July 28, 2018

Астана. Стройка. Набережная. И пиво.

Не успел я приехать в Астану, как старший брат заставил выпить с ним пива. Я не любитель обычного, но отказаться не мог. На следующее утро заметил, что в Астане очень много пивнушек советского типа. В каждом доме есть хотя бы одна. Пришел, купил пару бутылок и попиваешь у себя дома. Кстати, в Астане нет культуры распития пива на улице, чему я очень удивился. Это при том, что количество пивных явно позволяет находиться в нетрезвом состоянии 24/7. Пытался найти место, где можно спокойно выпить бутылочку крафтового, но было как-то неудобно. Почему-то же люди тут не пьют в парках и возле набережной, значит, они знают больше, чем я.

Астана стала столицей Казахстана 15 лет назад. Зачем? Политическое решение, которое предотвратило возможное присоединение северных регионов к России? Или перераспределение жителей? Ведь юг всегда был сосредоточением большого количества казахов. Возможно, ведь в Астане я теперь слышу казахскую речь намного чаще, чем в Алма-Ате. А может быть, за этим стоит какая-то обычная причина? Ведь Алма-Ата все-таки больше подвержена природным катаклизмам и класть столько денег на пороховую бочку было бы глупо. Но зато тут погода хорошая. Причин может быть много, но понятно одно – Астана еще долго будет столицей.

В далеком 1997 люди рванули в новую столицу. Для совсем молодого государства, Астана была абсолютно чистым холстом. Тут можно было сделать все по-другому. Полная свобода мысли, чей полет поддерживался на уровне 01 и госбюджета. Но я все-таки придерживаюсь теории того, что мы не смогли сделать из полотна картину Матисса. У нас вышло что-то типа рисунка выпускника художки, который во время занятий смотрел, как ребята за окном в футбол катали.

Я люблю Астану! Вот это признание. Если Алма-Ата – моя первая, детская любовь, которая каждый раз заставляет дергать её за косички, а потом писать мелом на асфальте: я люблю тебя. То Астана – уже взрослая, непонятная, похожа на первый неудачный брак, который начинался не хуже медового месяца в турецком сериале. А закончился долгим разбирательством по разделу имущества. Но ты все равно её любишь, так по-своему. Поэтому каждое лето я приезжаю сюда, но, увы, она все такая же. Хоть и пытается с каждом разом стать лучше.

Стройка. Она не заканчивается – она только начинается. Наверное, в этом нет ничего плохого. Но строят так, что у меня есть пара вопросов. Понятно, что земли много, пока никто отбирать вроде не собирается. Однако это не значит, что расходовать её надо таким безбожным образом. Порой между домами можно футбольные поля отстроить. Но там вместо этого пустырь. Плохая почва из-за болотной местности? Все мы взяли на себя такой риск, да и думаю, насчет этого никто особо не парится. Я бы точно не пожал руку тому, кто подписывает проекты зданий. Я, конечно, не архитектор, но немного понимаю в том, что некоторые здания рядом с друг другом смотрятся нелепо. Но еще несуразнее смотрится, как повсеместно используется приставка "НУР".

С бешеным темпом появляются новые локации на карте Астаны. Но одно дело построить – другое дело следить за этим. Такое чувство, что стоит появиться чему-нибудь новому, как про старое забывают. Так случилось с парком возле Дворца Мира и Согласия, да, та самая пирамидка. За 12 с небольшим лет этот парк превратился в самое настоящее болото. Куда смотрит Акимат? Кажется, если убить там человека, его уже не найдут. Да и по всей Астане, хоть она и молодая, уже чувствуется усталость. Старая разметка и старые дороги. Неработающие подъемники на мостах. Трава, которая пробивается сквозь брусчатку и сорняк, который чувствует себя тут настоящим хозяином. Везде ощущается недоделка. Вроде бы хорошо начали, но и быстро бросили. Молодцы, что пытаются. У меня есть две теории. Первая: выделяются деньги на хорошие и качественные вещи, но из-за отсутствия профессионализма выбираются дешевые материалы, не лучшие экраны, некачественная краска и тд. Вторая: выделяются деньги на хорошие и качественные вещи, но потом получается то, что получается, а у кого-то новый дом в Испании.

В Астане мало пытаться – нужно сразу делать красиво. Смотри по сторонам, бери лучшее и воплощай. Был шанс, но мы его как будто упустили. Столице нужен молодой и непредвзятый взгляд, который будет резать без ножа.

После быстрого темпа Алма-Аты, замечаешь, что машины тут медленные. СЕРГЕК, – злостно говорит брат, на его месте я бы не покупал новый Лексус, если покататься в удовольствие тут не получается. А люди ходят грустные, видимо, местные. Жизнь кипит только возле дома министерств. Молодые будущие министры, выходя закуривают сигареты. Наверное, им ничего не будет, но мы курим только возле урны и только fine touch. Много людей в костюмах, я не знаю, что они там делают. Нет гор. Но зато есть небо. Да простят меня Алма-Атинцы, но я бы обменял горы на такое небо. Кажется, что до него можно дотянуться рукой. Особый шик придает ему факт, что светает тут поздно.

Я спрашиваю у всех, куда сходить и что посмотреть. Все отвечают только названиями ресторанчиков. Странно. Складывается ощущение, что в Астане, кроме еды и нового белого моста ничего нет. Да и он мне особо не нравится. Раньше, набережная была для меня бодрящим шотом эспрессо с редбуллом. Такая живая и неординарная. Музыка и танцы. Посиделки у берега. И тот самый фиолетовый коридорчик, в котором пару лет назад я встретил самую красивую девушку, которую когда-либо видел. Больше я её так и не встретил. Если ты читаешь это, то два года назад на набережной к тебе подошел парень, сказал, что ты очень красивая и подарил бутоньерку. Так вот, это был я. И теперь я каждый год возвращаюсь сюда, чтобы снова встретиться с ней. Шучу. Я приезжаю сюда, чтобы снова ощутить ветер в волосах и полюбоваться этим сказочным небом.

Астана тянется вверх и мне это нравится. Я приезжаю сюда и каждый раз вижу хорошие нововведения. И может быть, к черту весь этот развод и попробовать начать все сначала? Ведь любовь к этому городу у меня определенно есть, хоть я и ругаю его. Но с тех, кто может лучше, спрос всегда больше. А Астана явно может лучше – я в этом уверен. Пока что, Астана – не столица, не королева и даже не принцесса великой степи. Она до сих пор играется с куклами где-то в дальней комнатке своего дворца. И никто не знает, королевская в ней кровь или нет. Но это выяснится в скором времени, если мы, конечно, не упустим звание великой степи.