September 13, 2021

Я студент и хочу проголосовать. Что делать?

Гайд о том, как проголосовать студентам даже со временной регистрацией.

Это мишка, наполненный бюллетенями тех, кому всё равно

Привет!

Я знаю, что студенты из общежитий часто сталкиваются с трудностями при голосовании: какой-то «Мобильный избиратель», временная регистрация, прописка, куча законов — ничего непонятно. Давайте попробуем разобраться.

Важно: сегодня, 13 сентября, последний день для регистрации тех, кто хочет проголосовать по месту пребывания, т.е. для большинства студентов. Поэтому, пожалуйста, займитесь оформлением сразу же после прочтения.

Заселившись в общежитие студент получает временную регистрацию — отдельную бумажку, где написан адрес «в дополнение» к прописке в паспорте. Как правило, этот документ нигде не используется, но выборы — исключение.

Вот небольшой FAQ по возможным вопросам:

— Как я могу голосовать, будучи студентом из другого города, проживающим в общежитии?

— Если вы получили регистрацию до 18 июня (ты, скорее всего, учащийся старших курсов), то нужно зайти в приложение «Госуслуги» и выбрать удобный участок. Для этого необходимо проскроллить вниз, ткнуть на «Мои выборы» и заполнить простую форму.

— Я первокурсник. Могу ли я голосовать?

— Да. Если до сегодняшнего вечера (13 сентября, 20:00) подашь заявление о голосовании по месту фактического пребывания.

— За кого мне можно будет проголосовать?

— В Томской области выбирают депутатов областной думы, а по всей России — Госдумы. В каждом из парламентов, в идеале, можно проголосовать за партийный список (просто за партию, места распределяются по процентом) и за конкретных кандидатов.

1) Если твоя временная регистрация сделана до 18 июня, то необходимо зайти в «Госуслуги» и внизу также выбрать удобный участок для голосования по кнопке «Мои выборы». Тогда на участке вам дадут два бюллетеня: за партсписки в Госдуму и за отдельного кандидата в Госдуму.

2) Если ты первокурсник и регистрацию получил позже — также заполняешь форму в «Моих выборах», но тогда получится проголосовать только за партсписок в Госдуму.

3) Если у тебя нет регистрации по месту жительства (в паспорте, так бывает), но есть регистрация в общежитии, сделанная до 18 июня — можно будет проголосовать за партсписок в Госдуму, в облдуму и за отдельных кандидатов.

— Меня принуждают голосовать и сгоняют с общежитий. Угрожают выселением — что делать?

— Забить. Проработав расселителем около четырёх лет, я могу сказать, что выселить человека (да ещё и за выборы!) — это не просто. Кроме того, за несколько лет своей деятельности и наблюдения за университетской и студенческой средой могу сказать, что никого (как мне известно) из общежития не выселили за такое. Если просят проголосовать за конкретного кандидата — тем более. У нас же тайна голосования и контроля нет абсолютно никакого.

— Всё ещё ничего не понял, но очень хочу проголосовать. Куда мне обратиться?

— Можешь написать в ЛС мне, и разберёмся вместе. Наш режим можно охарактеризовать как электоральный авторитаризм и всё сделано для того, чтобы никто на выборы не приходил — не смог и не хотел. Все законы — очень многослойны и абсолютно нечитабельны. Поэтому пиши, не стесняйся.

Ниже прикладываю небольшую инфографику (это же так называется?) о том, как же всё-таки можно проголосовать.

Напоминаю: сегодня, 13 сентября, последний день для оформления на участке по месту пребывания. Поэтому сделайте, пожалуйста, как только увидите эту статью.

Подписывайтесь на мой телеграм-канал: «Улица Бархатная».

И на паблик автора карикатур — Игоря Полякова. Он делает круто!

А ещё спасибо движению в защиту прав избирателей «Голос» (власти считают иноагентом) за консультации и отличные разъяснения.