November 18, 2019

И снова Эдинбург

Скоро (но не совсем) будут Москва, Милан, Лондон и Глазго

Они называют это "консьюмеризм"

Приехав сюда, ожидаешь увидеть что-то историческое, что-то из прошлого века. И этого тут в достатке, но еще больше тут разных магазинов. Например, ИКЕА, которой так не хватает в Алма-Ате. Она, словно музей современной истории человечества. Вот тебе первобытные шкафы с самыми обычным дверцами, а вот – шкафы с подсветкой и сложной системой открытия. Тут много всего, сюда надо приходить на весь день, смотреть на идеалистическую картину кухни или спальни. Тут же, этажом ниже, ты можешь подкрепиться хот-догами (с вежливым предупреждением о том, что в сосисках содержится свинина). Но покажите мне вкусную сосиску, где её нет. Трудно верится в то, что люди действительно покупают тут что-то. Ведь музей он на то и музей – можно смотреть, но трогать – запрещается!

Но я все-таки купил себе ароматическую свечку на 25 часов горения за 1 фунт и был рад. Но чем больше проводишь времени в таком мире, тем больше хочется купить еще что-то. Может быть, не особо нужное, но такое красивое и зазывающее или наоборот простое и уютное. Например, разноцветный ковер, как со Стамбульского базара или набор маленьких настольных кактусов. Не так уж это и дорого, а называется это желание consumerism, что переводится потребление. Но я все-таки выберу более подходящий термин – ониомания, или в простонародье – шопоголизм.

В Эдинбурге много продуктовых магазинов. Некоторые чуть подороже, некоторые чуть подешевле. И в каждом есть свои лояльные покупатели. Но везде много студентов, которые потостоянно ищут что-то посытнее, повкуснее и побыстрее. Поэтому в руках у них треугольный клаб-сэндвич в пластиковой упаковке, маленькая пачка чипсов или шоколадка, и, конечно же, бутылочка сока или газировка. Такой набор называется meal deal, что в наших пост-советских реалиях называлось бы студенческим комбо или меню. Покупать что-то из этого по отдельности обойдется намного дороже.

Так каждый магазин подталкивает покупателей брать все больше и больше. Ведь взять целый блок местного напитка IRN-BRU выходит дешевле, чем покупать по одной баночке.

Но больше всего меня поражает во всех этих магазинах то, что товары там одинаковые. Молоко, мясо, яйца и порой даже выпечка, кажется, производится в одном месте, магазин лишь платит за упаковку с фирменным названием. Поэтому куриное филе из Tesco и Sainsbury ни чем не отличается. Но там, где дороже, ведь всегда вкуснее. По крайней мере, нам так кажется.

В Эдинбурге я впервые увидел эти странные аппараты над которыми гордо весит табличка self-chekout. Надо подойти, отсканировать продукты и тут же заплатить. Быстро и самостоятельно. Но если ты хочешь живого общения, рядом стоит касса, где кассир с улыбкой спросит do you need a bag? Нет, пакет мне не нужен, сегодня у меня студенческое комбо.

Еще одна особенность местного потребления продуктов – никто их не моет. И это очень беспокоило мою душу как человека, который рос в Казахстане. Ведь мыть фрукты, даже если они упакованы было обязательно. А тут купив виноград, бананы или клубнику в коробочке – едят сразу. Слишком много я вымыл овощей в жизни, чтобы не делать этого тут. Недавно мне сказали, что тут все упакованные продукты проходят полную обработку, так что в мытье нет никого смысла.

Нельзя упускать солнечные дни

Осенью тут редко бывают теплые и солнечные дни. И люди это прекрасно понимают, поэтому даже в будний день, они стараются проводить много времени на улице. Гулять и выезжать загород. Так и я купил дневной билет на автобус и поехал кататься по городу, наслаждаться крайними теплыми деньками и смотреть на людей. Именно так можно отличить местного от приезжего, ведь местные никогда не смотрят тебе в глаза. Они идут только вперед и не хотят или просто не приучены смотреть на посторонних людей. А все гости города с удовольствием рассматривают всех и вся.

Я всегда слышал, что тут, в этой части (пока еще) Европейского Союза трудно встретить красивых девушек. Не знаю, кто сказал такое, но, видимо, он никогда и не был в здешних краях. Потому что тут девушки очень красивы, но по-своему. Нет, они не похожи на тех, кто вышел с обложки модных интернет изданий, их будто бы достали из коробок с Барби. Светловолосые и голубоглазые, рыжие с веснушками, брюнетки с выразительными чертами лица. И все они одеты, как в Америке 80-ых или 90-ых. Лосины, кроссовки или сапоги, легкие курточки или же объемные черные полушубки. И поэтому я тут все еще турист, ведь не могу пройти мимо такого зрелища. Но им все равно, они идут вперед с высоко поднятой. Глазами я встречаюсь только с китаянками, но они зачастую одеты очень модно, хоть иногда совсем не по погоде.

Люди тут одинаково разные, но их общая черта – духи. Тут, как и в Париже, молодые парни и девушки не жалеют парфюмерии. И у меня здесь увеличился расход, но что поделать.

Выйдя на главной улице всего города, Princes Street, я направился в любимый из здешних продуктовых магазинов – Marks & Spencer. Каждые выходные я пробую по одному новому изделию из их пекарни и иду гулять. Мы с друзьями поспорили: кто в следующую нашу встречу наберет пару лишних килограммов – проставляется в баре. И я на всякий случай уже начал откладывать деньги, ведь уже не представляю жизни без шоколадной печеньки или ягодного маффина.

Помните, мне казалось, что в ИКЕА никто ничего не покупает. И я ошибался. Это можно увидеть в квартирках первых и нулевых этажей. Тут не пользуются шторами и видно все мелкие детали, которые были тщательно подобраны хозяином. Это напомнило мне нидерландский Энсхеде, где за каждым окном был свой крохотный мирок. И в Эдинбурге – все точно так же. Цветные тарелочки, вазы, растения, столы и разные стулья, кожаные кресло и диван, ароматические свечи, полки с книгами, телевизор, коврик и маленький шпиц на нем – все это находится по ту сторону окна. Чем дольше вглядываешься, тем больше замечаешь мелких деталей. Но делать так – неприлично, ведь это не витрина магазина, хотя очень похоже.

Чем богаче район, тем проще обстановка и больше комнаты. Если в маленькой комнатушке умещалась почти вся жизнь, то в зажиточных гостиных было мало чего. Так в богатых районах, смотреть в окна не очень интересно. Высокие потолки, картины на белых стенах, рояль или пианино, может быть, камин с фотографиями на нем, журнальный столик. И все это смотрится очень дорого. Не так интересно, но очень дорого.

Только два месяца спустя я понял, почему таблички с названиями улиц расположены так высоко. Легко и просто, чтобы видеть их со второго этажа автобуса. Тут они ходят по расписанию и редко от него отклоняются. Не так, как в загруженном Лондоне, где автобуса может долго не быть, а потом они приезжают все сразу. Нравится система: одна дверь для входа и выхода, не зайдешь, пока не оплатишь. Можно картой, мелочью, проездным или показать водителю онлайн билет на телефоне. Слишком много людей, прости, придется подождать следующий. Неужели так трудно перенять эту систему и не придумывать сложный онай или мистические камеры с рапсозванеим лиц.

Не нравится

Невероятно удобно жить заграницей. И вправду, к хорошему ведь быстро привыкаешь.

Здесь я больше всего скучаю по трем вещам: парикмахеру, косметологу и грузинской кухне

На самом деле выбор велик и на отрезке в двадцать метров может быть три или четыре парикмахерских, в основном барбрешопы, унисекс и не только. Тут же с ними в ряду парикмахерские для домашних животных с табличкой only by appointment (об этом позже). Все эти барбершопы не похожи на наши Блэкстары или Чоп-Чопы. В Алма-Ате я бы просто прошел мимо такого. Но тут выбор слишком велик, а какой из них лучше – непонятно. Я провел эмпирический анализ количества посетителей в барбершопах и выбрал тот, где всегда много людей. Барберы были похожи на турков, брутальные и бородатые. Кто-кто, а турки всегда знали толк в прическах.

Спустя пять минут я понял, что ошибся. Мои волосы не в турецких руках, а в мексиканских. Справа висел флаг, а слева всякие сувениры, среди которых фотка с автографом Канело Альвареса, конечно, реплика. На вопросы откуда я, ответил, что с России. И это уже не первый раз, когда я так говорю. Ведь про Казахстан тут почти не знают. А вот Путин, Москва и водка – классика. Барберы тут не такие профи, видно по их отношению, видно по их инструментам, но больше всего видно по результату. Может быть, я просто зашел не туда. Но через начищенные окна многих парикмахерских видно, что тут ножницами и опасными бритвами орудуют не так умело.

Еще хуже дела обстоят с маникюрными салонами (они же косметологические кабинеты). Своим внешним видом они совсем не внушают доверия. Но и тут всегда много людей. Маникюр я никогда в жизни не делал. А вот с лицом рисковать боюсь, хоть и кожа здесь у меня немного испортилась. Холодный ветер и влажный климат дают о себе знать. Да, к хорошему быстро привыкаешь, и в Алма-Ате я привык к тому, что такие услуги оказываются на самом высоком уровне.

Грузинской кухни я пока тут не видел. И сомневаюсь, что увижу в ближайшее время. Но без особых усилий можно найти азиатскую и индусскую кухни, можно найти достойный донер кебаб, но не хачапури по-аджарски. Эх.

Простите, сэр

Люди тут вежливы. Они уступают дорогу, улыбаются в магазинах и сотни раз в день говорят I'm sorry. Люди постоянно просят прощения за то, что едва коснулись тебя в автобусе или прошли перед тобой, пока ты рассматривал полку с безглютеновыми продуктами.

Сам не замечаешь, как начинаешь просить прощения на каждом углу. Хорошо это или плохо – сказать трудно. Просто так принято.

Тут хорошо относятся к собакам. Не редко можно увидеть родителей, у которых на одном поводке – собачка, а на другом (хоть и специальном) – ребенок. Такой тандем счастливой жизни, молодые родители, необязательно, что мужчина и женщина, ребенок, необязательно похожий на них, и собачка обязательно в модном плаще.

Да, тут подход людей отличается. Если в Казахстане быть человеком нетрадиционной сексуальной ориентации – опасно, то тут все ориентации уже так или иначе стали традиционными. Гендерно-нейтральные уборные, автобусы, разукрашенные в поддержку ЛГБТ сообщества, гуляющие по улицам счастливые люди, которых бы неодобрительно провожали взглядом даже на улицах вроде бы продвинутой Алма-Аты.

Но иногда эта толерантность кажется мне ненужной. Так в клубе во время песни Niggas in Paris диджей заглушил в песне все острые моменты. И она уже была совсем другой. Но при этом, всё та же девушка-диджей была так рада поставить для единственных азиатов на танцполе песню Gangnam Style.

В этом клубе/баре не надо было бронировать столик, что стало для всех нас неожиданностью. Ведь Эдинбург – город по предварительной записи. Прийти и получить какую-то услугу здесь и сейчас – практически невозможно. Поэтому много где надо делать appointment (запись). Например, в полиции, где я ждал полтора месяца или в местном банке, где я все еще жду назначенный день.

О, это что коляска?

Иногда кажется, что жизнь в Эдинбурге как будто остановилась. Это можно заметить проходя по паркам и скверам близь пронзающей весь город речки под названием Leith. Тут тебе высокие мосты из потускневшего камня, маленькие заборы, которых почти не видно из-за густых зарослей и каменные ступеньки, обросшие мхом. И вокруг всего этого много-много разных деревьев, высоких и не очень. Кажется, что когда-то по этим тропинкам на резвых конях разъезжали благородные рыцари и гуляли достопочтенные лорды и леди. Кажется, что вот-вот кто-то из них выйдет из-за угла. В таком Эдинбурге хочется верить в чудеса.

Чистота воздуха и природа тут необыкновенны. Хочется дышать полной грудью. Правда, погода подводит, но когда она хороша – она хороша чертовски. Стоит только надеть наушники, включить Florence + the Machine и просто бесцельно гулять по дорогам, которые выложены брусчаткой. И в одну из таких прогулок можно увидеть коляску на дереве или кроссовки под лавочкой. Это очень странно, но каждая такая мелочь делает Эдинбург особым городом.

Неожиданный факт: раньше Шотландия называлась Каледония

Я еще напишу о других городах. Больше всего я хочу написать и побывать в Нью-Йорке. И когда я туда попаду, вы об этом узнаете. А пока меня все еще нет в инстаграме. Ждет ли меня там кто-то? Вряд ли.