August 1, 2023

Репей стелется - Багринцев Евгений -- хоровод Афанасьевского района Кировской области (Север)

Друзья, сегодня начался наш марафон по Афанасьевским хороводам Кировской области.
Прописывал сейчас голоса 15 куплетов. Красивый напев, то сходятся голоса, то расходятся.
Как много вопросов… Как же пели на этой территории в начале 20 века? Ведь это север. Может быть пели сильно выше? Или был тонкой подголосок? Или большое количество мелизмов? А как пели мужчины?… Только ранние записи могли бы открыть нам эти тайны — но пока я их не слышал.

Мне нравятся местные сюжеты. Они одновременно и простые, и глубокие, некоторые — мистические.

Что могу сказать про запись самого себя и пение под себя — это всегда сложно.
Когда пытаешься в наушниках спеть под один голос другой, следишь за фразой и дыханием, моментально вылетает из головы как распевается текст. Иногда доходило до обидного — в середине записи начинал путаться в тексте, в вариантах, приходилось останавливаться и начинать сначала, ведь в acapella нельза потом редактировать и убирать что-то внутри записи.
Вот так вот и поешь одну песни несколько часов.
А как часто бывает, замечал это еще по работе на студии звукозаписи, чем дальше дубль — тем он хуже. Все замыливается. Свежие решения и острота внимания уже потеряны и ты на морально-волевых пытаешься изобразить легкость бытия, красоту и полетность, а не вот это вот всё…

Но я рад это делать вновь и вновь!
Вряд ли традицию Афанасьевского района Кировской области сегодня поют где-то за пределами этого района.
Мы обязаны открывать сундуки, сердца, делиться, извлекать из пыли и забвения шедевры нашего народа, неизвестные страницы.

Я Всех приглашаю присоединиться к этому марафону и познакомиться с пятью прекрасными хороводами — с неизвестной русской музыкой.
Переходи на канал в ТГ -- t.me/...bagrintsev
И пиши в ЛС -- t.me/...ntsev_folk

А вот текст этой песни👇
Как вам образы? Мне очень нравится!

Кировская обл., Афанасьевский р-н, Кытмановский с/с, д. Порубово.

Репей стелятся, расстилается,
Э-ой, дей-ди, да мой репей, ладу молоду.

Уж не быть репью со тыной ровнем,
Э-ой, дей-ди, да мой репей, ладу молоду.

Уж не быть месяцу против солнышкэ,
Э-ой, дей-дей, да мой репей, ладу молоду.

Уж не быть светламу против ясныя,
Э-ой, дей-дей, да мой репей, ладу молоду.

Уж не быть свёкру против батюшки,
Э-ой, дей-ди, да мой репей, ладу молоду.

Уж не быть лихому против родныя,
Э-ой, дей-ди, да мой репей, ладу молоду.

Уж не быть свекровке против матушки,
Э-ой, дей-ди, да мой репей, ладу молоду.

Уж не быть лихой против родныя,
Э-ой, дей-ди, да мой репей, ладу молоду.

Уж не быть деверю против братчика,
Э-ой, дей-ди, да мой репей, ладу молоду.

Уж не быть золовке против сестрицы,
Э-ой, дей-ди, да мой репей, ладу молоду.

Миня батюшко не журит, не бранит,
Дей-ди, да мой репей, ладу моладу.

Не журит, не бранит, по три воли дает,
Дей-ди, да мой репей, ладу моладу.

Уж первая воля скакать да плясать,
Дей-ди, да мой репей, ладу моладу.

Уж другая-та воля са девами гулять,
Дей-ди, да мой репей, ладу моладу.

Уж третья-та воля разгуливати,
Дей-ди, да мой репей, ладу моладу.… еще