November 19, 2018

Олег Макаров

Это новое издание "Пути торговли" - книги об искусстве продаж, об отношениях, пронизывающих любой бизнес. Книги, составленной из историй об Учителе, постигающем Путь, и его учениках. Книги для всех, кто любит то, чем занимается каждый рабочий день.


ПОЧЕМУ УЧИТЕЛЬ ВСЕ-ТАКИ НАПИСАЛ ЭТУ КНИГУ?

Когда вышла первая книга, ученик спросил Учителя:

— Учитель, ты же говорил, что никогда не напишешь книгу о продажах. Ты говорил, что пока есть что сказать о продажах, не надо писать о них…

Учитель улыбнулся:

— Так в чем твой вопрос?

— Я хотел спросить, почему ты все-таки написал эту книгу.

Учитель задумчиво полистал страницы:

— Разные люди часто спрашивали «что почитать о продажах», но, советуя им любую книгу, приходилось подолгу пояснять, что мне в ней нравится, а что — не очень. Я понял, что проще все-таки написать свою, про которую не нужно будет давать долгих пояснений.

— Но, Учитель, ты говорил, что продажи постоянно развиваются и ты развиваешься вместе с ними. Что книга — это окончательный текст и он замирает после издания…

— Я и сейчас так считаю. Видишь ли, есть те, кто постигает Путь торговли здесь, вместе со мной и с тобой. И есть те, кто находится, может быть, за тысячи миль отсюда. Есть те, кто не может найти достаточно денег, чтобы быть тут с нами. И есть те, кто не может найти достаточно времени на это…

— Но это же отговорки! — удивился Ученик.

— Да, мы с тобой считаем это отговорками, но сами-то люди уверены, что это правда. И, значит, для них это действительно правда. Мы можем, конечно, сказать про них, что они не готовы и все такое, но ведь на самом деле это не нам решать.

Если я могу предоставить кому-то возможность стать сильнее, постичь что-то новое, развиться, вырасти, я должен это делать. Это моя ответственность перед собой и перед миром. А что с полученной возможностью делать — выбор того человека и ответственность тоже его.

— Понятно, — сказал Ученик, — а почему ты указан как переводчик, а автором книги записан не ты, а другой человек?

Учитель улыбнулся:

— Это не другой человек, а выдуманный персонаж. Я решил, что незачем привлекать внимание читателя к себе, пусть лучше оно целиком будет обращено к книге, к тому, что в ней говорится, к тому, о чем говорится. Пусть читающий книгу думает о себе, о своем бизнесе, а не обо мне.

Ученик поблагодарил Учителя.

Однажды к Учителю пришел путник. Он сел за стол напротив Учителя и молча смотрел, как тот читает книгу. Примерно через час гость сказал:

— О Великий Учитель, я шел много месяцев, чтобы встретиться с тобой здесь и задать один лишь вопрос: «Что самое главное в продажах?»

— Мозги, — ответил Учитель.

— Великий Учитель, почему «мозги»? Что ты имеешь в виду? — удивился гость.

— Во-первых, не называй меня великим, — с��азал Учитель. — Велик Путь. А во-вторых, ученики имеют достаточно мозгов, чтобы понимать. Ты не ученик. Если бы ты думал мозгами, а не ногами, не шел бы столько недель. Ты написал бы письмо.

Гость заплакал и ушел.

Через три года Учитель купил в магазине книгу иностранного автора, называвшуюся «Все о продажах», а прочитав ее, рассмеялся: «И ничуть он не изменился!»

Мы немало удивились этой истории. Нам показалось, Учитель очень резко обошелся с незнакомым ему до этого человеком. Но подлинность истории засвидетельствовал Первый Ученик1, который присутствовал как при встрече Учителя с Путником, так и при том, как Учитель купил и прочитал книгу иностранца. Первый Ученик свидетельствовал, более всего рассмешило Учителя то, что в предисловии автор называл себя его последователем.

Однажды к Учителю пришел ученик и сказал:

— Учитель, я уже трижды встретился с покупателем, но он не хочет покупать мой товар.

— Изучай, — ответил Учитель.

Ученик ушел и вернулся через неделю. Он был расстроен:

— Учитель, я изучил все: я знаю, сколько денег и в каких банках на его счетах, я знаю, какие из моих товаров ему действительно нужны, я знаю, сколько точно он сэкономит, покупая их у меня, а не у моего конкурента. Я объяснил ему все это… но он не хочет ничего покупать…

— Кстати, а как зовут его собаку? — спросил Учитель.

Это очень типичная история об Учителе.

Однажды в город, где жил тогда Учитель и работала Школа Пути, приехал известный во многих странах автор книг по продажам и теории торговли.

Ученики спросили Учителя, собирается ли он встретиться с этим автором. На это Учитель ответил:

— Для чего? У нас слишком разные Пути. Он пишет сегодня книги о том, что постиг вчера. Все, что я знаю сегодня, — что постигаю Путь, в котором неизменно единственное: он всегда меняется.

Так Учитель дал понять своим ученикам, что никакая теория и никакая книга не заменит им вечного постижения Пути Торговли.

Косвенным подтверждением того, что Учитель до самой смерти не изменил своего взгляда по этому вопросу, является отсутствие написанных им книг, а также свидетельства множества издателей, которым Учитель в свое время отказывал в ответ на их предложения опубликовать книгу о Пути Торговли одними и теми же словами: «Я к этому еще не готов. И Путь к этому еще не готов»5.

Однажды утром Учитель собрал всех своих учеников и сказал им:

— Чем отличается товар «кирпичи» от товара «навоз»? Дайте один ответ.

Ученики, зная, что Учитель не любит быстрых и глупых ответов, сели в круг и начали совещаться. Они просидели два дня, но так и не пришли к варианту, с которым согласились бы они все.

Тогда Учитель, вопреки обыкновению, решил изменить задание и сказал:

— Хорошо, жду ответа от каждого. Тот, кто ответит правильно, будет дальше учиться бесплатно.

Ученики разошлись по комнате, перестав совещаться. Каждый из них готовил свой единственный ответ, но когда Учитель приказал им говорить, многие ответы оказались одинаковыми.

— Кирпичи покупают для строительства, а навоз для того, чтобы удобрять почву.

На что Учитель ответил:

— Тот, кто выращивает розы, строит красоту…

— Кирпичи твердые, а навоз мягкий.

На что Учитель ответил:

— Высуши навоз.

— Кирпичи стоят дороже навоза.

На что Учитель ответил:

— Продай кирпичи дешевле.

— Кирпичи делает человек, а навоз получается от жизнедеятельности животных.

На что Учитель, улыбнувшись, ответил:

— Любой человек может делать навоз.

— Кирпичи продают по штукам, а навоз — по весу или по объему.

На что Учитель ответил:

— В других странах и кирпичи продают по объему.

Когда высказались все ученики, Учитель сказал:

— Навоз воняет.

Это одна из самых поздних историй об Учителе. Она говорит нам, насколько меняется понимание мира у того, кто постиг Путь. Также из истории можно сделать вывод о том, что никогда не надо усложнять действительно простых вещей. По крайней мере, именно так прокомментировал эту историю Первый Ученик.

Однажды ученик спросил Учителя:

— Учитель, скажи, что мне делать: я прихожу к клиенту, рассказываю о своем товаре, а он говорит, что ему такой товар вовсе не нужен.

— А он ему нужен? — спросил Учитель.

— Да, я в этом уверен! Это очень хороший товар, он нужен всем!

— Докажи, что он нужен мне.

И ученик начал рассказывать о своем товаре. Он говорил довольно долго, но когда закончил, Учитель нахмурился и сказал:

— Все-таки, я не уверен, что мне нужен этот товар. Ученик ушел домой и готовился семь дней. Наконец он пришел к Учителю и попросил разрешения снова рассказать о своем товаре.

Учитель выслушал его краткую речь и сказал:

— Да, мне нужен этот товар, и я на самом деле куплю его у тебя. Вот, возьми деньги. Но что главное ты понял за эту неделю?

— Я понял, что надо готовиться.

— Это один урок, — сказал Учитель, — а второй?

— Второй… что надо говорить короче? …

— Почти так. Чем дольше готовишься, тем короче речь.

Согласно дошедшим до нас свидетельствам, даже быстрые ответы Учителя на мелкие и, казалось бы, незначительные вопросы выглядели так, словно он по несколько дней обдумывал их, тщательно выверяя каждое слово.

Однажды новый ученик спросил Учителя:

— Учитель, я у тебя только неделю, но был удивлен, узнав, что многие учатся в Школе уже более десятка лет. Скажи, неужели для того, чтобы хорошо продавать, действительно необходимо столько учиться?

— Они не учатся продавать, — со смехом ответил Учитель. — Они постигают Путь Торговли.

— А разве это не одно и то же?

— Ты ведь умеешь включать свет в комнате? — спросил Учитель.

— Конечно, — удивился новый ученик.

— А выключать, тоже умеешь?

— Да, но при чем здесь это? — ученик удивился еще больше.

— И именно от тебя зависит, светло в комнате или темно?

— Конечно, — согласился ученик.

Тогда Учитель подошел к окну и раздвинул шторы, а была как раз середина дня.

— Пощелкай выключателем… — улыбнулся он ученику.

Так Учитель объяснил новому ученику, что уметь продавать или учиться продавать и постигать Путь — абсолютно разные вещи.

Однажды ученик спросил Учителя:

— Учитель, скажи, существует ли день, наиболее благоприятный для того, чтобы обращаться с предложением к покупателю?

— День? — удивился Учитель.

— Ну, может быть, день недели или число месяца…

— А-а-а, день недели… — кивнул Учитель. — Да, конечно. Этот день — среда, — и хитро посмотрел на учеников. Те схватили свои тетради и стали записывать сказанное Учителем.

— А ты почему не записываешь? — строго спросил он ученика, который сидел прямо и улыбался, глядя на Учителя.

— Потому что я знаю, что ты скажешь дальше, Учитель.

— И что же? — Учитель, нахмурившись, поднял руку, и все ученики замерли. Тогда ученик, который не записывал, сказал:

— Это также вторник, пятница, суббота, понедельник, четверг и воскресенье.

— Ты прав, — сказал Учитель. — Только я хотел назвать сначала пятницу, а потом вторник. Ученики зашумели, радуясь тому, что их товарищ сказал почти все правильно. А потом один из них спросил:

— Учитель, именно такая последовательность? Учитель внимательно посмотрел на ученика, который дал почти правильный ответ и сделал ему знак рукой:

— Ответь!

— Только один день, — сказал тот. — Этот день — сегодня.

Эта история имеет очень большое значение. Во всяком случае, так считает Первый Ученик, который и был тем, кто не записал слова Учителя, а после дал правильный ответ. Мы добавим лишь, что это одна из немногих историй, в которых на важный для постижения Пути Торговли вопрос отвечает не Учитель, а кто-то другой.

Однажды ученик сказал Учителю:

— Учитель, я придумал много усовершенствований и улучшений для предприятия, в котором работаю, но хозяин не слушает меня.

— Расскажи подробнее.

И ученик рассказал о ситуации, которая сложилась в его фирме. О тех предложениях, которые он пытался донести до своего начальника. О том, как тот, не дослушав его до конца ни разу, прерывал разговор и, сославшись на срочные дела, убегал или уезжал куда-нибудь. О том, как все доклады и письменные предложения возвращались к нему с пометкой: «Напомни в конце года» или «Сейчас не время».

— Все, что ты предлагаешь, звучит разумно, — нахмурился Учитель. — Изложи это на бумаге.

На следующее утро ученик принес Учителю свои предложения, записанные на двадцати листах дорогой и красивой бумаги. Учитель поставил под последним листом свою подпись, и ученик отнес бумаги хозяину, на этот раз уже от имени Учителя.

Вечером он прибежал радостный и сказал, что все предложения приняты с благодарностью, а также положил перед Учителем довольно большую сумму денег, сказав, что это благодарность начальника за мудрые советы.

— Чему ты радуешься? — спросил Учитель. — Ему не нужен ум, ему нужен авторитет. Эта фирма не достойна тебя.

Учитель отдал все деньги ученику и посоветовал организовать свое предприятие.

Несколько странно, но в традициях Пути эту историю принято никак не комментировать. Мы не понимаем, почему это так, но не будем отклоняться от традиций6.

В доме Учителя всегда было очень много книг. Однажды ученик спросил Учителя:

— Учитель, скажи, зачем тебе столько книг о продажах? Учитель улыбнулся:

— Я не видел большинство из тех людей, которые написали эти книги. Я не увижу большинство из них до конца жизни. Однако все вместе они уже открыли для меня очень важную истину.

— Какую? — воскликнул удивленный ученик.

— Пока тебе есть что сказать о продажах, не стоит о них писать, — ответил Учитель.

Однажды ученик спросил:

— Учитель, часто бывает так, что я прихожу куда-то, хочу встретиться с тем, кто мог бы стать новым клиентом, а его секретарь не пускает меня и даже не говорит ему о том, что я пришел. Научи, как прорваться через секретаря?

— Прорваться? — улыбнулся Учитель. — Хорошее слово…

Он повел учеников за собой в большой зал, расставил половину из них в цепь поперек зала и велел взяться за руки.

Остальным он дал задание: попасть на другую половину зала.

Некоторые попытались разорвать преграду силой, но им противостояли не менее сильные партнеры. Порой даже завязывалась небольшая потасовка, и никому из тех, кто применил силу, попасть на другую сторону зала не удалось.

Другие подходили, вскрикивали, сделав вдруг испуганное лицо, глядя за спину «противнику». Некоторым из них удалось проскочить, пользуясь испугом партнера.

Третьи подходили и начинали щекотать руками «преграду». Так им удавалось преодолеть ее.

Четвертые не применяли ни силу, ни хитрость, ни щекотку, они долго стояли и что-то говорили тем, кто их не пускал. В конце концов, часть из них тоже прошла на другую половину зала.

Когда все так или иначе попробовали свои силы, Учитель хлопнул в ладоши, велел им идти по домам и думать над тем, чем они занимались, а назавтра собраться в этом же зале.

На другой день Учитель велел им поступить в точности так же, как и вчера.

И снова те, которые пытались прорвать цепь силой, ничего не добились.

Тем, кто обманул в прошлый раз, сегодня никто уже не верил, и они также остались ни с чем.

Когда те, кто вчера щекотал своих соперников, только приблизились к ним, они, вспомнив щекотку и заранее вздрагивая, ослабили хватку и легко пропустили их.

Те же, кому вчера удалось уговорить пропустить их, справились с задачей на этот раз еще быстрее.

— Вы видели сами, — сказал Учитель. — Силой ничего не добьешься, обманом добьешься, но только однажды, а действие смеха и убеждения лишь усиливаются со временем.

В дневнике Первого Ученика эта история была обведена красным. На полях стояло три восклицательных знака.

Однажды ученик спросил:

— Учитель, я часто замечаю: чем больше компания, тем хуже в ней относятся к клиентам. Скажи, почему так и обязательно ли это?

— Камни… — сказал Учитель. — Камень небольшой, как монета, подбрось его очень высоко — можешь попасть в птицу… Камень побольше, с кулак, — Учитель улыбнулся, — можно метнуть во врага и подбить ему глаз… Камень еще больше, с собаку, — из таких можно построить дом на века… Камень размером с человека или больше годится, только чтобы лежать у дороги и мешать путникам… Да еще из такого камня может получиться хороший памятник…

Когда Учитель узнал, что эта история сохранена учениками, он попросил никак не комментировать ее в записях.

Однажды к Учителю пришел путник из города, находившегося за сотни километров к югу страны. Когда Учитель принял его, он сказал:

— О Великий Учитель, я хотел бы засвидетельствовать тебе свое почтение и уважение. Твои мысли, которые мы читаем в пересказах учеников, настолько глубоки, что не каждый и не сразу постигает их сущность! Ты знаешь, в нашем городе даже есть клуб, он называется «Первый Шаг Пути». В нем собирается множество людей, причем далеко не все из нас заняты в торговле. Мы целыми вечерами спорим над одной или двумя твоими фразами. Разделяемся на группы и доказываем друг другу, что именно ты имел в виду!

— Интересно, — сказал Учитель, — а если я сойду с ума, это что-нибудь изменит?

До нас не дошло других высказываний Учителя на эту тему, но в записях учеников встречаются прозрачные намеки на то, что Учитель весьма иронично относился к своей всемирной славе и с насмешкой — ко всем, кто занимался изучением и обсуждением его слов больше, чем собственно продажами.

Однажды новый ученик спросил Учителя:

— Учитель, что делать, если тебе не нравится покупатель?

— Не нравится? — переспросил Учитель.

— Да, — нахмурился ученик, — знаешь, бывает ведь, что какой-то человек вызывает неприязнь. Внешним видом, манерой одеваться, манерой себя вести…

— Интересно, — сказал Учитель, — а деньги у него есть?

— Ну… да, наверное… то есть… конечно, — замешкался ученик.

— А бывает такое, — спросил Учитель, — что деньги вызывают у тебя неприязнь?

— Деньги? — удивился ученик. — Нет, деньги мне очень нравятся.

— Ты любишь их? — уточнил Учитель.

— Можно и так сказать, — прислушался к себе ученик, и лицо его прояснилось. — Да, конечно, очень люблю!

— Тогда каждый раз решай, — сказал Учитель, — что сильнее: нравятся деньги или не нравится покупатель…

Эта история достаточно проста. Тем не менее, по свидетельствам учеников Школы Пути, с которыми нам удалось пообщаться, она упоминалась во все времена и на всех этапах работы Школы.

Однажды ученик, проучившийся меньше остальных учеников, спросил Учителя:

— Учитель, у меня вот какое затруднение. Я заметил: часто, когда я продаю что-то, мне становится не важно — купит покупатель товар или нет. Я получаю удовольствие от процесса, и именно это удовольствие для меня главное…

— А много ли ты продаешь?

— Я давно уже считаюсь лучшим продавцом в своей фирме. И в фирме, где я работал до этого, я тоже продавал больше всех.

— И давно у тебя это безразличие к результату?

— Около полугода. Поэтому я и пришел к тебе…

— Я немногим смогу тебе помочь. Похоже, ты уже постиг Путь…

Некоторые исследователи утверждают, что именно этот ученик впоследствии основал одну из крупнейших в мировой истории сетей супермаркетов.

Однажды ученик сказал:

— Учитель, я много раз замечал, что продавец прямо разрывается между преданностью своей фирме и желанием сделать для клиентов как можно больше. Он хочет принести как можно больше прибыли и при этом как можно полнее удовлетворить клиентов…

— Это значит, — сказал Учитель, — что ты много раз замечал хороших продавцов…

— А как сделать так, чтобы человека это не мучило?

— Скажи ему, чтобы не мучился… — улыбнулся Учитель.

Учитель много раз говорил своим ученикам о том, что ум и сердце неравноценны при продажах, но ни в одной записи мы не находим четкого и однозначного указания на то, что же все-таки важнее.

Когда один из участников S. W. I. R. G. впрямую спросил об этом у Первого Ученика, он засмеялся и ответил словами Учителя: «Постигай Путь».

Однажды ученик спросил:

— Учитель, недавно я нашел новую работу — коммерческим директором, и у меня теперь в подчинении восемнадцать продавцов. Я хотел бы обучать их продажам… но я раньше никогда этим не занимался. Пятеро из этих продавцов — женщины. И вот какой у меня вопрос: существует ли различие между обучением продажам мужчин и женщин?

Учитель сказал:

— Да, разница существует, и огромная! Женщин можно не учить продажам, достаточно лишь объяснить им суть.

— Как же так? — удивился ученик. — Почему это? Разве женщины умнее мужчин?

— Едва ли можно найти более глупое занятие, чем рассуждать о том, кто умнее — мужчина или женщина, — пожал плечами Учитель. — Я не смогу объяснить, но это факт — любая женщина способна продавать лучше любого мужчины.

Эта история — одна из тех, что вызывают некоторое недоумение. Известен случай, когда Учитель не принял в Школу девушку, очень хотевшую стать продавцом. Мы не обнаружили подтверждений тому, что хотя бы одна женщина обучалась в Школе Пути за все время ее существования. В записях одного из учеников мы нашли такое примечание к этой истории: «Не понимаю, почему Учитель не объяснил ему про женщин. Ведь мы обсуждали эту тему около года назад…» Следов обсуждения, которое имел в виду этот ученик, мы, к сожалению, тоже пока не обнаружили.

Однажды ученик сказал:

— Учитель, когда я обучаю продавцов в своей фирме, они все вре��я просят меня научить их влиять на покупателя, находить у него слабые места и воздействовать на них…

— Научи их влиянию, — покачал головой Учитель. — Раз просят… Пусть умеют. Чтобы постичь слабость влияния, сначала надо научиться пользоваться его силой…

Во многих записях, сделанных при жизни Учителя, мы, как и в этой истории, находим свидетельства того, что Учитель не считал методы влияния чем-то плохим или опасным. Судя по всему, он считал влияние всего лишь одним из рядовых умений продавца.

Однажды новый ученик спросил:

— Учитель, у меня часто случается такое: я отправляю клиенту предложение, а он никак на него не реагирует.

— Ты приносишь ему свои мысли, написанные на хорошей бумаге? — спросил Учитель.

— Нет, я отправляю это телеграммой! — ответил ученик, явно гордясь тем, что использует столь передовой метод.

— А в каком городе находится покупатель? — поднял брови Учитель.

— В нашем, — улыбнулся ученик. — Отправляя ему телеграмму, я показываю, насколько современна моя фирма, а также то, что я ценю его время!

— Не понимаю, чему ты радуешься, чем гордишься и что ты там кому показываешь… — грустно сказал Учитель. — Твой клиент видит только то, что ты не хочешь с ним общаться.

Некоторые исследователи трактуют эту историю как пример того, что Учитель был в некоторой степени консерватором…

Когда мы попросили Первого Ученика прокомментировать это, он ответил, не задумываясь: «Если общаться с клиентом лично, глаза в глаза, означает быть консерватором, то, конечно, Учитель именно им и был».

Однажды к Учителю пришел ученик и спросил:

— Учитель, я заметил, что часто теряю клиента совершенно одинаковым образом. Я продаю ему товар и потом, когда вижу, что он давно ничего не покупал у меня (а я знаю, что мой товар ему необходим постоянно), прихожу и предлагаю купить снова. Но очень часто я слышу в ответ, что новую партию товара он купил у моего конкурента.

— А у тебя хороший товар? — спросил Учитель.

— Да, более того, я уверен, что он лучше, чем у конкурентов. Но я никогда не продаю товар дешевле, чем они, наоборот, чаще — дороже, и почти все покупатели считают, что это справедливо… И я стал сомневаться, может быть, все-таки дело в цене?

— Дело во времени. Приходи на один день раньше.

— Раньше, чем конкурент? А как же я смогу узнать, когда он придет?

— А как, ты думаешь, конкурент узнает, когда ему надо прийти? Просто приходи на один день раньше.

— Но как?!

— В конце концов, приходи вчера, — и Учитель сделал знак рукой, чтобы ученик шел домой.

Нам было не совсем понятно, выгнал Учитель ученика или просто отправил домой. Мы обратились с этим вопросом к Первому Ученику. Знаете, что он нам ответил? «Конечно же, я пришел на следующее утро!»

Однажды ученик, который постигал Путь уже более пяти лет, оставшись наедине с Учителем, спросил у него:

— Учитель, я читал множество книг о торговле и в каждой из них встречал заверения авторов, что именно их система — самая лучшая, самая действенная, самая эффективная…

— И что ты хочешь, чтобы я сказал в связи с этим? — нахмурился Учитель.

— Я хотел спросить тебя, Учитель, существует ли… нет, не так… может ли вообще существовать такая система продаж — самая-самая?

— Может ли существовать… Хороший вопрос. Вижу, что ты думал над этим. Попробуй-ка еще раз ответить сам. Но только отвечай не задумываясь, сразу! Может ли существовать лучшая, самая действенная, самая эффективная система продаж? Отвечай!

— Нет! — воскликнул ученик, потом испуганно посмотрел на Учителя. — То есть… все-таки… но, наверное…

— Достаточно, — улыбнулся Учитель. — Не начинай с начала.

«Эта история, — прокомментировал по нашей просьбе Первый Ученик, — еще одно объяснение тому, почему Учитель не написал книгу о продажах, хотя его многие об этом просили».

Однажды ученик спросил Учителя:

— Учитель, я в постоянном раздражении на работе, оттого что директор фирмы никогда не говорит сотрудникам о хорошем. У него все всегда плохо.

— В самом деле никогда?

— Даже если сотруднику удается сделать что-то действительно выдающееся для предприятия или когда внешние обстоятельства складываются вдруг особенно удачно, директор говорит: «Да… но зато…» и перечисляет другие проблемы.

— Может быть, все действительно так плохо?

— Учитель, это продолжается уже восемь лет. Фирма развивается, покупает оборудование, увеличивает число сотрудников, прибыли растут!

— Тогда уходи оттуда как можно скорее. Кто не знает слова «хорошо» тот никогда хорошо себя не почувствует… и другим не даст.

Эта история — косвенное подтверждение слухов о том, что Учитель все-таки писал книгу, но не о продажах, а несколько шире — об отношениях между людьми. Мы точно знаем, что она не была издана, и ищем хотя бы ее черновики уже более пяти лет. До сих пор удалось обнаружить только разрозненные следы и намеки. Тем не менее, как только книга или хотя бы ее отрывки найдутся, мы обязательно опубликуем ее — к нашей и всеобщей радости.

Однажды ученик сказал Учителю:

— Учитель, у меня бывают такие дни, когда ничего не получается. Все встречи срываются или переносятся по совершенно не зависящим от меня причинам. В простых делах возникают такие препятствия, которые ну никак не должны были и возникнуть, люди, с которыми у меня прекрасные отношения, вдруг обижаются на меня, что-то неправильно поняв… Я теряю важные для меня бумаги и предметы… Все просто валится из рук! Подскажи, как можно бороться с таким состоянием?

— Когда у тебя все валится из рук… — Учитель посмотрел на ученика и улыбнулся, — не бери ничего в руки!

Эта история — одна из тех, которые дают основания полагать, что Учитель ��се-таки был даосом, хотя многие исследователи его жизни с этим не согласны. Тем не менее приходится признать, что это утверждение до сих пор не имеет ни однозначного подтверждения, ни однозначного опровержения.

Однажды ученик спросил у Учителя:

— Учитель, в моей фирме большинство ключевых постов занимают родственники директора. Для того чтобы не ссориться с ними, директор, он же хозяин, часто принимает решения, которые мешают бизнесу. Порой доходит до того, что бизнес явно страдает из-за родственников.

— Ты говорил с ним об этом? — спросил Учитель.

— Когда-то давно, когда я только пришел в фирму, я пытался объяснить все это хозяину, но он… он сказал, что все и сам понимает и что это не мое дело.

— Как он при этом выглядел? — Учитель внимательно посмотрел на ученика. Ученик задумался, вспоминая:

— Пожалуй, так, как будто ему очень не хочется об этом говорить…

— А знаешь, ведь это действительно не твое дело… — подумав, грустно сказал Учитель.

Когда мы попросили Первого Ученика прокомментировать эту историю, вызвавшую у нас, честно говоря, некоторое недоумение, он полистал свои записи и сказал: «Учитель не раз подчеркивал, что не человек существует для созданного им бизнеса, а бизнес существует для создавшего его человека».

Однажды ученик спросил Учителя:

— Учитель, один мой знакомый молодой человек, живущий в другой стране, поступил недавно в Школу продаж при местном университете. Он звонил мне и советовался по поводу того, стоит ли ему все-таки там обучаться или лучше за какое-то время поднабраться практического опыта, работая в продажах, а потом уже приехать постигать Путь к тебе.

— И что я должен сказать по этому поводу? — улыбнулся Учитель.

— Учитель, я обещал ему спросить твое мнение…

— Пусть учится: любая система гораздо лучше, чем никакой, — пожал плечами Учитель.

Многие из учеников подтвердили нам, что Учитель всегда весьма доброжелательно относился к тем, кто считал его своим конкурентом и никогда не говорил плохо о ком-то, если тот честно обучал продажам. Даже когда методы продаж и принципы обучения противоречили Пути.

Однажды ученик спросил Учителя:

— Учитель, среди бизнесменов существует такая популярная фраза: «Клиент всегда прав». Скажи, с твоей точки зрения, она правильна?

— А ты не пробовал сам поискать ответ на этот вопрос? — спросил его Учитель.

— Пробовал, но у меня не получилось, — расстроился ученик. — С одной стороны, наверное, в этой фразе есть сила, хотя бы даже потому, что она столь популярна, с другой — никто не может быть всегда прав, это же ясно…

— Молодец, — улыбнулся Учитель. — Я вижу, что ты не ленишься думать. Клиент, конечно, всегда прав. Но только твой клиент. Ты не можешь и не должен стремиться продать каждому, живущему на Земле!

Очень многие люди, занятые бизнесом, благодарили нас за эту историю и говорили, что она, наконец, позволила им гораздо более спокойно и трезво взглянуть на свой бизнес. На это мы им всегда отвечали словами Учителя: «Это Путь Торговли — благодари Путь».

Однажды новый ученик спросил Учителя:

— Учитель, что делать, если тебе не нравится покупатель?

— Не нравится? — переспросил Учитель.

— Да, — нахмурился ученик, — знаешь, бывает ведь, что какой-то человек вызывает неприязнь. Внешним видом, манерой одеваться, манерой себя вести…

— Интересно, — сказал Учитель, — а деньги у него есть?

— Ну… да, наверное… то есть… конечно, — замешкался ученик.

— А бывает такое, — спросил Учитель, — что деньги вызывают у тебя неприязнь?

— Деньги? — удивился ученик. — Нет, деньги мне очень нравятся.

— Ты любишь их? — уточнил Учитель.

— Можно и так сказать, — прислушался к себе ученик, и лицо его прояснилось. — Да, конечно, очень люблю!

— Тогда каждый раз решай, — сказал Учитель, — что сильнее: нравятся деньги или не нравится покупатель…

Эта история достаточно проста. Тем не менее, по свидетельствам учеников Школы Пути, с которыми нам удалось пообщаться, она упоминалась во все времена и на всех этапах работы Школы.

Конец ознакомительного фрагмента