February 18, 2019

Фишки из моих публичных выступлений, как не помереть на сцене от волнения

Первые мои выступления на сцене были ещё в школе. Я играл в смешных сценках, что-то типа КВН. В универе я продолжил кривляться на сцене в том же формате КВНа, но пользы от этого было не много.

Своё первое серьезное выступление я провёл в институте, рассказав на аудиторию в 40 человек о здоровом питании. Я тогда увлекался этой темой.

Было волнительно и с этим мне до сих пор приходится работать — с волнением.

Что делать с волнением

Каждый раз выходя на сцену, я испытываю страх провала. Мне кажется, что я могу забыть текст, растеряться и выступление полетит к чертям. Страх не становится меньше от раза к разу. Я испытываю его всегда перед выходом на сцену. Учащается пульс, потеют ладошки и всё такое.

Но я выработал фишки, которые помогают избавится от страха в течение 1-2 минут с начала выступления. Фишка номер раз — это рассказать историю. Люди любят истории и когда они слышат их, они как зомбированные начинают внимательно тебя слушать и дистанция с аудиторией сокращается.

История может быть о чём угодно. Можно рассказать, как ты готовился к выступлению и кот сожрал твой сценарий. Можно поделится историей из детства о том, как ты выступал перед гостями, залезая на обеденный стол и т.д. Истории есть у каждого, нужно только сделать так, чтобы эта история была в тему.

Фишка номер два — это шутка. Если сказать какую-то глупую шутку в самом начале выступления, можно не переживать за дальнейший ход событий. Выхода тут всего два: либо шутка зайдёт и аудитория расслабится и начнёт внимательно слушать, либо шутка не зайдёт и большего провала можно не боятся 😅

Внимание аудитории

Капец как важно держать внимание аудитории. Если 10 минут говорить об одном и том же с интонацией умирающего человека, аудитория устанет и не будет слушать дальше. Индикатор скуки — это зевки в зале. Если кто-то зевнул, нужно срочно что-то делать для привлечения внимания. Например, кинуть стул в зевнувшего человека.

Сейчас ещё очень хороший показатель — смартфоны. Если кто-то достал смартфон, значит слушатель заскучал. У меня есть несколько классных техник, как управлять вниманием аудитории — это интонации, паузы и интерактив.

Интонации

Если говорить то тихо, то громко, то медленно, то быстро — можно управлять вниманием слушателей и удерживать его в течение 40 минут. Дальше уже сложнее и нужно использовать другие техники по управлению вниманием. Ещё стопудовый вариант — это смеяться или много улыбаться во время выступления, но не потому что "надо". Желательно создать себе такое настроение, при котором улыбка сама появляется на лице во время выступления. Ну а посмеяться и быстро снять напряжение помогает анекдот, смешная история или просто шутка. Зрители расслабляются в этот момент и можно занять их внимание ещё минут на 10-15.

Паузы

Вот это самая важная штука по управлению вниманием, потому стоит только замолчать на 7-10 секунд и тут же всё внимание зрителей устремляется на спикера. Иногда я специально замолкаю, чтобы обратить на себя внимание. Очень странный эффект, ты вроде бы молчишь, но звенящая тишина делает своё дело, и тебя готовы слушать ещё минут 15-20.

Можно замолчать и уставиться на человека, который залипает в смартфоне. Он сгорит со стыда, потому что прервал лекцию такой глупостью, а все остальные сразу поймут, что в гаджеты лучше не залипать. Однажды я вообще спрыгнул со сцены и подошел к тому зрителю, который залипал в айфоне. Подошёл и молча смотрел на него. Было понятно, зачем я это сделал. Ему стало неловко, остальные сразу поняли, что со мной лучше не играть в эти игры.

Интерактив

То есть общение с аудиторией. От банального "поднимите руки, у кого такое было", до сложного интерактива с таймером. Разберу как раз пример с таймером. Я нахожу в зрительном зале одного добровольца и договариваюсь с ним вот о чём: он засекает на телефоне промежуток в 10 минут и запускает таймер. Как только время выходит, этот человек должен встать и начать аплодировать. Всех остальных зрителей я предупреждаю, что если этот человек встал и начал хлопать, значит очередной отрезок времени вышел и нужно двигаться к следующей теме. Они должны встать и похлопать в ответ.

Тогда я получаю следующий эффект — я чётко понимаю, сколько времени у меня ещё есть, а сколько уже прошло. Раз в 10 минут мне стоя аплодируют. Люди отдыхают и разминаются каждые 10 минут моего выступления. Все в плюсе 🤘

Что дают публичные выступления

На самом деле, выступая на публике, гораздо проще продавать свои услуги. Если ты выступаешь, а другие люди тебя слушают, все делают вывод, что тебе по умолчанию можно доверять. Ты — эксперт. Не экспертов не пускают на сцену. Вы удивитесь, но это действительно так, многие до сих пор так считают. Срабатывает ментальный триггер.

Некоторые заказчики подходили ко мне после выступлений и узнавали, сколько стоят мои услуги по разработке сайтов и т.д. Однажды после такого выступления я нашёл себе партнёра, который пригласил меня поработать в его стартапе и так происходит почти после каждого выступления.

Умение чётко излагать свои мысли на публику приносит выгоды. Я бы рекомендовал всем, кто хочет иметь неординарные результаты — выступать публично. Да, страшно, но за страхом стоят крутые плюшки.

Ну и ещё: иногда за крутые выступления платят. Да, вам могут заплатить за то, что вы просто говорите со сцены. Ну огонь же 😅

Если статья была полезна, подпишитесь на канал в Telegram