June 2, 2020

Ваше чувство одиночества может быть благородной заслугой...

Согласно буддизму, корни одиночества лежат в неуверенности. Хотя мы и говорим “мы”, “я”, “я – такой-то”, несмотря на то, что у нас есть имя, должность, работа, муж, жена, ученая степень, спортивная машина, пентхаус, да что угодно, не смотря на всё это, нас преследует неуверенность, мы ничем не можем подтвердить на все 100%, что мы существуем. И когда мы расчесываем кожу..., получаем степень, женимся, мы делаем всё это для того, чтобы хотя бы на время почувствовать, что существуем.

И эта неуверенность может проявиться, потому что вы никогда не увидите тот же цветок, что вижу я. Мы не можем поделиться друг с другом истинным цветком, мы можем только притвориться, что разделили этот опыт. От этого так одиноко. Я никогда не смогу разделить с вами свои переживания. Такое одиночество. Ведь то, что со мной происходит, могу пережить только я.

Если вы буддист, одиночество — это предвестие мудрости, вам следует к нему стремиться. Когда вы одиноки, вам не по себе от самсарной жизни. Вы чувствуете, что в ней всё идет не так, как надо и... как это сказать...обещает вам больше, чем может дать. Вы это чувствуете. И вам не по себе, вы как будто чужой. На самом деле, это очень важный ментальный фактор и предполагается, что практикующий будет его развивать.

Гендун Чопел сказал, я немного перефразирую: когда мы были детьми, самым важным для нас было — пойти на берег и построить песчаный замок. Нас так это волновало. Мы так любили этот замок. Мы подросли и стали подростками, песчаный замок потерял своё очарование, теперь нас волновали спортивные машины и видеоигры. Потом мы стали взрослыми, и машины, и видеоигры тоже перестали нас интересовать. На первое место вышли работа, должность, коллеги, женитьба, и прочее, и прочее. Когда нам исполнится девяносто и эти игры утратят актуальность, я не знаю, когда вам девяносто, возможно, вас будут волновать вещи, которых вы раньше не замечали, например, солонки или скатерти, и тому подобное.

Вы всё время меняете игрушки. Но некоторые из нас способны пройти весь этот путь гораздо быстрее, скажем, за пару месяцев. И посмотрев на всё это, понять, что всё это бессмысленно. Из-за того, что вам не по себе, вы чувствуете себя одиноким — для духовных людей очень важно испытать это одиночество.

Однажды Бодхисаттва пришел к Будде – об этом говорится в Сутре Праджняпарамиты – Бодхисаттва пожаловался Будде: “Мне так грустно, я печалюсь, что вся эта жизнь так бессмысленна, меня это ранит!” Будда ответил: “Это благородное достижение, ты смог почувствовать эту печаль потому, что накопил огромное количество заслуг. Если бы ты их не накопил, ты бы отвлёкся на все эти самсарные вещи и думал, что это — настоящая жизнь. А потом ты однажды сказал бы себе: “Стоп, все эти девяносто девять лет...“ Но было бы уже поздно”.

~ Дзонгсар Джамьянг Кхьенце Норбу Ринпоче