Общество
August 10, 2022

Как работают русские мастера handmade в условиях санкций?

Photo by Pixabay

Этот год стал чёрным для тысяч российских мастеров хендмейда. Многие из них вели продажи через виртуальные магазины на популярном американском сайте Etsy. У пользователей из России и раньше были проблемы с этой платформой, но март 2022-го поставил финальную точку. Руководство площадки заблокировало все действующие аккаунты россиян. От привычного источника дохода оказались отрезаны около 45 тысяч человек. Основной причиной блокировки называют уход из РФ платежной системы PayPal. Также мастера лишились Instagram — еще одной популярной площадки, с помощью которой они много лет вели торговлю по всему миру.

Пока тролли Рунета злорадно посылают работать на заводы лишившихся дохода блогеров, ремесленники пытаются отстроить новые схемы продаж. В их арсенале небольшой выбор։ забытый «Вконтакте», «Ярмарка мастеров», «Яндекс дзен» и телеграмм. О том, как выживает русский хендмейд, расскажем в материале BAZHAN JOURNAL.

Никому не нужны твои кружева!

Эту фразу Наталья слышала практически от каждого, кто узнавал её планах зарабатывать рукоделием. Даже супруг не верил в то, что у неё получится превратить хобби в прибыльное дело.

- Я делаю панно и ловцы снов из кружевных салфеток. Всё началось, когда я была в декретном отпуске. До этого я вообще не увлекалась рукоделием, а была штатным бухгалтером. Мне нравилось. Но потом во мне что-то переключилось. Очень захотелось шить и вязать. Помог Интернет и платные мастер-классы. Я вязала запоем и, мне кажется, одарила поделками всех вокруг. Когда я отдала сына в ясли, я поняла, что не хочу возвращаться на работу. Я хочу продолжать творить, – рассказывает Наталья.

Фото из архива Натальи

За пять лет она открыла магазины на Etsy и в Instagram, наладила сотрудничество с дизайнерскими фирмами и фотостудиями. Через некоторое время доход от рукоделия сравнялся с прежней зарплатой Натальи, а потом и значительно превысил её. Конечно, в основном это было достигнуто за счет иностранных покупателей.

Меня лишили привычного рынка. Внутри России тоже не все гладко. Одна из дизайнеров, с которо й я работала, эмигрировала, другая – поставила бизнес на паузу. Фотостудии терпят убытки. Они не видят оптимистичных перспектив, поэтому приостановили приём заказов. Пока на плаву меня поддерживают несколько свадебных салонов и редкие заказы, которые идут из моего старого паблика во «Вконтакте». Но это не сравнится с тем уровнем, который был раньше.

Знаю, что некоторые мастерицы нашли обходные пути и продолжают работать на Etsy. Например, торгуют через посредников, которые имя зарубежное гражданство, проводят банковские расчеты и регистрируют на себя магазины. Увы, у меня нет такой возможности. Кроме того, доставка посылок в страны ЕС — сейчас очень непростая задача.

Сначала я ещё надеялась на Instagram, но увы! Я рассматривала такую площадку, как Wildberries. Однако мой товар – штучный. Я не могу за неделю сделать десять одинаковых ловцов. Сейчас мне нужно либо менять род деятельности, либо возвращаться на наёмную работу. К этому стрессу прибавляется ужас, который я испытаю от происходящего в Украине. В принципе пока нет желания творить. Кому нужны красивые сны, когда идет война, – говорит мастерица.

Рост цен на материалы — ещё одна проблема. Материалы для одного ловца снов обходились Наталье примерно в тысячу рублей. В себестоимость ещё нужно включить работу, расходы на электричество и прочее. Цена готового изделия на американской платформе составляла от двух с половиной до трёх тысяч рублей. Сейчас трудно даже оценить, сколько будут стоить расходники.

- Стоимость материалов постоянно меняется. Какие-то производители ушли с российского рынка, и я пока не знаю, чем их заменить. Дело в том, что я очень придирчива к качеству материалов. Мои заказчики были готовы за это платить. Я не знаю, что будет теперь. По опыту, россияне редко адекватно оценивают ручной труд. Это значит, что либо я буду работать в убыток, либо иметь мало продаж. В любом случае придётся искать выход. Очень больно и обидно от всего происходящего, - поясняет Наталья.

Маяки, домики и море.

Коренной сибиряк Александр с детства увлекался столярным делом. Мысль о том, чтобы заняться модным направлением driftwood, пришла во время отдыха на море. Жена поддержала эту идею. Она любит рисовать. Так появился небольшой семейный проект.

Фото из архива Алксандра

Супруги долго думали над ассортиментом своих изделий. Они остановили свой выбор на ключницах и декоративных маяках, потом они стали делать интерьерные полки и домики. Поиск своей ниши они начинали с участия в обычных ремесленных ярмарках. Когда Александр прошел курсы по продвижению в Instagram и Etsy, появились первые зарубежные заказы. Большая часть из них поступала из Великобритании и Германии.

Со временем, благодаря покупке станка для лазерной резки, линейка товаров расширилась поделками по индивидуальным запросам. Кроме того, изделия брали на реализацию небольшие российские магазины и мастерские. Но с марта 2022 года доход Александра стал снижаться и сейчас упал примерно на 80 процентов.

- Из постоянных клиентов осталась только одна русская мастерская, для которой я вырезаю фанерные заготовки. То есть пока я ещё работаю. Есть материал. Но я не испытываю иллюзий. Думаю, что дело, которому я отдал несколько лет жизни, нужно ставить на паузу.

Выйти на достойный уровень заработка было сложной задачей. Я смог этого добиться. Но это удалось сделать исключительно благодаря заказам со всего мира. Сейчас я совершенно не представляю, как выходить в новую реальность. Для меня сейчас нет смысла оставаться в Instagram. VPN не помогает, потому что реклама не работает, ведь многие клиенты ушли. Я их понимаю. Проблемы с логистикой, с переводами денег. Это просто невозможно решить за пять минут. В прошлые выходные я участвовал в ярмарке народных промыслов. Это даже смешно. Люди не готовы платить за мои работы те деньги, которые я привык получать. И даже дело не в том, к чему я привык. Растут цены на все: на дерево, кисти, краски, лаки, фурнитуру. Станок у меня хоть и китайский, но для него нужны запчасти американского производства. Плюс сама работа. Я же занимаюсь миниатюрами. У нас семейное производство. Жена красит, я пилю, собираю. Были планы на расширение. Мы хотели запустить линейку конструкторов, поменять упаковку, поработать над оформлением бренда. Сейчас я не вижу смысла этим заниматься. Для торговли на российских маркетплейсах на этот товар нужно делать сертификат. До февраля я был готов вложить в это деньги, но сейчас — нет. В данный момент мы рассматриваем еще одну площадку. Это азиатская платформа Pinkoi, аналог Etsy. Жена занимается оформлением, изучает ниши. Есть вариант продвигаться там. А я пока готовлюсь возвращаться в наёмную работу. Других выходов я не вижу. Мне надо содержать семью.

Санкции — это не просто какое-то иностранное слово. Многие люди не понимают, что так или иначе они ударят по каждому. Впрочем, люди и не должны это понимать. Об этом в первую очередь должно было думать государство. Недавно читал злорадные комментарии соотечественников по поводу закрытия Instagram, отключения монетизации на YouTube. Радуются, говорят: идите теперь все халявщики, на заводы работать. Вот я бы с радостью пошел. Только где теперь взять заводы? Заводов, господа, на всех не хватит! Хочется жить честно, трудиться, воспитывать детей, заниматься созиданием, делать мир вокруг себя лучше. Где это все? Почему мы вечно живем на пороховой бочке? Зачем это все тогда вообще? - говорит Александр.

Мастер-класс через посредника.

Светлана – дизайнер. Она занимается разработкой и продажей англоязычных мастер-классов по вязанию сумок и плетению аксессуаров из бисера. Иностранцы – основные потребители ее продуктов. Закрытие русских аккаунтов на Etsy стало для нее неожиданным и очень неприятным сюрпризом. Она могла остаться без основного источника дохода.

Фото из архива Светланы

- По большому счету, мой небольшой бизнес не требует огромных вложений. На первых порах, конечно, мне пришлось потратиться. Например, для того, чтобы продавать, мне был нужен хороший визуал. Это касается не только готового продукта, но и всех этапов его изготовления. У меня есть два типа мастер-классов – видео и фото форматы. Сейчас возникли сложности в продвижении и проведении оплаты. Я осталась на Etsy. Я перепродаю свой товар другим людям. С выводом денег я разобралась благодаря заграничным друзьям и родне. Но в любом случае это очень неудобно, приходится платить проценты посредникам. Сейчас мы с супругом планируем переезжать в Германию. Если бы я оставалась в России, пришлось бы искать какие-то другие пути. Продавать такие мастер-классы, как у меня, внутри страны можно, но это мало прибыльно. Тем более, когда я только начинала этим заниматься, случалось, что человек покупал мой продукт, а потом выкладывал его в свободный доступ или присваивал авторство, продавал от своего имени. Может быть, сейчас что-то изменилось, не знаю, но желания пробовать у меня нет. Искренне сочувствую мастерицам, которые сейчас остались у разбитого корыта. Надеюсь, что они смогут перейти на другой формат работы и найти своих покупателей.

Деньги на узелках.

Мария занимается макраме. Раньше продавала свои изделия, но теперь редко берёт заказы. Основной её заработок — мастер-классы по плетению подвесных кресел, качелей, колыбелек.

У нас, можно сказать, семейный подряд. Я разрабатываю дизайн, снимаю процесс, оформляю описание и занимаюсь продвижением. Супруг делает кольца и крепления. Это очень удобно. Дело в том, что для изготовления подвесного кресла или качелей нужны специальные обручи. Один или два в зависимости от модели. Вы не купите их в обычном магазине. Их сваривают из железной трубы определенного диаметра. Такое можно сделать либо самим, либо на заказ. Так что у нас все в комплексе. По желанию покупательницы, она получает не только подробное описание, как сплести кресло и где купить для него шнуры, но и полный комплект колец и креплений.

Мария всегда работала внутри страны. Главной ее площадкой был и пока остается пока Instagram.

- После блокировки инсты, я завела телеграмм, но пока я в нем не работаю. Минус в том, что у меня обычно разовые продажи. Кресла не салфетки, то есть человек купил один мастер-класс, сделал вещь и все. Поэтому продвижение было для меня мне крайне важно. Сейчас — сами понимаете. Но пока клиенты есть, хотя и меньше.

Проблема в другом. Фирма, у которой я покупала шнуры, и которую рекомендовала заказчицам, сокращает ассортимент. Я не вникала в их технологию, но, как мне пояснили, у них заканчивается сырье. Например, они вынуждены отказаться от некоторых цветовых решений. Цены тоже ощутимо выросли. Я же пока не поднимаю цену своих мастер-классов.

Мне в этом плане спокойнее, чем многим другим мастерицам. Кресла не единственный мой доход. Я могу себе позволить особо не переживать по этому поводу. Но, конечно же, очень обидно терять дело, в которое вложено немало сил и средств. Подруга занимается плетением ковров. Вот на ней санкции и война отразились очень сильно. Заказов практически нет. Товар у нее тоже штучный и достаточно дорогой. Она связывает падение продаж не только с блокировкой инстраграм или других площадок, но и с тем, что в целом, люди стали экономить, ведь сейчас большинству не до украшения интерьера.

Икею не заменим.

Ольга Скорнякова много лет занималась пошивом детского постельного белья и игрушек. Затем переключилась на изготовление свечей, а после – на изделия из эпоксидной смолы. Пару лет назад она поняла, что хочет делиться опытом, накопленным за годы работы. Так она стала коучем по продажам и продвижению хендмейд товаров. Война внесла серьезные коррективы и в ее бизнес.

На март у меня были анонсированы и уже частично проданы новые курсы по продвижению в Instagram и на Etsy. За последний курс пришлось в срочном порядке возвращать деньги. Были схемы, как реанимировать и даже заново открыть магазин на этой платформе, но получалось незаконно и очень затратно, к тому же процесс требует определенных знаний. В общем, от этой идеи я отказалась, и курсы пришлось свернуть.

По Instagram я провела последние вебинары и продолжать эту деятельность пока не планирую. Да, работать на этой площадке можно и дальше, но если у мастера уже есть давно действующий аккаунт и остались подписчики, постоянная аудитория. А вот заводить новую страничку, если вы планируете оставаться в России, нет смысла.

Сейчас мы с клиентами осваиваем платформы для продвижения внутри страны. Выбор небольшой, но он есть. Опускать руки я не советую. Объективно работать можно. Доходы? Если вы торговали на иностранную аудиторию, то прежним ваш заработок уже не будет. В остальном все зависит от товара и квалификации мастера. Хорошие вещи будут покупать, но вот по какой цене - уже вопрос. Выбор поставщиков сузился, расходы на производство выросли. Пока не понятно, какой процент россиян сохранит покупательскую способность если уж не на прежней уровне, то хотя бы приближенную к ней.

Отдельным мастерам рекомендую сейчас присмотреться к маркетплейсам. Там, конечно, есть свои фишки, которые мы подробно разбираем на соответствующем курсе, но это подходит далеко не всем. Я честно предупреждаю об этом своих. Какое будущее у маркетплейсов? Не знаю, но надеюсь, что с ними ничего не случится.

Отчаиваться в любом случае не стоит. Даже в советское время мастерицы были востребованы. Нужно строго подходить к нишам, следить за тенденциями, ну и критично относиться к себе и к своему продукту. Без этого теперь никак, потому что конкуренция на рынке мастеров внутри страны теперь большая.

Не буду никого тешить надеждой на то, что ниши освободились после ухода компаний. Сможет ли обычный мастер заменить, например, Икею? Не думаю. По качеству – вероятно. По цене и объемам – однозначно нет.

Автор: Евгения Петрова

Главный редактор: Илья Бажан

Редактор: Елена Татузова


Свободное СМИ.

Создаётся силами эмигрантов и беженцев из России, Украины и Беларуси.

Мы работаем благодаря поддержке наших подписчиков и зрителей.


Поддержать наше СМИ:

Boosty (если вы в России): https://boosty.to/bazhanjournal

Patreon (если вы не в России): https://www.patreon.com/bazhanjournal

В рублях на карту: 4274 3200 7214 0646

В долларах или драмах на карту: 4454 3000 0342 6639

В криптовалютах:

BTC: bc1q307hkkvfke5jqxda43u0enev5y9mexhhcnvnj5

ETH: 0xd892ee7beBDa5e9785813E5133079EE26A586A0B

BNB (BNB): bnb1k3jw935twdmjmjvd82qf5xvnz874j9dzzm2yl8

USDT (ERC20): 0xd892ee7beBDa5e9785813E5133079EE26A586A0B

USDT (TRC20): TSyKpRfXhGjAEqZhEwjzPq5vYAV1JTqQ55

USDT (BEP20): 0xd892ee7beBDa5e9785813E5133079EE26A586A0B

Start Chain (BNB): 0xd892ee7beBDa5e9785813E5133079EE26A586A0B

DOGE: DLQWVDruBT77fzHThDa1K1b2icXdtj9Hwk

TONCOIN (BEP20): 0xd892ee7beBDa5e9785813E5133079EE26A586A0B


Наши соцсети:

YouTube

Telegram BAZHAN JOURNAL

Telegram BAZHAN JOURNAL Novosti

Instagram

TikTok

Twitter

Facebook