June 3, 2018

о том, как я чуть не стал частью культа

Том Круз. Дорога к счастью. И гостиница Алма-Ата.

Прелюдия

Мне всегда казалось, что Алма-Ата далека от влияния неординарных религиозных течений. Но тот, кто ищет, может и секту в центре города найти. Вот так я и сделал.

Но начала обратимся к словарю Ожегова: секта, -ы, ж.:
1. Религиозное течение (община), отделившееся от какого-н. вероучения и ему противостоящее.
2. Группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах (книжн. неодобр.).

Мне больше симпатична вторая формулировка. И кстати, вы уже стали немного сектантом.

Знакомство

Найти секту в Алма-Ате – легко. Их выбор неожиданно велик, и я выбрал ту, которая имеет последователей по всеми миру. Саентология. Да, эта та сам штука, по которой так уносится Том Круз.

Немного о секте: ее основателем является писатель-фантаст Лафайет Рон Хаббард. Проведя некоторое время с последователями саентологии, выяснилось, что Хаббарда считают в первую очередь квалифицированным физиком. Только вот незадача, университет он так и не закончил, а в годы обучения не мог похвастаться хорошими оценками, этому свидетельствует обнародованный транскрипт (рис. 1). Зато он собственноручно придумал религию, в которую верят миллионы людей. Из никому неизвестного графомана, Хаббард превратился в знаменитого и богатого человека.

Можно много и долго писать про суть секты. Последователи уже и так все знают, а остальным, думаю, хватит парочки основных фактов. Хоть они позиционируют себя как религиозная организация, саентологи ведут активную коммерческую деятельность. Например, повсеместно продают книги Хаббарда и предлагают различные тренинги по самосовершенствованию. Скорее всего, опасна данная организация тем, что притупляет критическое мышление, заставляя верить в свою неуязвимость (помимо финансовых трат). Тело человека отходит на второй план и только бессмертное сверхсущество, живущее вне физической вселенной сможет пережить абсолютно все. Сильная вера иногда переступает разумные границы. А вот и пример:

Помнишь, в Америке был ураган Ирма? Так вот, он же рассеялся прямо перед штаб-квартирой саентологов в Клируотере. Потому что с саентологом не может случиться ничего плохого, – так сказал начинающий адепт, который познакомил меня с этим учением. Он и подрал мне одну из книг Хаббарда под названием "Дорога к счастью"

Саентологи предлагают разнообразные платные курсы, чтобы достичь особого уровня просветления. Ты будешь подниматься по "карьерной" лестнице, пока не достигнешь состояния оперирующего тэтана – бессмертного сверх-существа. И в этом есть один большой плюс – согласно Хаббарду наш мир обречен на уничтожение и выживут лишь те, кто дошел до высших чинов. Так что, ребята, чтобы спасти свои души, надо срочно найти ближайшую саентологическую миссию, чем я и занялся.

Стоит вам только вбить в поисковике слово “саентология”, как вы увидите лишь ссылки на разные разделы официального сайта. Да, как и любая современная компания, церковь саентологии имеет сайт, на котором можно найти все, в том числе и адрес ближайшей миссии. Проводить много времени на сайте не советую. Не дай Хаббард затянет!

Если Свидетели Иеговы обитают далеко от центра города (к ним мы наведаемся в следующий раз), то саентологи расположились в самом центре Алма-Аты. Кто бы мог подумать! Скинул локацию другу и попросил звонить мне каждые полчаса. Мало ли.

Неприметный домик, возле которого я прохожу раз в месяц. Пятиэтажный, внизу салон красоты, с торца – магазин. Не могу найти вход, ищу вывески. Пульс учащается. Звоню во все домофоны, пока на одной из дверей не увидел наклейки в форме следов, раньше такие вели в отдел с игрушками, а сейчас – в саентологические центры. Домофон. На мою просьбу открыть дверь, слышу лишь одно слово: Имя. Повезло, из подъезда выходит мужчина, я проскальзываю и поднимаюсь наверх. Открывая дверь, сразу вижу много книг Хаббарда на полках позади рецепшена. Жду пару минут, осматриваюсь. Старая квартира, переоборудованная под офис. Тут ко мне подходит девушка, и начинается расспрос:

Кто вы? Что вы искали? Что вы тут делаете? Как вы сюда попали?

На помощь к ней подходит женщина постарше – вы никогда не останетесь один на один с саентологом. Но я был подготовлен. Показывая им жестом, чтобы они подождали, достаю из сумки ту самую подаренную книгу (рис. 2), которую не купить в обычном книжном. Их лица меняются, а гневный тон сменятся сильным интересом с их стороны – я теперь свой. Все предыдущие вопросы сменил один единственный, понравилась ли мне книга. Услышав утвердительный ответ, девушка уходит, а женщина интересуется с какой целью я пришел. Рассказываю историю о том, что после прочтения решил ознакомиться с учением Хаббарда поближе.

Что? Где? Когда? Саентологическая серия игр

Мне предложили пройти бесплатный тест на определение моего нынешнего положения. Наверное, подкупают слова бесплатно и положение – наживку я проглотил. Тест претендует на определение десяти ключевых личностных качеств, которые имеют влияние на всю вашу жизнь. Меня ведут в кабинет, садят за парту, которая упирается в стену, а на ней – портрет улыбающегося Хаббарда. Мне приносят оксфордский тест анализа личности. Он не имеет отношения к Оксфорду, по крайней мере, я ничего такого не нашел. Передо мной лежит двести вопросов и карта для заполнения ответов. В ней надо указать имя, адрес, телефон, род деятельности. Изредка вибрирует телефон, отвечаю другу, что все хорошо. После общения с адептом я знал, как надо отвечать (если на этот тест вообще есть правильные ответы). Я делал из себя супер саентолога. Хотя вопросы оставляли желать лучшего. Тест предлагает ответы: да или скорее всего да; может быть или неуверен; нет или скорее всего нет. Многообразие вопросов вносит какой-то сумбур.

Лист с ответами отнес на рецепшн. Осталось подождать несколько минут и я буду знать про себя все. В кабинете заметил доску с именами. Попытался найти знакомое – успешно. Но об этом чуть позже. Значение этой доски я так и не понял. Но слово "оплатил" напротив некоторых имен наталкивало меня на мысль о том, что на досках прописаны списки клиентов. Жизнь в центре кипит, ходят люди, сквозь тонкие стенки слышны разговоры. Поговаривают, что некоторые блогеры/предприниматели включают поход сюда как обязательную часть своих тренингов. Увидите фамилию Хаббарда в обязательной литературе к курсам/тренингам, будьте начеку. Тут в комнату заходит та самая женщина, в руках у нее распечатка с результатами (рис. 3). Как и все остальные, она посчитала своим долгом узнать, как я нашел этот центр. После очередного пересказа (далеко не последнего) она принялась рассказывать мне про меня. Научно-прикладная религия, – так она начала диалог.

Взгляд саентолога

Оказалась, что я довольно-таки нервозный, депрессивный и неотзывчивый человек.

Чем выше значения, тем лучше. Когда-то, в самом начале, все люди были идеальными, и их показатели было по +100 в каждой категории, – говорит женщина.

Она налаживает со мной зрительный контакт. И пытается узнать про меня как можно больше информации. Я трудно раскрываюсь. Она объясняет мне, насколько важно следить за всеми десятью качествами. Кажется, суть данной беседы – убедить меня в том, что мне катастрофически нужна помощь. А также поставить под сомнение мою уверенность в себе. Картина маслом, – без определенных курсов и тренингов у меня может случиться нервный срыв. Женщина настоятельно рекомендует мне книги и курсы. Говорит о их значимости. ЛРХ, – так они называют основателя саентологии. В ее речи слышится профессиональный жаргон, с которым я не понаслышке знаком. Она удивляется, когда я ловко оперирую терминами. Интересуется, откуда я знаю такие слова.

Моя очередь задавать вопросы. Она отвечала много и долго, так что иногда приходилось переспрашивать, потому что она уходила от ответа. А иногда и сама начинала задавать вопросы.

– Почему я никогда про вас не слышал, а центр трудно найти случайно.

Саентология – знание только для избранных, представьте, если бы все люди на свете были бы идеальными. Было бы очень трудно. Кто бы был главным? А управлять толпами совершенных людей – невозможно.

– Что скажете о том, что саентология запрещена в России.

У нас есть устав, – сначала я удивился, но спустя пару минут понял, что как тренинговый центр они все-таки зарегистрированы. Но вот ни одного упоминания о саентологии на официальном сайте и в названии центра – нет.

Широко известные в своих кругах – так можно описать их нынешнее положение.

– Чем отличается саентология от дианетики? (оба учения написаны Хаббардом). Этот вопрос был у меня в голове с самого первого дня знакомства с трудами Хаббарда. Может быть, я уже не мог воспринимать такое количество информации, что мозг просто отключился. Но точно была рекомендация посетить разные курсы, чтобы понять различия. Если вкратце, то из десяти качеств из того теста – за некоторые отвечает саентология, а за остальные – дианетика. Другими словами, дианетика отвечает за физические и психологические проблемы человека, а саентология – за вопросы духа, жизни и вселенной.

– Что это за доски?

У нас завтра будет праздник, посвященный дианетике. Так что, приходите. Познакомитесь с практикующими саентологами.

Поворот был неожиданным. Она оставила мне номер и сказала звонить в любое время, если надумаю прийти. Оторвав от листа с ответами мои данные, провела к выходу.

Встреча на Панфилова. Первая, но не крайняя

Входной билет стоит две тысячи. Женщина пообещала встречу со знаменитыми саентологами: бизнесменами, политиками и спортсменами. Начало было в два часа дня. Отказать я не мог, тем более я был в надежде встретиться с человеком, чье имя увидел на доске. По количеству досок с именами, складывалось впечатление, что гостей будет много.

Захожу в гостинцу, глазами ищу признаки большого праздника. Никто ничего не знает. Решил набрать женщину, которая пригласила меня на это мероприятие. Надо было пройти на второй этаж. Меня встречают как старого друга. Картину, которую я увидел, было трудно назвать скоплением успешных людей. Да и на праздник-то не особо было похоже. Обычная конференция в отеле, с шариками, проектором, напротив которого расставлено около 60-70 стульев, на которых сидят не те обещанные мне успешные люди. Нахожу свободное место. На заднем фоне фотография ЛРХ – Хаббарда.

Девушка, которая расспрашивала меня, сегодня уже стояла за трибуной и рассказывала о пользе книг про дианетику. Неподготовленному человеку было бы трудно понять, что происходит, ведь через каждые пару слов проскальзывают саентологические термины. Не самый обученный оратор, но знающий много шаблонных выражений, как "гром среди ясного неба" и пытающийся убедить публику – у нее получается. Она рассказывает о том, как чудо-учение помогло сотням, если не тысячам. Все примеры взяты только из-за границы. Складывается впечатление того, что текст был переведен на русский язык, а не написан специально по случаю. После каждого примера зал взрывается аплодисментами. Даже тут можно услышать нативную рекламу, ведь слово "услуга" повторяется ни один раз.

... он страдал от очень серьезного диабета еще с детства. И интересовался может ли это быть разрешено с помощью дианетики. После нескольких часов одитинга по книге один он рассмотрел и удалил инцидент, в котором медсестра в больнице, где он родился, говорит: какой сладкий малыш. Не стоит и говорить, что закончив сессию, он почувствовал огромную перемену. И на следующий день на встрече выпускников он обьявил, что после нахождения истинного источника диабета, это состояние теперь полностью исчезло.

Выше цитата из выступления. Другими словами, человек избавился от диабета, якобы узнав первопричину болезни, то есть информации о том, что в роддоме его ненароком назвали сладким

Громкие аплодисменты последовали после этого заявления – люди верят. Здоровый скептицизм не дает мне хлопать на этот раз. Question everything, – учили меня с детства. Но тут светиться лишний раз не хотелось, да и формат выступления не располагал к вопросам.

За полчаса выступило несколько спикеров. Все они рассказывали о том, как пришли в организацию и как этот приход изменил их жизнь.

На сцене появляется еще одна женщина. Сейчас начнется награждение тех, кто с успехом распространял книги по дианетике. В течение нескольких минут на сцену пригласили большую часть сидящих. Неожиданно для себя услышал знакомое имя, но человека не увидел. Досада! Награждали почетной грамотой, своим недо-дизайнеркским взглядом могу сказать, что она не была чем-то сверхъестественным. Но и людям было все равно. Сам факт нахождения на сцене радовал их словно детей. Кстати, о детях. В зале были и они, совсем груднички и те, кто постарше. А вот и цитата одной из женщин:

Перед шляпой студента* был ДСХ**. Она была на Флаге***. Прошла очищение. В сторону обучения она вообще не могла смотреть. Она со мной ругалась. Она меня обвиняла, что я предатель, потому что я её однажды затащила в класс, записала. Сделала это обманным путем. То есть, я была для нее врагом номер один...

10 секунд и столько слов, значения которых не осведомленный человек знать не мог.

* – курс по обучению приобретения знаний.

** – дианетический семинар Хаббарда – одни из предлагаемых платных тренингов, основанных на учении Хаббарда.

*** – тот самый штаб в Клируотере, перед которым остановился ураган.

Значит, с раннего детства ребенок подвергался тренингам, хотя изначально был против. По словам все той же женщины, её дочь перестала чувствовать страх во время общения с людьми. Однако психика маленького человечка успела претерпеть изменения, ведь, возможно, теперь ему чуждо понятие критического мышления и ощущение опасности. И очень вероятно, что в один момент жизни он примет теорию Хаббарда о том, что к созданию человечества был причастен Инопланетный Властелин Ксену. Ребенок не станет отрицать такого поворота событий, ведь с детства ему говорили, что Хаббард чуть ли не Бог во плоти человека.

Размышляя о светлом будущем детей саентологов, я заметил, что две незнакомые мне девушки указали пальцем в мою сторону. Я решил, что пора покинуть данное мероприятие. После еще пяти минут я направился к выходу, где меня уже ждали. Одни и те же вопросы о том, как я попал сюда и кто за меня вписался. Как я уже говорил, с глазу на глаз они не разговаривают, так что к беседе подключилась еще пара человек. Я снова достал свою палочку-выручалочку, ту самую книгу, и был сразу же оправдан. В эти пару дней я не расставался с книжкой, ведь она служила мне входным билетом.

Секта не опасна какими-либо тайными ритуалами, тут нет жертвоприношений. Современная, направленная на заработок денег структура. Я не увидел знаменитых или богатых людей в рядах. Возможно, они просто не афишируют свою принадлежность к этой организации. Да и рядовые члены не особо чествуют свою принадлежность к саентологии в обществе. Хотя их круг общения состоит из таких же последователей учения Хаббарда. Это происходит из-за нетерпимости к критике, а всех неверующих личностей, которое подавляют их рвение к знаниям ждет disconnectполное исключение из круга общения. Я склоняюсь к тому, что правильнее называть саентологию хорошей бизнес-идеей, пирамидой (если хотите). В опасности ваши кошельки, время и возможность отличать фикцию от правды.

Замашки сектанта

Почему же вы стали немного сектантом? Тоталитарные курсы, основанные на саентологии, предполагают максимальное понимание каждого слова. Поэтому, читая притчи Хаббарда, последователи проясняют каждое неизвестное слово в словаре. А потом специально обученный человек поверяет учащихся на понимание прочитанного материала. Таким методом пользуются некоторые бизнес тренинги у нас и заграницей.

Хочу предупредить, что информацию про такой способ обучения на тренингах не удалось подтвердить у трех независимых источников. Но я полностью склонен доверять своему.

И снова здравствуйте!

Пару недель спустя раздался звонок. Говорить мне было не очень удобно. Но у меня есть привычка поднимать незнакомые номера – от нее пора бы отказаться. Вам удобно говорить? Попросил перезвонить позже. Но обратной связи больше не было. Спустя еще пару недель я гулял по Панфилова и мне дали листовку с приглашением посмотреть фильм. Заманчиво – люблю кино (рис. 5). Но чрезмерный энтузиазм был немного сомнительным. Смотрю на листовку и нахожу в левом нижнем углу знакомый адрес. Мой смех. Недоумевающее лицо женщины. И мои друзья с вопросами о том, что случилось. Они просто еще не в курсе, что однажды я был на волоске от того, чтобы тоже стать саентологом.

А вот и пару интересных вещей напоследок:

рис. 1 транскрипт Хаббарда
рис. 2 книга, которая открыла мне дверь в саентологию
рис. 3 результаты теста
рис. 4 брошюрка (как будто прямиком из девяностых)
рис. 5 билет, который мне дали на Панфилова

Эти книги я нашел в юношеской библиотеке им. Жамбыла. Книги стояли на стенде с иностранной литературой.

Итог

Я до сих пор считаю себя небольшим экспертом в области саентологии. Но последователем, к счастью или сожалению, я не стал (и почему так вышло – уже совсем другая история). Во мне был какой-то спортивный интерес. Я рассматривал саентологию под разными углами и пытался оставаться объективным. Этот материал я готовил довольно-таки долго, столько же сомнений у меня было по поводу его публикации. Целый мир, у которого свои правила, какими бы дикими они ни были. Вселенная, созданная Хаббардом, напомнила мне любимые истории про Средиземье, хоббитов и бессмертных эльфов. С одной лишь разницей – мир Толкина так и остался жить на страницах книг, а мир Хаббарда стал для кого-то настоящим. Каждый человек сам решает во что ему верить, но далеко не каждый может отличить правду от фикции. Так что, держите хвост пистолетом.

п.с.
вот еще пару ссылок для особо заинтересовавшихся:

Один из самых известных случаев разоблачения культа – https://youtu.be/R6oYaMtJln0

Том Круз и его саентологическая награда –
https://youtu.be/uTKxtMGcvAY