October 16, 2022

Потерял 5 лет на бесперспективной нише... В чем коварство новых креативных ниш?

История от Александра Косолапова

В этом подкасте я расскажу о том, как совершил ошибку, из-за которой провёл 5 лет жизни в бесперспективной нише.

Дочитайте до конца и вы узнаете, на какие факторы нужно обратить внимание при анализе ниши, чтобы не попасть в просак.

Речь пойдёт о Bubble Tea - это сеть баров экзотических напитков, которую я с партнёрами основал в 2012 году. Почему мы решили заняться именно этим бизнесом? Я бывал в Тайване, в Австралии и там он очень распространён, а в России буквально один конкурент с такой идеей. Мы решили, что нужно развивать этот продукт сейчас.

На старте была серия неудач, но потом бизнес заработал и начал приносить прибыль. Такой формат стал популярен в России и со временем мы по количеству собственных точек стали третьи по стране. Мы перепробовали всё, что можно для развития этого бизнеса: открывали собственную филиальную сеть, продавали франшизы, ставили холодильники для продажи напитков в торговых центрах, пытались добавлять новые продукты. В какой-то момент я понял, что все усилия идут коту под хвост. Много времени убито и денег потрачено в этой нише, а роста прибыли нет.

Я решил обратить внимание на рынок. Во-первых, франшиза, которую я продал, работала не достаточно хорошо. Было около 10 франшиз и не всем они приносили прибыль. Я понял, что этот бизнес не пойдёт в формате франшизы, и нет смысла его развивать.

Я проанализировал самых сильных конкурентов и увидел, что они за последний год сократились раза в три, в четыре. Стало понятно, что рынок  в моно формате умирает. Мы пробовали продавать на точках соки, кофе, мороженое, другие разные продукты. А перестроить под что-то другое бизнес было крайне сложно из-за специального технологического оборудования. К сожалению, у меня не было никакой возможности переформатировать этот бизнес, поэтому был единственный вариант -  продать сеть пока рынок не умер до конца.

К счастью мне повезло, и я продал этот бизнес. Хотя заявок на покупку поступило всего лишь две! По счастливому стечению обстоятельств новый владелец сети сейчас самый крупный производитель тапиоки в России.

Таким образом, потратив 5 лет жизни в этом бизнесе, я пришёл к тому, что вынужден был его продать за очень скромные деньги. Но я был счастлив, что вышел из него. На тот момент чётко отметил несколько факторов, на которые теперь всегда обращаю внимание при анализе ниши.

Первый - существует ли рынок. Когда мы выбирали Bubble Tea, то смотрели с той позиции, что это перспективная история. Рынка Bubble Tea в России вообще не было, и мы сделали ставку на несуществующий рынок. Обращайте внимание, есть ли рынок и насколько он большой в деньгах.

Второе - динамика этого рынка. Надо понимать какая динамика, куда он движется. Если он быстрыми темпами уменьшается, то возможно, это умирающий рынок и в него уже не стоит заходить. Если он растёт, то значит, вам потребуется меньше усилий для того, чтобы вырасти и сделать результат.

Третий критерий - есть ли рынок по продаже этого бизнеса. Если его нет, то есть вероятность, что вы не сможете из него выйти при надобности. Поэтому этот критерий тоже важен.

Если вам понравились эти факторы берите их на вооружение. Я ещё не встречал ни одного человека, которому бы они не оказались полезны. Если вам понравился подкаст, ставьте огоньки.