September 9, 2019

5 портретов таджикской независимости

Автор: Саодат Рахими, Мехрангез Турсунзода, Asia-Plus

Фото: Таджикская молодежь. Asia-Plus

Независимости Таджикистана в этом году 28 лет. За это время в стране выросло новое поколение, чьи портреты мы обрисовали как собирательный образ обновленного таджикского общества.

Ситора, 30 лет, домохозяйка:

- Я родилась и выросла в Душанбе, в достаточно современной семье – мама и папа работали, мы с братьями и сестрами учились в одной из престижных на то время столичных школ. Потом я поступила в Российско-Таджикский славянский университет – своими силами. Учеба давалась мне легко, так что я всегда была в числе лучших учениц в школе, а потом в университете.

Иллюстративное фото с сайта Kaktakto.kom

Мы принимали участие в студенческих мероприятиях, устраивали концерты, занимались волонтерством. После окончания вуза я поступила в аспирантуру, но закончить ее так и не смогла - вышла замуж. По меркам Таджикистана поздно – в 24 года, хотя тогда на этом не так сильно заостряли внимание, как сейчас. Сегодня девушка 22-х лет считается «старой девой», если она не замужем.

Муж меня ревновал, поэтому не хотел, чтобы я работала. По крайней мере, в офисе, где работают мужчины. В женский коллектив он меня готов был отпустить, но по моей профессии такой было невозможно найти, я же не швея, в конце концов, чтобы работать в женском ателье. Поначалу у нас были споры и дискуссии, а потом я забеременела, оставила на какое-то время мысли о работе и об аспирантуре – взяла академический. К слову, к учебе я больше не вернулась.

Сейчас у нас уже трое детей, и мы живем большой дружной семьей. Муж работает в международной организации, я занимаюсь домом и семьей. Ни на что больше у меня времени не хватает, да и сил тоже. О том, чтобы выйти на работу я уж и сама не думаю: я давно оторвана от делового мира, потеряла хватку – мне кажется, что я уже нигде не пригожусь, хотя с финансовой точки зрения нам иногда бывает сложно.

Когда думаю об этом, расстраиваюсь, поэтому стараюсь не думать. А когда мне улыбается мой ребенок, я забываю обо всем на свете.

Хамза Шарифзода, 24 года, студент зарубежного вуза:

- Сейчас я учусь в Вашингтоне в магистратуре Школы Дипломатической службы Джорджтаунского университета по направлению посткоммунистических стран, специализируюсь на безопасности и развитии стран Центральной Азии. Чтобы пройти обучение в таком престижном университете, который в 2018 году был признан лучшим в мире вузом в сфере международных отношений, я сдал ряд серьезных международных экзаменов, как TOEFL, GRE и DELE, и получил полный грант на обучение. А обучение в моем вузе дорогое - $90-100 тысяч за два года.

Фото: из личного архива Хамзы Шарифзода

Чтобы поступить, я много занимался самостоятельно, также мне помогла серьезная подготовка, которую я прошел во время учебы в Назарбаев Университете, куда я поступил сразу после окончания средней школы в Душанбе.

Помимо учебы в магистратуре сейчас я стажируюсь в международной компании Chemonics International, которая занимается экономическим развитием в различных странах мира, включая страны СНГ. Там я помогаю с анализом политической ситуации в постконфликтных государствах.

В свободное время публикую статьи в популярном журнале «Дипломат» по таким проблемам в Центральной Азии как трудовая миграция, здравоохранение, последствия климатических изменений.

Думаю, что после окончания вуза я продолжу развиваться в международном направлении. Буду рассматривать варианты трудоустройства в Украине, Молдове или на Кавказе, где рынок международных организаций процветает, а спрос на молодых, иностранных специалистов высокий. В Таджикистане, к сожалению, международных организаций становится все меньше, а попасть туда все сложнее.

Чиновник-коррупционер

- Конечно, поговорить с чиновником-коррупционером по душам у нас не получилось бы, но перед нами имеется статистика и громкий случай публичного увольнения президентом страны Эмомали Рахмоном молодого таможенника Шахбоза Раджабзода в мае этого года на встрече с работниками финансовой, налоговой и таможенной сферы Таджикистана.

Фото: Шахбоз Раджабзод. С сайта президента РТ.

На этой же встрече Эмомали Рахмон сообщил, что за последние 10 лет сотрудниками этих ведомств «совершено более 700 правонарушений, коррупционных преступлений и экономических преступлений, имеющих коррупционный характер, более половины из которых связаны со злоупотреблением и выходом за рамки должностных обязанностей, мошенничеством и получением взяток».

По отношению к ним осуществлены дисциплинарные меры наказания. В частности, 57 работников уволены.
А еще согласно ежегодному исследованию Международного антикоррупционного движения Transparency Internationa, в прошлом году Таджикистан попал в рейтинг топ-30 самых коррумпированных стран мира из 140.

Уровень коррумпированности оценивался по шкале от 1 до 100, где 100 баллов означают самый низкий уровень, а ноль – самый высокий. Так вот Таджикистан набрал 21 балл.

Так что чиновник-коррупционер – один и самых ярких портретов независимого Таджикистана.

Мустафо, 28 лет, мигрант:

- Я вырос в самой обычной таджикской семье. Как себя помню, отец уезжал в Россию на заработки, я и сестра оставались с мамой у бабушки. Школу я не любил, замечал, что у учителей есть любимцы, которые всегда дарят им подарки. У нас денег на учителей не было, и выходит, что и учителя меня недолюбливали.

Иллюстративное фото: сайта islamnews.ru

Но моя мама очень хотела, чтобы я учился, старалась готовить со мною уроки, учить языки. Сам я мечтал стать инженером, дома строить.

Работа отца в России была не стабильной, то он отправлял деньги, то вообще месяцами мог не появляться. И в тот момент, когда я окончил 11 класс, как раз денег на поступление в вуз не хватало. Мама долго боролась за то, чтобы я поступил. Но, отец все-таки настоял на своем, сказав, что не осилит расходы за вуз. Так, я впервые в 18 лет уехал в Россию с отцом на заработки.

Первое время мы подметали дворы, некоторое время работали на стройке. Сейчас я работаю продавцом на рынке. Женат, двое детей. Семья живет в Душанбе, хочу их привезти к себе, но пока что финансов не хватает.

А в душе у меня тревога, что мои дети повторят мою судьбу.

Озод Сидиков, 28 лет, бизнесмен:

- Рос я в довольно сложных условиях, так как отец оставил нашу семью и уехал жить в Россию. Жили мы небогато, но мама всегда вселяла надежду и говорила: «ты сможешь изменить эту ситуацию, если будешь учиться».

Фото предоставил Озод Сидиков

Были моменты, когда мы вставали в пять утра и продавали старые вещи, и пытались как-то выживать.

Школу я закончил в 16 лет, поступил в Медицинский университет, но не смог доучится. Потом поступил в Современную гуманитарную Академию на психолога, параллельно начал работу на журналиста в Kloop.

Позже начал работать над проектами, но не все всегда было красиво. Были проекты, от которых я не получал той отдачи, которую ожидал.

Позже по программе переселения мы с семьей перебрались в Россию, в Липецк. Там я начал изучать сферу SMM. Первых клиентов находил среди знакомых как фрилансер и по сарафанному радио получал остальных.

В ноябре 2017 года в партнерстве с агентством по интернет-маркетингу я основал компанию - Mishkadigital, которая предлагает SMM-маркетинг в социальных сетях и занимается привлечением новых клиентов за счет таргетированной и контекстной рекламы в интернете. Позже зародился проект Mishka Call, с помощью которого операторы звонят по базе и предлагают услуги наших заказчиков.

Сейчас, я дважды сертифицированный специалист ВКонтакте и Яндекс. Вхожу в топ 20 рекомендованных специалистов ВКонтакте и топ лучших таргетологов России.

Осенью нас модно читать в Telegram, Facebook, Instagram, Viber, Яндекс.Дзен и OK.