком уровне - в нашей стране было не так уж и много. Реально впечатляющее.
Даже по сегодняшним меркам - этот парк был смелым и новаторским решением..
У входа было небольшое кафе, которое сразу же стало культовым. Там были деревья внутри, которые проходили сквозь крышу и вырывались наружу. Стены, покрытые лианами или плющем, не помню точно. Мы торчали там после школы КАЖДЫЙ день. Эклеры и трубочки с заварным или сливочным кремом. Кофе, какао, мороженко. Обалденно. Приходилось часто клянчить деньги у бати. Батя баловал.
Мы неслись в кафе, там стоял автомат. Бросаешь монетку - и в подставленный подмороженник - стекало мороженное. Такой фигурной массой:)
А ещё было гляссе и иногда - пончики. Пончики, горячие, с заварным кремом - это лучшее, что могло быть в детстве.
Там же, у входа - похоронили и самого Думбадзе.
На его могиле можно было стоять. Ходить по ней. Играть на ней в мяч.
Он хотел и завещал, чтобы по нему ходили дети. Парк был его главным ребёнком.

В 90-х, в парке Мзиури уже прописалась наркота.
Потом были уличные бои и постоянные брождения по парку вооружённых бродяг.
Потом было не до парка. Деревья пилили на дрова. Скульптуры свинтили на лом.
Как сейчас - не знаю.
Даже - возможно не хочу знать.
Пусть в моей памяти останется тот проект, который я дорисовал сам себе, в мыслях.
Поезд на магнитной подушке, напоминающий японское, монорельсовое, который несёт меня от Зоопарка, лучшего в мире на тот момент - аж до самых Манглиси !!!
И под ним, в этом загадочном ущелье - под этой эстакадой - озёра полные рыбы, диковинные птицы, рассевшиеся по бесконечным платанам и даже пальмам.

Последнее что я видел о Мзиури - кадры наводнения, которые снесли всё, что было так интересно в детстве. И главное - погибший Зоопарк.
Он реально был одним из лучших в мире. Уж я-то повидал зоопарки.

_______________________

Саундтрек главы: