Путешествия / Travel
December 14, 2021

О поездке в Армению, Ноябрь 2021

Добрый день, дорогие друзья.

Наступил свободный вечер, и я решил написать небольшую заметку о своей недавней поездке в Армению. Я ездил туда не в отпуск, а для решения некоторой суперзадачи, о которой расскажу в конце статьи. Также я расскажу о своих впечатлениях и опыте пребывания в этой замечательной стране.

Долина

Подготовка к вылету

В наше ковидное время для вылета за границу необходимо правильно подготовиться. В случае поездки в Армению это сделать проще, так как наши государства достаточно сильно интегрированы. Для пересечения границы нужно получить ПЦР-тест или сделать прививку. Я просто загрузил свой сертификат о вакцинации в приложение "Путешествую без Covid-19". Также у меня на всякий случай была страховка от Сбербанка. Билеты на самолет я покупал через “Авиасейлс”, жилье бронировал на “Airbnb”, машину арендовал на “Rentalcars”. В Ереван я летел прямым рейсом из Санкт-Петербурга, что было большой удачей, ведь чаще всего дешевле доехать до Москвы и сесть на самолет там. Но это добавляет лишние 5 часов в дороге: 4 часа на Сапсане + 1 час до Шереметьево.

Прилет

Небольшой международный аэропорт Еревана Звартноц находится в хорошем состоянии. Он чем-то напоминает Пулково. Пограничный контроль я прошел быстро и без всяких проблем. После того, как я миновал зеленый коридор, у меня успешно проверили сертификат о вакцинации. Забрав машину, я поехал в сторону жилья. По пути увидел впечатляющий рекламный плакат с Путиным. Неожиданная встреча с Владимиром Владимировичем, я бы сказал. В России такого не видел. Автомобилисты перемещаются по дороге хаотично и не используют поворотники, но после поездок по Турции или по Сейшельским островам эта манера не вызывает затруднений, просто нужно быть внимательным и готовым в любой момент к неадекватным поступкам автолюбителей.

Аэропорт Звартноц
Путин В.В.

Жилье

Город Ереван выглядит бедно и колоритно. Центр города очень советский с вкраплениями постсоветских трущоб. На крыше панельного дома можно увидеть чью-то дачу, надстроенные балконы раздувают дома в два раза, а в некоторых местах вообще не видно изначальных фасадов. Я снимал квартиру в доме, который по всем признакам в прошлом был общежитием. Панельная точка без балконов и с единственным лифтом в центре парадной. Здание хоть и чистенькое, но местами обветшалое. Кроме дыр в шахте лифта и потертых лестничных площадок, я увидел крыс, заклеенные объявлениями входные группы и прочие признаки бедности. У меня прямо в гостиной висел бойлер, а вентиляционное отверстие в стене дома было ничем не прикрыто. При этом жилье было очень уютным, а хозяева – отзывчивыми и вежливыми. Кстати, скорость интернета не ниже, чем в России. Это было очень важно, так как в будни я продолжал работать.

Пристройки с печами
Дыра в шахте лифта

Еда

Армянские блюда приятны и понятны любому жителю России. Шашлыки, кебабы, хачапури, долма, всевозможные блюда из баранины составляют её основу. Я жил в двух минутах ходьбы от ул. Сарьяна, на которой находятся рестораны на любой вкус и кошелек. Больше всего запомнились Zanazan, Avocado Queen by Novikov, Pizza RIA, Jazzve, Tapastan. За две недели в Армении я ни разу не готовил самостоятельно: дешевле питаться в заведениях. Цены на блюда ниже, чем в России, большую роль играет разница в стоимости валют. При этом цены в супермаркетах примерно такие же, как и в Санкт-Петербурге. Помимо местных продуктов, широко представлены товары российских производителей, ну и за ощутимые деньги итальянские сыры, прошутто и прочие запрещенные к импорту в Россию товары.

Достопримечательности

Из всех двух недель пребывания в Армении у меня было всего четыре дня для посещения достопримечательностей. Я составил небольшой план, в который вошли несколько точек в окрестностях Еревана и озеро Севан. Я люблю рассматривать древние места и в особенности архитектуру. Так как в Армении много древних монастырей, то у меня получился какой-то паломнический тур. Я посетил монастыри Хор Вирап, Гегард, Севанаванк, храмы Гарни и Звартноц, Арку Чаренца. Все эти туристические точки прекрасны своей архитектурой, историчностью, содержательностью. Отдельно я бы отметил озеро Севан – единственный пресный водоем на территории Армении. Помимо монастыря Севанаванк, на его берегах находится большое количество баз отдыха, некоторые действуют до сих пор, другие заброшены.

Хор Вирап
Хор Вирап

Многие скажут, что невозможно представить Армению без горы Арарат. Это так и есть. В стране множество видовых площадок, откуда можно увидеть Большой и Малый Арарат. Мне не очень повезло: в воздухе была полупрозрачная дымка и удалось рассмотреть только контуры гор. Но я был рад и этому. Я решил посвятить свободные дни выездам за город, поэтому увидел не так много достопримечательностей Еревана. Я сходил на Большой каскад, площадь Республики и просто погулял по городу. Так как эта поездка в Армению не последняя, я решил оставить Ереван на следующий раз.

Вид на гору Арарат
Арка Чаренца и очертания горы Арарат
Храм Гарни
Стены в монастыре Гегард

Моя супер задача

Теперь я хотел бы перейти к самому интересному. Основной целью поездки было получение вакцины Astrazeneca, одобренной большей частью стран мира. Армения позволяет бесплатно привиться иностранцам, но самое главное – сертификаты вакцинации этой страны приравнены к европейским и находятся в общем с ними реестре. Для российских граждан это одна из немногих возможностей получить заветный укол и начать легально перемещаться по европейским странам. Или, например, получить возможность подать на визу в США или Канаду. К тому же в Ереване очень распространен русский язык, что упрощает получение актуальной информации по вакцинации и коммуникацию с медицинским персоналом. Я устал ждать, пока ВОЗ одобрит Спутник V, и поэтому решил действовать. О том, как это сделать и на что стоит обратить внимание, написано в статье издания “Валим!медиа”, которая была создана после этой поездки. В январе я отправлюсь в Армению еще раз, за вторым уколом, и мой сертификат EUDCC станет валидным, после чего я смогу подавать визу в страны ЕС. Сейчас данный способ получения вакцины является самым дешевым из всех возможных. Есть еще вариант поехать в Сербию, но это будет несравнимо дороже.

Настроения Еревана

Вместо выводов о поездке я хотел бы описать настроение, которое царит в Ереване. Армения страна бедная, цены высокие, уровень жизни низкий. Помимо этого, она находится в состоянии конфликта с соседним Азербайджаном, что создает некоторое напряжение. При этом в самой столице ощущается воздух свободы. Она выражается в разных аспектах: от политических – до бытовых. Например, люди имеют право выйти на площади и высказать своему правительству все, что думают о нем. Или обычные рестораторы могут выставить столики на тротуар перед своими заведениями, украсить территорию, убрать мусор и не бояться, что придут какие-то непонятные люди и навесят штрафы с дополнительными проверками за нарушение "стерильности". Этой искренности очень не хватает в современной России.

Еще немного фотографий

Вид из окна. Сараи на крышах домов
Пристройки, пристройки, пристройки...
Улица Еревана
Площадь Республики
Площадь Республики

Окрестности храма Гарни
Окрестности храма Гарни
Монастырь Гегард
Озеро Севан
Монастырь Севанаванк
Озеро Севан
Пёс