July 28

Законы добрых деяний

Рав Шломо Левинштейн

"Сыны Гада, по семействам: от Цфона – семейство Цфони, от Хаги – семейство Хаги, от Шуни – семейство Шуни" (26:15)

В трактате "Шаббат" (104а) наши мудрецы объясняют смысл букв еврейского алфавита: "Алеф-бет – але́ф бина (научи уму-разуму), гимель-далет – гмоль далим (помогай обездоленным)… hей вав – буквы Имени Творца, заин-хет, тет-йуд, каф-ламед – если ты будешь так поступать, Всевышний будет питать (зан) тебя, оказывать тебе милость (хан) и добро (тов), даст тебе наследие (еруша) и украсит тебя короной (кетер) в Будущем мире (ле-олам аба)".

Возникает вопрос: почему мудрецы постановили, что вначале следует "обучиться разуму", и только потом помогать другим? Ответ в том, что без алеф-бет, без нашей святой Торы, нельзя невозможно знать, в чем смысл гимель-далет, невозможно помогать бедным таким образом, как этого желает Тора. Ведь помощь другим следует оказывать определенным способом, обращая внимание на некоторые важные моменты.

Поскольку этот стих в нашей главе начинается со слов "сыны Гада", автор "Маор ва-шемеш" находит в нем намеки Торы на законы хеседа и добрых дел. Первый намек – "от Цфона – семейство Цфони". Слово цфон происходит от слова цафун – скрытый, тайный. Заповедь цдаки следует выполнять втайне, скрыто, чтобы как можно меньше людей знали об этом. Так повышается ценность заповеди, и, соответственно, награда за нее.

Следующая история продемонстрирует нам, насколько Всевышний заботится "заплатить" награду за заповедь цдаки, о которой знает только сам человек и Он, благословенный:

Однажды один бизнесмен (назовем его Реувен) обратился к своему другу (Шимону) и пристыженно попросил его оказать ему огромную услугу и дать ему ссуду в несколько сотен тысяч шекелей. Увидев удивленное лицо Шимона, он объяснил, что попал в тяжелую ситуацию, и ему нужна срочная помощь – а иначе весь его бизнес рухнет, и ему придется объявлять о банкротстве. "У меня есть деньги, - сказал Шимон, - я готов тебе одолжить, но… у тебя есть гаранты?" – "Гаранты? – вздохнул Реувен, - Если бы у меня были гаранты, мне не нужны были бы твои деньги!" – "Почему?" – "Потому, что если кто-нибудь узнает, что мне нужна такая большая ссуда – все пропало! Сразу пойдут слухи, что я разорился, и никто не захочет иметь со мной дело. Так что все это должно оставаться в тайне!" – "Ну, все-таки, как ты ожидаешь, что я дам тебе такую сумму без всяких гарантов?" Реувен смутился. Действительно, как он требует такого? В итоге он сказал: "Знаешь, что? У меня есть предложение: пусть Всевышний будет моим гарантом!" Шимон на секунду задумался, а потом ответил: "Хорошо. Всевышнего я принимаю в качестве гаранта".

Через несколько часов деньги были на счету Реувена, а Шимон получил расписку, где было написано: "Я, Реувен, получил от Шимона ссуду на такую-то сумму. Обязуюсь вернуть через три месяца".

Прошло три месяца. Шимон ждал звонка от Реувена, но тот молчал. Тогда Шимон сам позвонил Реувену: "Ну, как дела?" Реувен побледнел так, что это ощущалось и по телефону: "Слушай, я… это…" Шимон решил избавить его от заикания: "Ладно, скажи, когда тебе позвонить". – "Через неделю… дней через десять… - ответил Реувен, - я надеюсь…" Реувен позвонил через неделю, потом – еще через две… и понял, что все пропало. По всей видимости, денег он не увидит.

"Но ведь у меня есть гарант! – подумал Шимон, - И не просто гарант! Гарант, который может все…" Он поднял глаза к небу и сказал: "Владыка мира! Я дал ему ссуду, полагаясь на Тебя, а теперь он не платит. Мне не нужно, чтобы Ты возвращал мне деньги. У меня дома взрослая дочь, которая никак не может выйти замуж. Пожалуйста, пошли мне для нее жениха!"

Через две недели Шимон праздновал помолвку дочери.

Прошло много времени, около года, и вдруг Реувен приходит к Шимону и говорит: "Послушай, тогда ты меня просто спас! Но теперь, слава Б-гу, мой бизнес восстановился, и я могу вернуть тебе деньги".

"Извини, - ответил Шимон, - я не взимаю долг дважды! Твой гарант уже заплатил".

"Что ты такое говоришь? – поразился Реувен, - Что за глупости, я хочу вернуть тебе деньги!"

Однако Шимон не отступал, и Реувен не хотел оставаться в долгу. Дело кончилось тем, что они обратились в раввинский суд. Суд вынес решение, что деньги следует отдать в сельское хозяйство, которое соблюдает шмиту (седьмой год). Тем, кто получил эти деньги и рассказал эту историю, был рав Исраэль Зихерман.

Посмотрите, как велика ценность цдаки, когда ее делают только в присутствии Творца, Который в данном случае был еще и гарантом!

Второй намек о законах цдаки – это "от Хаги – семейство Хаги". Слово хаг означает праздник. А именно – заповедь цдаки следует выполнять радостно и даже празднично, ведь оказывать человеку помощь, делая при этом кислое лицо, уменьшает ценность заповеди. Намек на это мы находим и в Теилим (126:6): "Тот, кто в слезах нес суму с семенами, возвратится с ликованием, нагруженный снопами". Человек, который дает деньги "со слезами", с трудом расставаясь с ними, в награду получит "суму с семенами", т.е. то, что он дал, "посеял", он получит обратно в том же размере. Пожертвовал сто шекелей – получит те же сто обратно.

Если же он "пойдет с ликованием" – если будет делать все радостно, то получит урожай гораздо больший, чем вложил со своей стороны, ведь Всевышний – Тот, Кто "сеет милосердие и выращивает спасение", то есть, тому, кто вложил сотню, Всевышний "выращивает" тысячу, а если он добавит и "посеет" тысячу, Всевышний вырастит ему десять тысяч, и так далее.

Третий намек – "от Шуни – семейство Шуни". Шуни – от слова лишнот, повторять. Цдака – это не одноразовая заповедь, недостаточно, чтобы человек дал цдаку раз в жизни. Он должен давать снова и снова, повторять это доброе дело еще раз и еще раз.

Один глава ешивы как-то обратился к одному богатому человеку с просьбой пожертвовать на ешиву, и тот дал очень приличную сумму. Через год глава ешивы вернулся к нему с надеждой снова получить щедрое пожертвование, но в этот раз тот дал совсем мало. Рав выразил свое удивление, и богач холодно ответил: "В прошлый раз я уже дал немалую сумму, так что мне этого достаточно". Глава ешивы поднял глаза и стал рассматривать дом богача: "Скажите мне, - спросил он, - ваш дом остался таким же, как был в прошлом году? Вы не поменяли диваны? Не обновили спальню? А что насчет нового холодильника? Получается, что дом вы заботитесь обновлять каждый год. Почему же тогда в вопросе пожертвований вы довольствуетесь прошлым годом?"

Сказано в нашей главе (26:54): "Многолюдному (колену) дай больший удел, а малочисленному дай меньший. Пусть каждому (колену) будет дан удел по количеству сосчитанных у него". Мудрецы комментируют, что если человек дает много раз – Всевышний увеличивает его надел в Будущем мире. А тот, кто дает мало – его надел уменьшают Свыше.

Более того – "пусть каждому будет дан удел по количеству сосчитанных". Слово "сосчитанное" (пкудав) означает также "страдания", как сказано в Теилим (89:33): "Я накажу (у-пакадти) их жезлом за преступления и язвами – за их грех". Грехи людей приносят им страдания.

Получается, что человек получит свой удел в Будущем мире в соответствии со своими "сосчитанными" страданиями. А если он желает увеличить свой удел, ему следует увеличить свою помощь другим, и так он удостоится, что Всевышний будет питать его, оказывать ему милость и добро, даст ему наследие и украсит его короной в Будущем мире!

Перевод: г-жа Л. Шухман

Photo by Marek Studzinski on Unsplash