August 21, 2012

Скальдический поход в детский сад.

Обычно я, мягко говоря, скептически отношусь к восторгам по поводу так называемого "детского юмора", вне зависимости от степени оригинальности конкретных экземпляров. И особенно к его коллекционированию. Детей обожаю, три паралелльных жизни бы жил только в их обществе - но не вижу решительно никаких причин выделять их мысли и способы восприятия в какую-то особенную категорию. Есть в этом что-то от анекдотов про прапорщиков и чукчей что ли. Впрочем, на объективность в этом смысле ни разу не претендую, возможно, это не более чем мой какой-то личный баг мироощущения.

Но с неделю примерно назад одна небольшая история врезалась мне в память. И раз она столько там прожила - значит, пожалуй, следует её написать, пусть будет. А дело было так.

Давным-давно в далёком-далёком (но прекрасном) кабаке один мой старинный друг подарил мне на ДР книгу. Снаружи она выглядела вот так:

А изнутри - вот так. Не то, чтобы к тому моменту я никогда не сталкивался со скальдической поэзией, скорее даже - наоборот, был в теме гораздо, гораздо глубже среднестатисического русскоязычного раздолбая-студента. Но вот так удобно собранные в кучку саги, висы, песни и речи попали прямо в тему, что называется. К тому же с комментариями, глоссарием и прочими приятно-полезными ништяками. Другом тем, кстати, был

macabra , прошу жаловать, если что:) 

Помимо простого (гы, попробуйте сами по ссылке пару страниц прочитать:) чтения, с книгой можно было делать самые удивительные вещи. Например, однажды мы сыграли в полярный преферанс на выучить строку "Прорицания Вёльвы" за каждые 5 вистов. Хоть я и выиграл тогда, но и то помню до сих пор как менее удачливые картёжники бубнили на кухне:

Сошлись на судбище,

по лавам сели,

совет держали

все вышние боги:

кому-то должно

карликов сделать

из крови Бримира,

из кости Блаина;

был Мотсогнир сделан

и назван первым

в народе цвергов,

вторым был Дурин,

по слову Дурина

и прочих цвергов

человекоподобных

вылепили из глины:

Нии да Ниди,

Нордри да Судри,

Аустри да Вестри,

Альтиов, Двалин,

Бивёр, Бавёр,

Бёмбур, Нори,

Ан да Анар,

Аи, Мьёдвитнир,

Вейг и Гандальв,

Виндальв и Траин,

Текк и Торин,

Трор, Вит и Лит,

Нар и Нирад

(ныне всех цвергов),

Регин и Радсвинн

(разом поименую),

Фили, Кили,

Фундин, Нали,

Хефти, Вили,

Ханар, Свиор,

Фрар и Хорнбори,

Фрег и Лони,

Аурванг, Яри,

Эйкинскьяльди;

Что, слабо?;) Но сейчас не об этом:) Книгу я как мог берёг и честно перечитывал по зову какой-то специально для этого обученной внутренней штуки. Но однажды-таки поддался на уговоры и выдал, как водится, почитать на пару недель. Несмотря на то, что ехала новая (как мне казалось - временная) хозяйка книги определённо в сторону Питера, оказалась она через какое-то время совершенно в другом месте. Читалось, конечно, но задним-то умом всегда ого как всё просто... Насколько я знаю, сейчас книга доживает где-то на скотном дворе частного домика на окраине Смелы . Не знаю уж толком, город ли это, посёлок или ещё что. Ну, остаётся надеяться, что хоть хрюшки или гуси унаследуют свирепый нрав и склонность к поэзии.

Но всё-таки очень много из книги я запомнил, никуда оно уже не пропадает. И, в частности, довольно забавно переводимую на русский привычку скандинавских богов и героев при случае сразу "сказать вису". Чуть что - сразу Тормод сказал вису или там Сигват сказал вису , да зачастую ещё и не одну. Причём делать это они могут в самый, казалось бы, неподходящий момент. Приплыл какой-нибудь Гимли на чужой берег, видит - враги на него бегут. Вроде как воевать пора, но не тут-то было, сначала: "Тогда Гимли сказал вису..." 

К чему я тут всё это наплёл про книги и висы? Идём мы с Максом в сад на прошлой неделе, уже почти видно, когда ему 5 лет исполнится. Обычная утренняя трепня какая-то ни о чём. И тут вот что (запомнил дословно): "У меня был сон, мы были маленькие все - ты, я и мама. Мы были на Луне. И Луна знала это. И ещё Луна знала где наш дом. Луна нашла дом и открыла нам дверь и мы стали там. Тогда я стал спать и спал, пока вы с мамой не стали большими. И тогда я проснулся и вот теперь тоже расту."

Я аж прям, как бы это сказать поинтеллигентнее, охренел немного:) Никогда вроде сын пока не был склонен к философоствованию. Созрело вот видимо. Чё, любой путь начинается с первого шага. Это тот самый редкий случай, когда совершенно очевидно и уместно - продолжение следует:)