July 25

Ему полагается награда по закону

Рав Шломо Левинштейн

«Поэтому скажи (им): "Я заключаю с Пинхасом Мой союз мира"» (25:12)

«Сказал Всевышний: "Ему (Пинхасу) полагается награда по закону"» (Бемидбар раба, 21:1)

Эти слова Мидраша требуют объяснения: почему, собственно, Пинхасу полагается награда по закону? Да и вообще, есть известное правило: "Награда за заповедь – в Будущем мире" (Кидушин, 39б). Как же можно сказать, что Пинхас был достоин награды, и "ему полагается награда по закону"?

Более того, говорят мудрецы в Мидраше Танхума (гл. "Эмор", п.10): «Дух святого постижения восклицает: "Кто опередит Меня в награде?" (Иов, 41:3). Кто прославлял Меня прежде, чем Я дал ему душу? Кто делал передо Мной брит мила прежде, чем Я дал ему мальчика? Кто плел передо Мной цицит прежде, чем Я дал ему талит? Кто делал передо Мной ограду на крыше прежде, чем Я дал ему крышу? Кто устанавливал мезузу прежде, чем Я дал ему дом?» Другими слова, ты не имеешь права просить награду за исполнение заповедей, поскольку, если бы Всевышний по Своему милосердию не дал тебе жизнь, детей, дом и т.п. – у тебя не было бы условий, позволяющих тебе выполнять заповеди.

Если так, чем отличается поступок Пинхаса от всех остальных добрых деяний и заповедей, которые делают другие люди? Почему ему-таки полагается награда?

Магид из Дубно объясняет это следующей притчей: жил-был один парень, у которого не было ни крыши над головой, ни пропитания. Однажды ему встретился один добрый человек, который пожалел его. "Послушай, - сказал он юноше, - у меня есть большой магазин, и если ты хочешь помогать мне в работе – я дам тебе в награду место спать и хорошую еду. Так ты не будешь голодать и спать на улице". Юноша, конечно же, согласился на это предложение. Хозяин давал ему различные поручения, и он выполнял их наилучшим образом. Хозяин увидел, что юноша работает преданно и разбирается в делах, и принял его на постоянную работу. Так он продолжал верно служить своему хозяину, а взамен получал еду и спал в углу магазина.

Наступил праздник Пурим. Хозяин с семьей только приступили к пуримской трапезе. Работник тоже сидел за столом своего хозяина. Вдруг пришел какой-то человек и пожелал купить товар. Хозяин ответил: "Сегодня Пурим, и магазин закрыт. Приходите завтра". Покупатель сказал, что товар ему нужен срочно, он хочет купить большое количество и готов заплатить больше, чем обычно. Однако хозяин не уступил: "Сейчас я сижу за пуримской трапезой и не могу вам ничего продать". Когда юноша услышал все это, он обратился к хозяину и сказал: "Прошу прощения, что я вмешиваюсь. Но мне кажется, что жаль упускать такую выгодную сделку. Давайте вы продолжите трапезу, а я пойду в магазин и продам ему необходимый товар". Хозяин взглянул на него: "Смотри, но ты пропустишь трапезу!" – "Ну, так что? – ответил юноша, - Я рад помочь своему хозяину совершить эту сделку!"

Хозяин дал ему ключи от магазина, работник вместе с покупателем отправился туда, покупатель получил все, что желал, и заплатил хорошую сумму.

На следующий день хозяин подошел к работнику и дал ему большую пачку денег. Тот невероятно удивился, а хозяин объяснил: "Я подсчитал, сколько времени ты работаешь у меня, и какую месячную зарплату я собирался тебе платить. Так что эта сумма – твоя зарплата с того времени, как ты начал у меня работать и до сегодняшнего дня!" Юноша ответил: "Я от всего сердца благодарен вам, хозяин за вашу щедрость. Но ведь мы изначально договорились, что моей зарплатой будут лишь еда и место для сна".

"Понимаешь, - объяснил хозяин, - все время, когда было основание считать, что еда, которую ты получаешь от меня, является причиной твоей преданности и хорошей работы, еда действительно была подходящей зарплатой: тебе нужна еда и за нее ты работаешь – так ты и получаешь ее в качестве зарплаты. Но теперь выяснилось, что ты верен мне по-настоящему, а не из-за еды: ведь из-за преданности мне ты отказался от роскошной пуримской трапезы. Поскольку своим поступком ты доказал мне, что еда уже не является для тебя оплатой твоей работы, теперь тебе полагается настоящая зарплата".

Идея этой истории – "Кто опередит Меня в награде?" – Всевышний дает человеку жизнь, поэтому Он больше ничем ему не обязан. "То, что ты жив – это уже сама по себе достаточная наград", - говорит Он.

Однако Пинхас отличается от остальных людей, поскольку его поступок демонстрирует, что Он предан Всевышнему не из-за жизни, которую Он дал ему, ведь Пинхас готов пожертвовать своей жизнью ради Него. Если так – жизнь уже не может считаться для него достаточной наградой, он должен получить настоящую награду. Поэтому "ему полагается награда по закону".

Бен Иш Хай приводит в иллюстрацию этой идеи следующий пример: один царь отправился в путь в окружении своих воинов-охранников. По пути на них напали враги, но воины доблестно отбили нападение и спасли царя. В другой раз царь отправился на охоту и взял с собой лишь юношу-повара. Посреди охоты на царя неожиданно напали враги. Юноша самоотверженно сражался с ними и спас царя. В знак признательности царь подарил ему сто тысяч золотых.

Спросили царя: ведь воины тоже спасли тебя, почему же их ты не наградил? "Очень просто, - ответил царь, - задача воинов – охранять меня, даже рискуя своей жизнью. Они готовы к этому, обучены и хорошо знают свою работу. За это они получают зарплату. Однако этот мальчик не воин, а всего лишь повар, он не умеет воевать. Если он подверг себя опасности, чтобы защитить меня – ему полагается за это приз".

Тора напоминает нам, что Пинхас – внук Аарона-коэна, чтобы подчеркнуть нам: Пинхас, сын коэна и внук коэна, а известно, что коэны не воевали, военное искусство им было совершенно незнакомо. Кроме того, "встал он из общины" – из Санедрина. Он был мудрецом Торы, сидевшим всю жизнь в ешиве, и, разумеется, не умевшим воевать.

Получается, что воевать за честь царя, Царя мира, не было его задачей, и если он, несмотря на это, рискнул жизнью ради Царя – ему полагается награда!

Хатам Софер говорит, что в "Авот де-рабби Натан" (гл.39) рассказывается, что, когда рабби Шимона бен Гамлиэля схватили власти и приговорили к смертной казни, он сидел и размышлял, за что ему послана Свыше такая смерть. Рабби Ишмаэль, его ученик, тоже был приговорен к смертной казни. Он увидел, что учитель сидит и думает, и намекнул ему: "Рабби, Вы желаете, чтобы я что-то вам сказал?" – "Говори", - ответил рабби Шимон. "Рабби, - осторожно сказал рабби Ишмаэль, - когда Вы сидели на Храмовой горе и преподавали Тору, а весь народ Израиля сидел перед Вами и слушал, возможно, вы ощутили некое довольство собой? Заха даатха – "Ты меня утешил!" – ответил рабби Шимон. Другими словами – ты прав!

Человек может потерять всю награду за выполненную заповедь, в случае, если он ощутил гордость или самодовольство от этого, даже если изначально он выполнял ее ради Небес!

А Пинхас, даже когда выполнил эту великую заповедь – никакой гордости не ощутил, поскольку другие колена позорили его и желали даже отлучить его от общины. Так что "ему полагается награда" – он не упустил ее из-за гордости.

Рав Ицхак Шломо Унгер объясняет эту мысль по-другому: почему сказано, что награду получают в Будущем мире? Поскольку "зарплату наемному работнику платят только в конце" (см. Бава Меция, 65а). Наемный работник, выполняющий работу для хозяина, не получает зарплату во время работы, а только по ее завершению.

Так и еврей, выполняющий заповеди Творца, никогда не приходит к "окончанию работы". Почему? Потому, что он все время опасается, что не выполнил заповедь в совершенстве, и поэтому стремится в сердце выполнить ее еще раз, чтобы у него была возможность духовно подняться и выполнить ее на более высоком уровне. А когда он удостаивается выполнить ее заново, он и в этот раз чувствует, что есть еще что улучшать и добавлять, и так далее. Пока не приходит его последний день, и он не покидает этот мир. Тогда это считается "завершением работы", и приходит время получить награду за его заповеди и добрые дела.

Однако поступок Пинхаса был другим. Он увидел отвратительную распущенность, появившуюся в народе Израиля, в нем проснулся дух ревности за Творца, и он встал и сделал дело, чтобы уничтожить эту "заразу" и освятил Имя Всевышнего своим действием. Подобная заповедь – такого типа, когда ее выполнение сразу считается "завершением работы", поскольку очевидно, что выполнивший ее не ожидает, что ему когда-либо представится возможность снова ее выполнить. Поэтому о нем и сказано "ему полагается награда по закону".

Рав Хаим Каневский объясняет слова Мидраша и таким образом: в трактате "Кидушин" (конец 1 гл.) говорится, что за заповеди из сферы "между человеком и Творцом" Всевышний дает награду только в Будущем мире, а за заповеди из сферы отношений между людьми основную награду Всевышний дает в Будущем мире, но "плоды" человек "вкушает" уже и в этом мире.

Давайте подумаем: к какой сфере относится поступок Пинхаса? На первый взгляд – к сфере "между человеком и Творцом". Это верно, но эта была заповедь и в сфере "между людьми", ведь сказано, что в заслугу поступка Пинхаса "Я не излил гнев Свой на сынов Израиля". Так что "плоды" Пинхасу полагаются уже и в этом мире!

Перевод: г-жа Л. Шухман

Photo by Giorgio Trovato on Unsplash