January 31, 2020

И пели птицы...

Рецензия от Книжного Кота

Роман «И пели птицы…» увидел свет в 1993 году. На обложке книги говорится, что это один из лучших романов за последние 50 лет. С некоторых пор я очень боюсь подобных утверждений. Понятно, что они призваны побуждать нас покупать книги, но часто произведения именно с такими громкими заявлениями меня почему-то разочаровывают…

Но, хватит рассуждений, вернемся собственно к книге. Действие начинается за несколько лет до начала Первой Мировой войны. Последние события книги датированы концом 70-х годов ХХ века. Некий англичанин Стивен Рейсфорд приезжает во Францию и селится в доме одного почтенного французского семейства. И как не трудно догадаться, в него влюбляется Изабель - жена главы почтенного семейства. Для Стивена – это не просто интрижка, это любовь. Возможно любовь всей жизни. А что же Изабель? Я как-то писал в одном из своих отзывов, что есть такие женщины, которым нехорошо, когда все хорошо. Хочется приключений на одно место. Изабель как раз из их числа. И если ее измену мужу я еще могу понять, ведь неравный брак мало кого делает счастливым, то дальнейшие ее действия меня, мягко говоря, удивляют. Вот уж, действительно, горе от ума. Прямо как в сказке: махнула рукавом – и сделала несчастным одного человека, махнула другим – и еще одного… Я ее не понял и не приянял.

Ну а что же Стивен? Как я уже упоминал, действия книги начинаются незадолго до Первой Мировой войны. И так уж складываются обстоятельства, что Стивен оказывается там… Вообще войне в этом произведении отводится, наверно, самая главная роль. Автор дает нам возможность прочувствовать весь ее ужас до мозга костей.

Один мой знакомый рассказывал, что когда читал «Чрево Парижа» Эмиля Золя, то просто физически ощущал свое присутствие там, ощущал запахи, вкусы… Да, Золя в этом мастер. Но скажу я Вам, Себастьян Фолкс в этом тоже поднаторел. Временами я переставал понимать, что я читаю книгу, было ощущение, что я все это вижу.

Конечно, я прекрасно понимаю, что далеко не все пришли с войны, что люди теряли близких, друзей. Что все это страшно... А у тех, кто выжил, до конца жизни перед глазами возникают эти страшные картины. Я все это знаю… И описание разорванных тел, гниющих трупов, разможеных голов практически на каждой странице мне ничуть не помогли в осмыслении того, что пришлось пережить героям книги. Я не падаю в обморок при виде крови, но такое обилие всего того, о чем я сказал выше, для меня было неприятным, и может быть даже лишним. Может быть, описывая все это, автор хотел нам лучше показать ту психологическую нагрузку, которую помимо физической приходилось нести солдатам на войне? Если Вам плохо, читая эту книгу в уютном кресле с кружечкой чая в руке, то каково было им там? Когда каждый день на твоих глазах гибнут твои товарищи, с которыми ты пил виски еще вчера вечером. Или, что еще хуже, с которыми ты немного повздорил накануне, а минуту назад его разорвало снарядом на твоих глазах? И ты хочешь все вернуть, найти другие слова... А ему уже все равно. Его просто нет. Твои товарищи уходят, а ты живешь. Каждый день видишь этот ужас и живешь. И хочешь только одного, чтобы однажды это случилось с тобой, потому что устал.

Не каждому под силу читать это все со спокойной душой. Ведь чаще мы привыкли читать о героизме или о физических тяготах и лишениях, но, на мой взгляд, психологическая нагрузка в миллион раз тяжелее. Ведь можно поесть, поспать, помыться, вывести вшей, которые просто навеки поселились в гимнастерках, а куда деть память и душевную боль?
Очень важно, чтобы в такой ситуации рядом были люди, способные поддержать, подбодрить, встряхнуть, в конце концов. Стивену в этом смысле, наверно, повезло. Рядом с ним всегда оказывались такие люди, даже в чужой стране…

Повествование в книге ведется не плавно от начала века к его концу. Мы пребываем то в 1910 году, то в 1970-м, и снова 1914 и т. д. И если в начале века мы знакомимся со Стивеном, Изабель и всеми, кто их окружает, то в 70-х годах прошлого века автор знакомит нас с Элизабет, которая имеет свою историю, полную тайн и загадок. А может быть тайны прошлого и настоящего имеют общие корни?

Произведение «И пели птицы» очень разнопланово. Очень много всего в ней намешано, очень много вопросов поднято. На мой взгляд даже излишне для одного произведения. Не могу сказать однозначно, что читается легко. Помню как в школе, знакомясь с бессмертным творением «Война и мир» Толстого, я старался поскорее перелистнуть странички, посвященные войне, и окунуться в атмосферу балов, любви, мира… Также точно было и в случае с книгой «И пели птицы». Но если Толстому я бы не посмел выставлять оценки, то здесь легко и с большой натяжкой поставлю «7/10». И то, только потому, что если я не ошибаюсь, эта книга входит в список двухсот лучших книг по версии ВВС.
Были тяжелые и затянутые моменты, были несуразицы, нестыковки, было местами «галопом по Европам». И конец книги… Я остался в недоумении.


В общем, кого очень заинтересует мой отзыв, желаю приятного чтения. Всем же остальным рекомендовать не буду. В мире очень много отличных книг, которых я Вам и желаю!