August 30, 2020

Вино из одуванчиков

Рецензия от Книжного Кота

Книга Рэя Бредберри «Вино из одуванчиков» часто мелькает в списках духоподъемных книг, которые усиливают жажду жизни или что-то вроде этого. Мне в детстве нравились фантастические произведения этого автора, я читал их с интересом, у них есть своя особенная атмосфера, я подумал, что, наверное, и этот роман мне должен понравится.

Сразу напишу, что в целом книга оказалась не тем, что я ожидал. Это одно из тех неспешных повествований о магии обычных вещей, о взгляде ребенка на мир, и этот видение реальное и немного фантастическое одновременно, когда не понимаешь каких-то «взрослых вещей», но в тоже время видишь больше смысла в других вещах, или вообще воспринимаешь что-то иначе. Во время чтения и даже после того, как я закончил эту книгу, меня посещала грусть о прошлом, о том времени, когда ребенком бежишь по зеленой траве и все вокруг волшебное, новое, интересное, наполненное особым смыслом, который утрачиваешь, когда взрослеешь. и в детстве кажется, что все так будет всегда, что дети всегда будут детьми, а взрослые взрослыми.

В первую очередь книга, конечно, о лете и детстве, о жизни. Я как будто бы погрузился в этот короткий период жизни двенадцатилетниего Дугласа и его младшего на два года брата Тома благодаря множеству деталей, которые делают все чувство от произведения каким-то объемным, с собственными цветами, запахами, даже тактильными ощущениям, но все как будто бы настоящее, непридуманное, Возможно, отчасти это так и есть, потому что полное имя автора Рей Дуглас Бредберри, и, скорее всего, он описывал свои ощущения из далекого детства 1928 года. Эта книга также и о взрослении, Дуглас как раз стал осознавать, что все не вечно, и его детство, и его родные, и он сам. И еще, думаю, что книга о старости, о том как людям сложно принять старость и они завидуют юности, эта тема тоже идет рефреном через все произведение.

Но в то же время, я не могу сказать, что книга «Вино из одуванчиков» мне очень понравилась. Даже несмотря на свою атмосферность, она не захватила меня в полной мере. Дело в том, что в романе нет сюжета, нет какой-то структуры, нет основной интриги. В романе есть небольшие подистории о Дугласе, Томе или их родных или соседях, они разные, какие-то более интересные, какие-то менее, но в целом роман создает впечатление прозрачного и чистого озера, в котором приятно побарахтаться, но оно никуда не течет и не стремится, и все его берега можно обозреть из одной точки. Как будто-то бы Брэдберри просто собрал в кучу обрывки своих детских переживаний, даже не постаравшись придать им какую-то форму. В первой половине мне было очень скучно читать, и я более или менее увлекся только ближе к концу, лелея слабую надежду, что хотя бы концовка как-то исправит мое впечатление, но никаких сюжетных поворотов или чего-то запоминающего там нет.

В целом, меня книга «Вино из одуванчиков» не особо впечатлила, и я с нетерпением ждал, когда она закончится, но я ее рекомендую тем, кто хочет окунуться в детские воспоминания, опять почувствовать запахи лета и детства.